ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2022 от 06.04.2022 Тунгусско-чунского районного суда (Красноярский край)

УИД: 88RS0003-01-2022-000037-53

Материал 12-12/2022

РЕШЕНИЕ

6 апреля 2022 г. в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края в селе Ванавара по ул. Советская д.49, Эвенкийского района Красноярского края

судья Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края Кирпиченко Е.П.,

с участием заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В.,

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании материал № 12-12/2022 по протесту заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявской Т.В. на не вступившее в законную силу определение главного специалиста-государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Коробкина А.А. от 20.01.2022 № 04-01/В о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов по ч.9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении:

должностного лица: директора Общества с ограниченной ответственностью «Красноярский Центр строительства» (далее - ООО «КЦС» или Общество) Савельева ФИО6,

УСТАНОВИЛ:

Определением №04-01/В о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов от 20.01.2022 г., вынесенным главным специалистом-государственным инспектором отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Коробкиным А.А. для устранения недостатков в прокуратуру Эвенкийского района Красноярского края возращено постановление от 15.12.2021 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы дела в отношении должностного лица – директора ООО «КЦС» Савельева Э.В. по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным определением, заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. направила в суд протест, в котором просит суд определение главного специалиста-государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Коробкина А.А. от 20.01.2022 № 04-01/В о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов в отношении должностного лица – директора ООО «КЦС» Савельева Э.В. по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ – отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.

В обоснование протеста заместитель прокурора Эвенкийского района указала, что определением прокуратуре Эвенкийского района возвращено постановление и материалы проверки в отношении директора ООО «Красноярский центр строительства» возбужденное по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2. КоАП РФ по факту образования на земельном участке с кадастровым номером в результате уборки помещений, мытья машин, проживания, работы в них граждан и прочих видах деятельности фекальных отходов нецентрализованной канализации IV-ro класса опасности, паспортизация которых в нарушении требований законодательства не проведена, класс опасности жидких отходов, не определен.

Определение мотивировано отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществляет деятельность ООО «КЦС», отсутствием фототаблицы с выявленными нарушениями, а также доказательства образования отхода.

По мнению прокурора, данные обстоятельства не основаны на предоставленных материалах проверки, которыми подтверждено наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2. КоАП РФ. Материалы подготовлены в соответствии с требованиями и положениями кодекса РФ об административных правонарушениях, а отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не является основанием для возвращения административного материала, так как может быть восполнено при рассмотрении дела.

В соответствии с положениями ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

В ходе проведенного с применением видеофиксации 17.11.2021 осмотра земельного участка с кадастровым номером

фундамент -сваеленточный, наружные стены выполнены из сэндвич панелей, внутренние из ПВХ, помещение имеет систему электроснабжения посредством работы дизель генераторных установок, теплоснабжение осуществляется посредством нагретой воды в системе труб из котельной расположенной рядом со зданием. Имеется система труб для водоснабжения в целях питьевого и хозяйственно бытового назначения и система водоотведения (канализация) в локальный биосептик. По результатам составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов, в соответствии с положениями ст. 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Образование жидких бытовых отходов также подтверждено объяснениями работника ООО «КЦС» Дутко 0.10. и актом составленным по результатам проверки проведенной с выходом на место производственной деятельности и документарной по месту фактического нахождения юридического лица от 02.12.2021, которым: установлено, что на указанном земельном участке, расположены здание общежития, РММ и цех лесопиления имеющие систему отведения жидких бытовых отходов в накопитель - биосептик, образуемых в процессе эксплуатации здания. Жидкие бытовые отходы образуются в результате уборки помещений, мытья машин, проживания и работы в них граждан и прочих видах деятельности.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других, материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Прокуратурой района, осмотр территории, находящихся там вещей и документов проведен в соответствии с положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как составление фототаблицы к протоколу при видеозаписи не является обязательным, неполнота представленных материалов, а именно отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществляет деятельность ООО «КЦС», может быть восполнена в ходе рассмотрения дела по существу путем запроса и получения соответствующих документов, а доказательства образования отхода подтверждены проведенным осмотром и объяснением работника ООО «КЦС» в связи с чем, как считает прокурор, что определение вынесено незаконно и необоснованно.

В связи с указанными доводами прокурор просит: определение главного специалиста - государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Коробкина А.А. от 20.01.2022 № 04-01 /В о возращении постановления от 15 12.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов дела в отношении директора ООО «Красноярский центр строительства» по ч. 9 ст. 8.2. КоАП РФ - отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. внесенный в суд протест поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить, представила в суд видеозапись осмотра территории и находящихся там вещей и документов на 10 файлах.

Как следует из представленных в суд материалов 15.11.2021 г. было принято решение о проведении проверки ООО «КЦС» с целью соблюдения требований градостроительного, природоохранного, трудового и лесного законодательства, законодательства об инвестиционной деятельности.

17.11.2021 г. заместителем прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В., с участием старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Красноярского края ФИО7 в присутствии директора ООО «КЦС» Савельева Э.В. проведен осмотр территорий и находящихся на них объектов на правом берегу реки Катанга Эвенкийского района в квартале

По итогам осмотра 18.11.2021 г. был составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов.

Также по результатам проверки в отношении ООО «КЦС» был составлен акт, в котором отражено, что на земельном участке с кадастровым номером . РММ и цех лесопиления имеющие систему ведения жидких бытовых отходов в накопитель - биосептик, образуемых в процессе эксплуатации здания. Жидкие бытовые отходы образуются в результате уборки помещений, мытья машин, проживания и работы в них граждан и прочих видах деятельности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения: отходов 1 - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, конкретные виды отходов представлены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. При этом, одиннадцатый знак 11 - значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - 1-й класс опасности; 2 – П-й класс опасности; 3 - Ш-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

ФККО утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" содержит, в том числе, сведения, включающие вид отхода «Фекальные отходы нецентрализованной канализации», подвиды «отходы (осадки) из выгребных ям» и «отходы: коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления», имеющие классификационные коды 7 32 100 01 30 4 и 732 101 01 304 соответственно, что свидетельствует об отнесении их к отходам IV-гo класса опасности.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , в результате уборки помещений, мытья машин, проживания, работы в них граждан и прочих видах деятельности образуются фекальные отходы нецентрализованной канализации IV-гo класса опасности, паспортизация которых в нарушении требований законодательства не проведена, класс опасности жидких отходов, не определен.

На основании протокола № 7/2018 от 15.11.2018 внеочередного общего собрания участников ООО «КЦС», приказом, от 16.11.2018 на должность директора назначен Савельев ФИО8, который в соответствии с п. 8 Устава является единоличным исполнительным органом ООО «КЦС», действует без доверенности от имени общества, представляет его интересы, издает приказы о назначении на должность работников общества, переводе и увольнении принимает на работу работников и заключает сделки.

При таких обстоятельствах прокурором в действиях должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Красноярский центр строительства» - Савельева Эдуарда Владимировича были усматрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ – неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, в связи с чем на основании Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 15. 12. 2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, которое передано для рассмотрения в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

20.01.2022 г. главным специалистом- государственным инспектором отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Коробкиным А.А. было вынесено определение № 04-01/В о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов дела.

Проверив представленные в суд материала, нахожу данное определение необоснованным и подлежащим отмене, поскольку представлено достаточно доказательств в обоснование возбужденного в отношении директора ООО «КЦС» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ. Для правовой оценки наличия состава указанного выше правонарушения, в действиях должностного лица отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не имеют существенного значения. Факт ведения хозяйственной деятельности ООО «КЦС» именно на данной территории подтвержден видеоматериалами и не отрицается ООО «КЦС».

Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностных лиц составляет - 1 год, прихожу к выводу, что определение № 04-01/В о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов дела подлежит отмене с направлением дела в тот же орган для рассмотрения по существу.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Протест заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявской Т.В. на не вступившее в законную силу определение № 04-01/В о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов дела – удовлетворить.

Определение главного специалиста - государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Коробкина А.А. от 20.01.2022 № 04-01 /В о возращении постановления от 15 12.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов дела в отношении директора ООО «Красноярский центр строительства» по ч. 9 ст. 8.2. КоАП РФ - отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в тот же административный орган.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в административную коллегию Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья Е.П. Кирпиченко

.