26RS0021-01-2022-000166-68
РЕШЕНИЕ
17 мая 2022 г. г.Лермонтов
Судья Лермонтовского городского суда Ставропольского края Самарина Т.В.,
с участием:
защитника юридического лица ООО «Алмаз Удобрения»г.Лермонтова, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобу юридического лица ООО «Алмаз Удобрения»г.Лермонтована постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренномст.8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по СКФО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.юридическое лицо ООО «Алмаз Удобрения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 21 000 руб.
Защитник юридического лица ООО «Алмаз Удобрения» по доверенности ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление старшего государственного инспектора от ДД.ММ.ГГГГ изменить, исключить описание состава правонарушения и указание на вину ООО «Алмаз Удобрения», выразившуюся в отсутствии проекта рекультивации земель, согласованного в установленном порядке с собственником земельного участка, сославшись на то, чтов ч.4 данного постановления описаны выявленные нарушения, а именно: что ООО«Алмаз Удобрения»осуществляетрекультивациюхвостохранилищаРАОв отсутствиипроектарекультивацииземель,согласованноговустановленномпорядкесобственником земельного участка. Однако, указаниеРосприроднадзоромо нарушении требований нормативногоправовогоакта(п.15Постановления ПравительстваРФот10.07.2018г.№800«Опроведениирекультивациииконсервации земель»)не имеется по следующим основаниям. МеждуООО«АлмазУдобрения»иОАО«ГМЗ»заключендоговорсубаренды земельногоучасткас кадастровым номером №.10.2020 г.,накоторомрасположено хвостохранилищерадиоактивных отходов(далее РАО). В настоящеевремяООО«АлмазУдобрения»осуществляетукладкуфосфогипсав пункте хранения РАО (хвостохранилище) в соответствии с проектной документацией ОАО «ГМЗ»(2010г. и2015г.),получившейположительноезаключениеэкспертнойкомиссии Государственнойэкологическойэкспертизы (далее ГЭЭ),котороеутвержденоприказомУправления Росприроднадзора по СК №575-Э от 27.05.2013 г. Правилапроведениярекультивациииконсервацииземель(далее-Правила),утв. ПостановлениемПравительстваРФот10.07.2018№800устанавливаютпорядок проведениярекультивациии консервацииземель,и в равноймере распространяютсяна земли и земельные участки. Согласноп.8 Правил, рекультивацияземель, консервацияземель осуществляютсяв соответствиисутвержденнымипроектомрекультивацииземель ипроектомконсервации земель путем проведения технических и (или) биологическихмероприятий. В соответствии с п.15 Правил, проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проектарекультивациивсоставепроектнойдокументациинастроительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренныхп.23настоящихПравил,проектконсервацииземельдоихутвержденияподлежат согласованию. По смыслу п. 15 Правил соответствующее согласование проект рекультивации земель долженпройтиво всех случаях, за исключениемтех, когда он разрабатываетсяв составе проектнойдокументациинастроительствоилиреконструкциюобъектовкапитального строительства, и тех, когда подлежит ГЭЭ (п.23). Согласно ч.4 ст.11 ФЗ от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектамиГЭЭфедеральногоуровня являютсяматериалыобоснованиялицензийнаосуществлениеотдельныхвидов деятельности,оказывающихнегативноевоздействиенаокружающуюсреду,в соответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерациивобластииспользования атомной энергии (действующая редакция). (Предыдущаяредакция:материалыобоснованиялицензийнаосуществление отдельныхвидовдеятельности,которыеоказываютнегативноевоздействиена окружающуюсредуилицензированиекоторыхосуществляетсявсоответствиис Федеральнымзаконом от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензированииотдельныхвидов деятельности»(заисключениемматериаловобоснованиялицензийнаосуществление деятельностипосбору,транспортированию,обработке,утилизации,обезвреживанию, размещениюотходовI-IVклассовопасности)изаконодательствомвобласти использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти). Обществоосуществляетрекультивациюхвостохранилищатаккакпроектная документация получила положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ. При этом, анализ данных правовых норм подтверждает то обстоятельство, чтоООО «Алмаз Удобрения» нетребовалосьполучениесогласованиявустановленномп.15Правил порядке,таккакрекультивацияпроводитсянаобъектеиспользованияатомнойэнергии, проект в отношении, которого не подлежит согласованию. Таким, образом,ООО «Алмаз Удобрения»ненарушалонормы,установленныеп.15Правил,в связи с чем, постановление Росприроднадзора в ч. 4 неправомерно.
В судебном заседании защитник юридического лица ООО «Алмаз Удобрения» по доверенности ФИО1 просила удовлетворить жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Северо-Кавказского Межрегионального УправленияРосприроднадзора по доверенности ФИО3, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, а также возражения, сославшись на то, чтоСеверо-Кавказским межрегиональным управлениемРосприроднадзора на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ№, в отношении ООО «Алмаз Удобрения» проведена внеплановая выездная проверка, по результатамкоторой выявлены нарушения, допущенные ООО «Алмаз Удобрения» при соблюдении требований норм действующего природоохранного законодательства, а именно: ООО «Алмаз Удобрения» осуществляет рекультивацию хвостохранилища РАО на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <...>,в отсутствии проекта рекультивации земель, согласованного в установленном порядке с собственником земельного участка.Собственником данного земельного участка является Российская Федерации, арендатором ОАО «ГМЗ» по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование - для мест уничтожения оружия и захоронения отходов, по документу - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности (земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации, захоронения отходов и рекультивации хвостохранилищ). Данный земельный участок передан в субаренду ООО «Алмаз Удобрения» по договору от ДД.ММ.ГГГГ для рекультивации хвостохранилища радиоактивных отходов.В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Госкорпорация «Росатом» является уполномоченным органом, который признал ООО «Алмаз Удобрения» организацией, осуществляющей работы по закрытию радиационно-опасного объекта, и делегировал всю полноту ответственности за его безопасное состояние, в том числе устранение радиационного воздействия радиоактивных отходов на окружающую среду и население (ст.ст. 34, 35 Федерального закона №170-ФЗ от 21.11.1995 г. «Об использовании атомной энергии»).В соответствии со Свидетельством №ГК-С282 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Алмаз Удобрения» является организацией пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии и осуществлять деятельность в области использования атомной энергии: пункт хранения радиоактивных отходов - хвостохранилище радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке урановых руд, осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность в области использования атомной энергии: вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов. Дата окончания срока действия свидетельства ДД.ММ.ГГГГ.Согласно пояснений ООО «Алмаз Удобрения» от ДД.ММ.ГГГГ№, земельные работы на территории хвостохранилища не проводились ввиду продолжающего намыванияфосфогипса согласно проектным решениям в рамках эксплуатации использования атомной энергии и осуществления деятельности в области использования атомной энергии - вывода из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов на основании Свидетельства № ГК-С282 от ДД.ММ.ГГГГ, выданногоГоскорпорацией«Росатом».По сведениям Госкорпорации «Росатом» от ДД.ММ.ГГГГ№, Госкорпорацией выдано Свидетельство № ГК-С282 от ДД.ММ.ГГГГ о признании ООО «Алмаз Удобрения» организацией, пригодной эксплуатировать хвостохранилище радиоактивных отходов. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующей организации необходимо получить лицензии Ростехнадзора на правоведения работ в области использования атомной энергии.Согласно сведениям, размещенным на информационном ресурсе Ростехнадзораhttps://www.gosnadzor.ru/, Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «Алмаз Удобрения» выдана лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности №ВХ-35-010156 от ДД.ММ.ГГГГ Хвостохранилище радиоактивных отходов расположено в центральной части особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды в 3-ей зоне горно-санитарной охраны лечебных минеральных вод федеральных курортов Кавказских Минеральных Вод. Образовано в 1957 г. в результате деятельности ГП «Алмаз» по промышленной переработке урановой руды, до 1991 г. названный объект заполнялся хвостами гидрометаллургического производства ГМЗ, состоящими из радиоактивных илов. После 1991 г. велось заполнение нерадиоактивнымфосфогипсом от переработки апатита. Объем складируемого вхвостохранилище хвостового материала, содержащего природный уран и продукты его распада, составил 12 млн. м3 или 14 млн. тонн.Хвостохранилище радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке урановых руд, намывного типа, размещается в балке «Калмыцкая» и состоит из семи карт №№, карта № расположена в нижнем бьефе хвостохранилища, образована путем отсыпки грунтовой дамбы и является прудом-накопителем-испарителем.Карты внутри хвостохранилища разделены ограждающими дамбами, Некоторые из них замыты фосфогипсом (карты №№), частично закрыты карты №№.Площадь хвостохранилища - 812,2 тыс. м2.В рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.» в 2010 г. - АО «ВНИПИпромтехнологии» разработан проект по рекультивированиюхвостохранилища, объектов гидрометаллургического завода и урановых рудников № и № бывшего ГП «Алмаз», в том числе покрытие карт хвостохранилища.До октября 2020 г. объекты хвостохранилища РАО эксплуатировались ОАО «ГМЗ» на основании Свидетельств от 28.09.2012 №ГК- С017, от ДД.ММ.ГГГГ № ГК-С180, выданных Госкорпорацией«Росатом». Дата окончания крайнего свидетельства - ДД.ММ.ГГГГ.Проектной документацией «Рекультивация хвостохранилища ГМЗ и урановых рудников № и № бывшего госпредприятия «Алмаз» (г. Лермонтов, Ставропольский край) предусматривается следующая схема покрытия поверхности хвостохранилища (снизу в верх):хвостовые отложения;фосфогипс толщиной не менее 0,5 м.;защитный и выравнивающий слой из местного грунта толщиной 0,3 м.;почвенно-растительный слой с посевом трав.Согласно показателям параметров хвостохранилища по данным топографических работ, выполненных в 2010 г. ОАО «ВНИПИпромтехнологии», отметки заполнения карт №№,1а,4 фосфгипсом близки к отметке гребня дамбы.В 2015 г. ОАО «ВНИПИпромтехнологии» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ и допсоглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с техническим заданием разработаны основные технические решения по реконструкции (наращивание) ограждающей дамбы карт №и №а хвостохранилища РАО.Основным техническим решениям является наращивание основной ограждающей дамбы № до отметки 668,0 м. по технологии «Проекта поэтапного складирования хвостов на хвостохранилище ГМЗ». В качестве основного строительного материала используется нейтрализованныйфосфогипс. Также карта № делится на два карты № и №в.Фосфогипс образуются в цехе по производству минеральных удобрений при разложении серной кислотой апатитового концентрата в производстве экстракционной фосфорной кислоты (ЭФК) и нейтрализуются известковым молоком. Системой гидротранспорта нейтрализованныйфосфогипс с цеха производства минеральных удобрений транспортируется на карты хвостохранилища радиоактивных отходов.Процесс нейтрализации фосфогипса начинается на участке производства экстракционной фосфорной кислоты, где в реакторах фосфогипсовая пульпа смешивается с известковым молоком, и продолжается в процессе транспортирования и нахождения на картах хвостохранилища РАО. Работы по подготовке и размещению фосфогипса на картах хвостохранилища выполняется поэтапно. Главный этап-подготовка обезвоженного, уплотнённого фосфогипса.Подготовка фосфогипса происходит в несколько стадий:намыв фосфогипса в картах;обезвоживание и уплотнение фосфогипса;возврат жидкой фазы в систему оборотного водоснабжения предприятия; извлечение фосфогипса из «отдохнувших» карт;перемещение фосфогипса на территории хвостохранилища (автотранспортом, бульдозером) для дальнейшего размещения.Согласно справки о передаче фосфогипса нейтрализованного - побочного продукта производства ЭФК на участок хвостового хозяйства, ООО «Алмаз Удобрения», за период 2020 г. по июль 2021 г., образовалсяфосфогипс (в пересчете на сухое вещество) и передано на участок хвостового хозяйства 258 584,2 тонн.Согласно пояснениям ООО «Алмаз Удобрения» от ДД.ММ.ГГГГ№, «Фосфогипс нейтрализованный» применяется при рекультивации карт хвостохранилища радиоактивных отходов.Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизыпроекта технической документации на агрохимикат «Фосфогипс нейтрализованный» (далее - заключение ГЭЭ).Согласно заключению ГЭЭ в материалах, представленных на экспертизу, обосновывается возможность применения агрохимикам «Фосфогипснейтрализованный» в сельскохозяйственном производстве в качестве химического мелиоранта на слабосолонцеватых и солончаковых почвах, солонцах.Министерством сельского хозяйства РФ ООО «Алмаз Удобрения» выдано Свидетельство о государственной регистрации пестицида или агрохимиката № от ДД.ММ.ГГГГ на агрохимикатФосфогипс нейтрализованный для сельскохозяйственного производства.Применение агрохимиката «Фосфогипс нейтрализованный» ООО «Алмаз Удобрения»осуществляет не по назначению, с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении рекультивации и консервации земель», утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель. Согласно Правил №, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п.6 Правил №).Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель и проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (п.8 Правил №).В соответствии с п.15 Правил №, проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных п.23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию: с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель всоответствии с п. 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;арендатором земельного участка, землевладельцем,землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с п.3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земельземельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в п.3 или п.п. "б" п. 4 Правил. Таким образом, ООО «Алмаз Удобрения» в нарушение требований ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. №800, отсутствует проект рекультивации земель, согласованный в установленном порядке с собственником земельного участка.
Старший государственный инспектор РФ в области окружающей среды по СКФО ФИО2, надлежаще заказным письмом с уведомлением, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений, выслушав защитника ООО «Алмаз Удобрения», считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" №7-ФЗ от 10.01.2002 г. регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 34 данного Федерального закона №7-ФЗ установлены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (ч. 2 ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ).
На основании ч.1 ст.39 указанного Федерального закона №7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Как видно из дела, на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ Северо-Кавказского межрегионального Управления Росприроднадзора, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка соблюдения ООО «Алмаз Удобрения» обязательных требований, установленных Приложением №1 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.12.2020 г. №1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования».
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт, согласно которому у ООО «Алмаз Удобрения»,в том числе в нарушение требований ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей спреды», Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ №800 от 10.07.2018 г., отсутствует проект рекультивации земель, согласованный в установленном порядке с собственником земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО № юридическое лицо ООО «Алмаз Удобрения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 21 000 руб.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности на основании ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 17.02.2011 №88 Госкорпорация «Росатом» является уполномоченным органом, который признал ООО «Алмаз Удобрения» организацией, осуществляющей работы по закрытию радиационно-опасного объекта, и делегировал всю полноту ответственности за его безопасное состояние, в том числе устранение радиационного воздействия радиоактивных отходов на окружающую среду и население (ст.ст.34,35 Федерального закона № 170-ФЗ от 21.11.1995 г. «Обиспользовании атомной энергии»).
Согласно Свидетельству № ГК-С282 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Алмаз Удобрения» признано организацией, пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии и осуществлять деятельность в области использования атомной энергии: хвостохранилище радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке урановых руд, вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов.
Хвостохранилище радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке урановых руд, намывного типа, размещается в балке «Калмыцкая» и состоит из семи карт №№, расположено на земельном участке с кадастровым номером №,по адресу: <...>,правообладателем которого является Российская Федерация, арендатором - ОАО "ГМЗ" по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ Данный земельный участок передан, в субаренду ООО «Алмаз Удобрения» по договору от ДД.ММ.ГГГГ для рекультивации хвостохранилища радиоактивных отходов. Категория земель - Земли населенных пунктов. Разрешенное использование - для мест уничтожения оружия и захоронения отходов, по документу - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных знаний, строений, сооружений промышленности (земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации, захоронения отходов и рекультивации хвостохранилища).
В рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.» в 2010 г. АО «ВНИПИпромтехнологии» разработан проект по рекультивированиюхвостохранилища, объектов гидрометаллургического завода и урановых рудников №, № бывшего ГП «Алмаз», в том числе покрытие карт хвостохранилища. До октября 2020 г. объекты хвостохранилища РАО эксплуатировались ОАО «ГМЗ» на основании Свидетельств от ДД.ММ.ГГГГ №ГК- С017, от ДД.ММ.ГГГГ № ГК-С180, выданных Госкорпорацией«Росатом». Дата окончания свидетельства ДД.ММ.ГГГГ.
Данная проектная документация получила положительное Заключение ГЭЭ, которое утверждено приказом Управления Росприроднадзора по СК №575-Э от 27.05.2013г., сроком действия на 5 лет, ОАО "ГМЗ" осуществляло рекультивацию хвостохранилища в 2018-2020 г.г.
При этом, согласно п.2 названного Заключения ГЭЭ, основным проектным решением по рекультивации хвостохранилища являлось использование отхода фосфогипса 5-го класса опасности в качестве изолирующего материала путем складирования на хвостохранилище.
Из материалов об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ.между ОАО «ГМЗ» и ООО «Алмаз Удобрения» заключен договор субаренды земельного участка с кадастровым номером 26:32:010101:63, на котором расположено хвостохранилище РАО. Земельный участок передан для рекультивации хвостохранилища РАО.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. №800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
В соответствии с п.8 данных Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель и проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Согласно п.15 указанных Правил, проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных п.23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию: а) с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с п.3настоящих Правил, не является собственником земельного участка; б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с п.3настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем; в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в п.3 или подп."б" п.44 настоящих Правил.
Как достоверно установлено в судебном заседании,у ООО «Алмаз Удобрения» отсутствует проект рекультивации земельного участка, согласованный в установленном порядке с собственником земельного участка.
Таким образом, ООО «Алмаз Удобрения» нарушило требования п.15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. №800.
Доводы жалобы ООО «Алмаз Удобрения» о наличии проектной документации, разработанной специалистами ОАО "ВНИПИпромтехнологии", получившей положительное Заключение ГЭЭ, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по СК№575-Э от 27.05.2013 г., сроком действия на 5 лет, в соответствии с которым осуществлялась рекультивацияхвостохранилища, в период с 2020 г. по 2021 г., в связи с чем,не требовалось получение согласования в установленном п.15 Правилпорядке, нельзя принять во внимание, поскольку срок действия указанного заключения ГЭЭ истек 31.05.2018 г. и не может действовать за пределами срока.
Кроме того, согласно п.8 ст.11 Закона №174 от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы является объект, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае истечения срока действия положительного заключения.
При таких обстоятельствах, ООО «Алмаз Удобрения» надлежало разработать новый проект рекультивации и получить положительное заключение государственной экологической экспертизы взамен заключения, срок действия которого истек. На момент проверки у ООО «Алмаз Удобрения» отсутствовал проект рекультивации земель, согласованный в установленном порядке в соответствии с п.15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства от 10.07.2018 г. №800.
В связи с чем, нельзя принять во внимание доводы защитника юридического лица ООО «Алмаз Удобрения» ФИО1, которые сводятся к утверждению о том, что в действиях ООО «Алмаз Удобрения» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку юридическое лицо осуществляло рекультивацию хвостохранилища без согласования, в связи с тем,что проектная документация получила положительное заключение экспертной комиссии ГЭЭ утвержденное в 2013 г.,поэтомусогласование, предусмотренное п.15 Правил №800, ООО «Алмаз Удобрения» не требовалось.
Иных доводов, способных повлечь изменение постановления жалоба не содержит.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и установленных должностным лицом Росприроднадзораобстоятельств, не опровергают выводов о наличии в действиях юридического лица состава и события административного правонарушения.
Выводы должностного лица о наличии события административного правонарушения и виновности юридического лицаООО «Алмаз Удобрения» в совершении указанного административного правонарушения, являются правильными и обоснованными.
Вина юридического лица ООО «Алмаз Удобрения» в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ, должностным лицом Росприроднадзора дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Действия юридического лица ООО «Алмаз Удобрения» правильно квалифицированы по ст.8.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения юридического лица ООО «Алмаз Удобрения» к административной ответственности не нарушен.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
При производстве по делу нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, в связи с чем,жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по СКФО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Алмаз Удобрения»г.Лермонтова,оставить без изменения, жалобу ООО «Алмаз Удобрения»г.Лермонтова - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней, через Лермонтовский городской суд.
Судья Т.В. Самарина