ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2022 от 14.04.2022 Устюженского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-12/2022

УИД 35RS0023-01-2022-000221-57

РЕШЕНИЕ

<...> 14 апреля 2022 года

Судья Устюженского районного суда Вологодской области Галоян Армен Лорикович рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области на постановление о назначении административного наказания , вынесенное 11 марта 2022 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведущего специалиста – эксперта Череповецкого отдела государственного экологического надзора ФИО1 в отношении ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением о назначении административного наказания , вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведущего специалиста – эксперта Череповецкого отдела государственного экологического надзора ФИО1 11 марта 2022 года ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за не предоставление в отдел водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печерского БВУ отчета формы 3.1. (учет объема забора водных ресурсов из реки Молога за 4 квартал 2021 года) и отчета формы 2-ОС (о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах за 2021 год) в установленный законом срок.

ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, просило его отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения, в обоснование, указав, что ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области является водопользователем в соответствии с договором водопользования от ДД.ММ.ГГГГ. В учреждении ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составлялся и направлялся отчет о выполнении условий использования водного объекта. В течении 2019-2021 гг. отчеты направлялись своевременно. В 4 квартале 2021 года в связи с непредвиденной тякучестью кадров указанные отчеты не были подготовлены в срок и были направлены с незначительной просрочкой. Отмечает, что ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области является казенным учреждением, финансируется из средств федерального бюджета.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области по доверенности ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, просила производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Представитель административного органа не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения на жалобу.

Заслушав представителя лица, привлекаемого к ответственности, проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 названного Кодекса, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 28 января 2022 года в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора из отдела водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печерского БВУ поступила информация о не предоставлении отчета формы 3.1. (учет объема забора водных ресурсов из реки Молога за 4 квартал 2021 года) и отчета формы 2-ОС (о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах за 2021 год) водопользователем ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области в установленный законом срок.

Постановлением о назначении административного наказания , вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведущего специалиста – эксперта Череповецкого отдела государственного экологического надзора ФИО1 11 марта 2022 года ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области привлечено к административной по ответственности ст.8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Факт административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и виновность ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Вместе с тем, имеются основания для признания совершенного ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений заявителя, отчет формы 3.1. (учет объема забора водных ресурсов из реки Молога за 4 квартал 2021 года) и отчет формы 2-ОС (о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах за 2021 год) были направлены в отдел водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печерского БВУ по истечении незначительного времени, за пределами установленного законом срока.

Данный факт не оспаривается заявителем.

Вместе с тем, допущенное нарушение совершено Учреждением впервые и не причинило ущерба природной среде. ФКУ ИК-20 предприняло необходимые меры по устранению нарушения, отчеты сданы, требования по не допущению действий, приводящих к причинению вреда окружающей среды, ухудшению экологической обстановки выполняются Учреждением в полном объеме.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, обстоятельств дела, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

Согласно ст.29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено, в частности, постановление о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 названного Кодекса, а также в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 названного Кодекса.

При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведущего специалиста – эксперта Череповецкого отдела государственного экологического надзора ФИО1 в отношении ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.2.9, 30.6-30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление о назначении административного наказания , вынесенное 11 марта 2022 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведущего специалиста – эксперта Череповецкого отдела государственного экологического надзора ФИО1 в отношении ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области о привлечении к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

ФКУ ИК-20 УФСИН России по Вологодской области объявить в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ устное замечание.

Настоящее решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья (подпись) А.Л. Галоян