ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2022 от 11.02.2022 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

Дело №12-12/2022 <данные изъяты>

УИД 24RS0044-01-2021-001828-08

Р Е Ш Е Н И Е

г. Заозерный 11 февраля 2022 года

Судья Рыбинского районного суда Красноярского края Щурова О.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ОАО «РЖД» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2, которым ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ», юридический адрес: <адрес>, зарегистрированное в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 770801001, привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, а именно, в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 55 минут при наземном патрулировании, при проверке термоточки, был обнаружен лесной пожар, низовой, беглый, слабой интенсивности на площади 1,5 га, координаты места возгорания: N 550 54’059”, E 94029’945”, в квартале выделе Заозерновского участкового лесничества, совхоз «Успенский», Рыбинское лесничество, на земельном участке с кадастровым номером 24:32:0202006:2, который отнесен к землям иного специального назначения для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги, передан в долгосрочную аренду ОАО «РЖД», причиной пожара явилось отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров на земельном участке, примыкающем к лесу, а также не очистка земельного участка от сухой травянистой растительности, т.е. ОАО «РЖД» не приняло необходимых и достаточных мер к тому, чтобы исключить переход огня с принадлежащего ему земельного участка в лесной массив, чем нарушило пункт 37 Правил пожарной безопасности в лесах.

В Рыбинский районный суд Красноярского края поступила жалоба ФИО1, в которой он просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что вины юридического лица во вмененном правонарушении нет. Земли, на которых расположены объекты инфраструктуры ОАО «РЖД» относятся к землям транспорта, а производственные объекты не связаны с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения и поэтому не могут являться объектом надзора со стороны КГКУ «Лесная охрана». Как следует из постановления, местом возникновения пожара являются земли для размещения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Причиной лесного пожара, по мнению государственного инспектора, в квартале 29 выделе 55 Заозерновского участкового лесничества, Совхоз «Успенский», КГБУ «Рыбинское лесничество» 30.05.2021г. явился переход огня от насыпи железной дороги. Однако, каких-либо возгораний в полосе отвода железной дороги 30.05.2021г. не зафиксировано. В материалах дела отсутствует информация, на основании которой административный орган пришел к указанному выводу: какие применялись методы исследования, проводилась ли для этого пожарно-техническая экспертиза и т.п. Ширина полосы отвода на данном участке не превышает 50 метров. Вывод о том, что пожар перешел с земельного участка, принадлежащего ОАО «РДЖ», не подтвержден материалами дела. ОАО «РЖД» не совершало противоправных действий (бездействия) и не допускало нарушений требований пожарной безопасности на землях лесного фонда, а также иных (перечисленных в ст.23 Лесного кодекса РФ) подконтрольных КГКУ «Лесная охрана» территориях. Таким образом, отсутствует объект правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. В протоколе и постановлении об административном правонарушении указано, что местом совершения административного правонарушения является земельный участок с кадастровым номером 24:28:0000000:49, вдоль границ с кварталом выделе Заозерновского участкового лесничества, совхоз «Успенский», КГБУ «Рыбинское лесничество». По данным публичной кадастровой карты Росреестра указанный земельный участок имеет площадь 226 849кв.м. Его протяженность составляет около 40 километров вдоль железной дороги, при этом определить в какой части он граничит с кварталом выдела Заозерновского участкового лесничества, совхоз «Успенский», Рыбинское лесничество не представляется возможным. Железная дорога является линейным объектом и для разметки расстояния на железнодорожных линиях используются пикеты и километровые столбы. В протоколе и постановлении об административном правонарушении отсутствуют данные, позволяющие определить место совершения правонарушения: не указаны километры, пикеты, перегон, район, край, страна. Кроме того, отсутствуют данные о фактах самих нарушений с привязкой к месту совершения. Акт планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от 23.06.2021г. составлен в нарушение требований ст.9 Федерального закона ото 26.12.2008г. №284-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: отсутствовали основания для проведения планового осмотра в полосе отвода железной дороги, о проведении планового осмотра юридическое лицо не было уведомлено, акт проверки, в нарушение ст.16 Закона не был направлен в их адрес. В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе, результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Жалоба представителем ОАО РЖД по доверенности ФИО1 направлена почтой 09.11.2021г. с нарушением срока обжалования, так как копия обжалуемого постановления получена заказной почтой 26.10.2021г.

Представитель ОАО РЖД по доверенности ФИО1 в судебном заседании 28.01.2022г. доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнив, что не установлено точное место совершения правонарушения, что лишает ОАО РДЖ возможности проверить данный факт, а также проверить наличие или отсутствие в данном месте минерализованной полосы. ОАО РЖД регулярно проводит мероприятия по очистке от сухостоя, организации минерализованных полос. Также просил восстановить срок обжалования, так как срок пропущен на 1 день по объективным причинам.

Представитель ОАО РЖД и представитель КГКУ «Лесная охрана», будучи надлежащим образом извещенными, о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Суд считает возможным восстановить ОАО РЖД срок для обжалования указанного постановления, так как срок пропущен на один день по объективным обстоятельствам.

В соответствии с ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст.1 Лесного кодекса РФ одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Частью 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ установлено, что леса подлежат охране от пожаров.

В силу ст.52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Исходя из ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса РФ относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. N417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в соответствии с которыми установлены единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Согласно пункту 37 требований пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Согласно приказу министерства лесного хозяйства Красноярского края от 21.04.2021 № 86-949-од на территории Рыбинского лесничества с 23.04.2020 объявлен пожароопасный сезон.

В силу подп. «г»-«д» п. 4 Правил установления и использования полос отвода охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; отделять границу полосы отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 м или минерализованной полосой шириной не менее 3 м.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 55 минут на земельном участке с кадастровым номером 24:32:0202006:2, который отнесен к землям иного специального назначения для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги, расположенном в квартале выделе Заозерновского участкового лесничества (с-з «Успенский») КГБУ «Рыбинское лесничество» произошел пожар, причиной которого явилось отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров на земельном участке, примыкающем к лесу, а также не очистка земельного участка от сухой травянистой растительности.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По смыслу частей 1 и 2 статьи 26.2, части 2 статьи 28.2 Кодекса фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность представления доказательств того, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

Пункт 37 Правил возлагает на организацию, осуществляющую обслуживание полосы отвода железной дороги, обязанность по очистке от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, именно мест прилегания полосы отвода к лесному массиву, а также отделение данных участков от опушки леса противопожарной опашкой или противопожарной минерализованной полосой, что также согласуется с иными вышеприведенными положениями законодательства о пожарной безопасности.

Фактические обстоятельства дела в постановлении установлены правильно.

Вина ОАО РЖД в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных допустимых и достаточных доказательств, предусмотренных ст.26.2 КоАП РФ:

-актом о лесном пожаре от 05.05.2021г. со схематическими чертежами, согласно которых местом возникновения лесного пожара являются земли для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги и участок лесного массива, расположенные на территории КГБУ «Рыбинское лесничество» квартал выделе . На данном участке отсутствует свежая минерализованная полоса, отделяющая лесной массив от земель размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, а также не произведена очистка от старой сухой травы, валежника, веток и других горючих материалов;

-актом планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 03.05.2021г. ;

-схемой и приложением к акту планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 03.05.2021г.;

-публичной кадастровой картой;

-объяснением начальника Рыбинской ПХС ФИО4 от 03.05.2021г., согласно которого полоса отвода железной дороги в месте прилегания к лесному участку не отделена противопожарной опашкой, а также не очищена от старой сухой травы, валежника, веток и других горючих материалов, что явилось причиной пожара;

-объяснением бригадира Рыбинской ПХС ФИО5 от 03.05.2021г., аналогичным объяснению ФИО4;

-объяснением лесничего КГБУ «Рыбинское лесничество» ФИО6 от 03.05.2021г., аналогичным объяснениям ФИО4 и ФИО5;

-выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 07.05.2021г. №КУВИ-002/2021-51146115, согласно которого земельный участок с кадастровым номером 24:32:0202006:2 относится к землям для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги;

-протоколом об административном правонарушении от 10.06.2021г. .

Доводы ОАО РЖД о том, что каких-либо возгораний в полосе отвода железной дороги 30.05.2021г. не зафиксировано, в связи с чем, не доказана причастность ОАО РЖД к указанному пожару, не могут быть приняты во внимание, так как пожар произошел не 30.05.2021г., а 03.05.2021г и факт его перехода от земель, принадлежащих ОАО РЖД, подтверждается вышеизложенными материалами дела.

Доводы ОАО РЖД о том, что не установлено место совершения правонарушения, так как не указаны километры, пикеты, перегон, район, край и страна, также не могут быть приняты во внимание, так как требования об обязательном указании километра, пикета и перегона при установлении места совершения правонарушения в КоАП РФ отсутствуют, место правонарушения в данном случае установлено согласно координат, а также квартала и выдела, находящихся в Рыбинском районе Красноярского края.

Доводы ОАО РЖД о том, что все доказательства получены с нарушением требований закона при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное правонарушение выявлено не в рамках Федерального закона ото 26.12.2008г. №284-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а в связи с сообщением о наличии пожара и проверки термоточки.

В связи с чем, доводы о том, что ОАО РЖД необоснованно привлечено к административной ответственности, несостоятельны и опровергаются вышеперечисленными доказательствами, оснований не доверять которым у суда не имеется.

Таким образом, действия ОАО РЖД квалифицированы верно, в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в нем содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, в том числе отражено событие правонарушения, квалификация деяния.

Копия постановления направлена заказной почтой, порядок обжалования постановления разъяснен.

Постановление о назначении ОАО РЖД административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ОАО РЖД в соответствии с санкцией, предусмотренной ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

Суд считает, что в действиях ОАО РЖД имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для отмены или изменения постановления заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО РЖД суд не находит, данное постановление вынесено в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Восстановить ОАО РЖД срок обжалования постановления заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Жалобу представителя ОАО РЖД по доверенности Берд Д.Д. – оставить без удовлетворения.

Постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ОАО РЖД признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

<данные изъяты>

Судья: Щурова О.И.