ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-12/2022 от 20.10.2021 Фокинского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело №12-12/2022(12-259/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

27 января 2022 года г.Брянск

Судья Фокинского районного суда г. Брянска Латышева М.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – должностного лица АО «Транснефть-Дружба» – начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования Брянского районного управления АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 и его защитников Цыбульского Д.С., Панкратова П.М., Хлыщенко И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на вынесенное 20 октября 2021 года в его отношении государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, вынесенным 20 октября 2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2, должностное лицо - начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования Брянского районного управления АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 признан виновным в совершении указанного административного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

На указанное постановление ФИО1 подал жалобу, в которой просит его отменить и производство по делу прекратить. Ссылается на то, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, в его действиях отсутствует, поскольку он привлечен к административной ответственности за непредоставление сведений для актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду по причине изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, однако сроки для предоставления данных сведений законом не предусмотрены. Указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями требований ст.28.2 КоАП РФ, так как место совершения правонарушения в нем не указано. Полагает, что дело об административном правонарушении, в нарушение ст.29.5 КоАП РФ, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 рассмотрено не по месту его совершения, поскольку правонарушение выразилось в форме бездействия и имело место на территории г.Брянска. Считает, что совокупность имеющихся материалов позволяет признать допущенное правонарушение малозначительным.

В судебном заседании ФИО1 и его защитники Цыбульский Д.С., Панкратов П.М., Хлыщенко И.Н., доводы жалобы поддержали и просили ее удовлетворить. Кроме того, высказали суждение о наличии оснований, предусмотренных п.5.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, для прекращения дела об административном правонарушении, поскольку должностное лицо АО «Транснефть-Дружба» привлечено к административной ответственности за невыполнение требований Приказа Минприроды России от 23 декабря 2015 года №554, однако, согласно ч.3 ст.15 Федерального закона №247-ФЗ от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», привлечение к административной ответственности за несоблюдение содержащихся в указанном приказе требований не допускается.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о наличии уважительных причин неявки не сообщила, представила письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в её отсутствие, а также представила письменное возражение на жалобу, в котором вынесенное постановление полагала законным и обоснованным, в связи с чем просила в удовлетворении жалобы отказать.

При таких данных, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие государственного инспектора.

Проверив в судебном заседании материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, оценив имеющиеся доказательства, прихожу к следующим выводам.

В силу п.1 ст.69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Согласно п.2, 3 ст.69 Закона №7-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении), государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 1 ст.69.2 Закона №7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

Согласно п.28 Постановления Правительства РФ от 23 июня 2016 года №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Исходя из п.6 ст.69.2 Закона №7-ФЗ, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с п.2 ст.69.2 Закона №7-ФЗ, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду утверждена Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года №554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

В соответствии со ст.8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из обжалуемого постановления следует, что в апреле 2019 года АО «Транснефть-Дружба», юридическим адресом которого является: <адрес>, была проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по эксплуатируемому им объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, - ЛПДС <...> имеющему -П, расположенному <адрес>.

В ходе проведенной инвентаризации был учтен источник выброса - флотационная установка, предназначенная для очистки сточных вод, содержащих нефтепродукты, смолы, мелкие минеральные взвеси , из которой выделяются углеводороды предельные С12 – С19, сероводород.

Вместе с тем, как было установлено в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 28 мая по 25 июня 2021 года (акт проверки <...> от 02 августа 2021 года) в отношении АО «Транснефть-Дружба», сведения об указанном источнике выброса (флотационной установке), осуществляющем выбросы загрязняющих веществ, учтенном в ходе проведенной в апреле 2019 года инвентаризации, на момент проверки в установленном порядке для актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, - ЛПДС «Стальной конь», представлены не были.

В соответствии с Приказом о переводе работника на другую работу АО «Транснефть-Дружба» от 3 апреля 2017 ФИО1 назначен начальником отдела экологической безопасности и рационального природопользования (далее – начальник ОЭБ и РП) Брянского районного управления.

Согласно должностной инструкции начальника ОЭБ и РП аппарата управления Брянского районного управления АО «Транснефть-Дружба» от 29 марта 2017 (1), начальник ОЭБ и РП относится к категории «руководитель». Согласно пп.2 п.2 Инструкции, начальник ОЭБ и РП обязан: осуществлять контроль за соблюдением природоохранного законодательства РФ, требований – правовых актов, стандартов, правил в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности во всех структурных подразделениях районного управления.

Соглано Приказу БРУ АО «Транснефть-Дружба» от 1 февраля 2021 года , начальник ОЭБ и РП ФИО1 назначен ответственным лицом за постановку на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями природоохранного законодательства; оформление разрешительной природоохранной документации и предоставление в государственные органы природоохранной отчетности по объектам НВОС в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Факт административного правонарушения и виновность должностного лица АО «Транснефть-Дружба» - начальника ОЭБ и РП ФИО1 подтверждены:

- протоколом об административном правонарушении от 11 октября 2021 года, в котором содержатся установленные государственным инспектором Приокского межрегионального управления Росприроднадзора обстоятельства правонарушения;

- копией свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 23 декабря 2016 года, которым подтверждается постановка на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого АО «Транснефть-Дружба» объекта – ЛПДС <...>

- копией заявки АО «Транснефть-Дружба» от 15 августа 2019 года в Приокское межрегионального управления Росприроднадзора по объекту ЛПДС <...> в которой отсутствуют сведения о флотационной установке, предназначенной для очистки сточных вод, содержащих нефтепродукты, смолы, мелкие минеральные взвеси , из которой выделяются углеводороды предельные С12 – С19, сероводород;

- копией свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от <дата>, которым подтверждается актуализация сведений об эксплуатируемом АО «Транснефть-Дружба» объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду – ЛПДС <...> в связи с изменением характеристик технологических процессов/ источников загрязнения окружающей среды;

- копией декларации о воздействии на окружающую среду от 31 июля 2019 года, поданной АО «Транснефть-Дружба» по объекту ЛПДС <...> в которой содержатся сведения о выбросах вредных веществ в окружающую среду по отдельным источникам, в том числе по флотационной установке ;

- копией декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, поданной АО «Транснефть-Дружба» по объекту ЛПДС <...>, в которой содержатся сведения о выбросах вредных веществ в окружающую среду по отдельным источникам, в том числе по флотационной установке ;

- копией заявления АО «Транснефть-Дружба» от 20 июля 2021 года в Приокское межрегионального управления Росприроднадзора о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду, в котором содержатся сведения о флотационной установке, предназначенной для очистки сточных вод, содержащих нефтепродукты, смолы, мелкие минеральные взвеси , из которой выделяются углеводороды предельные С12 – С19, сероводород;

- копией свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 02 августа 2021 года, которым подтверждается актуализация сведений об эксплуатируемом АО «Транснефть-Дружба» объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду – ЛПДС <...> в связи с изменением места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, изменением характеристик технологических процессов основных производств, при этом добавлен источник 0070;

- копией акта проверки от 02 августа 2021 года, согласно которому при проверке сотрудниками Росприроднадзора юридического лица - АО «Транснефть-Дружба» в период с 28 мая по 25 июня 2021 года было установлено, что юридическим лицом сведения об источнике выброса (флотационной установке), осуществляющем выбросы загрязняющих веществ, учтенном в ходе проведенной в апреле 2019 года инвентаризации и эксплуатируемом в составе ЛПДС «Стальной Конь», на момент проверки в установленном порядке для актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, представлены не были.

Вывод государственного инспектора Росприроднадзора о наличии в действиях должностного лица АО «Транснефть-Дружба» - начальника ОЭБ и РП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.46 КоАП РФ, является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались государственным инспектором и получили надлежащую оценку в постановлении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Квалификация действий должностного лица АО «Транснефть-Дружба» - начальника ОЭБ и РП ФИО1 которым не осуществлен контроль по соблюдению требований природоохранного законодательства РФ, по ст.8.46 КоАП РФ, сомнений не вызывает.

Рассматривая довод жалобы об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения ввиду того, что законом не предусмотрены сроки предоставления сведений для актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду по причине изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, учитываю следующее.

Исходя из п.6 ст.69.2 Закона №7-ФЗ, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе, об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

Согласно п.28 Постановления Правительства РФ от 23 июня 2016 года №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном ст.69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п.2 ст.69.2 Закона №7-ФЗ, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Таким образом, исходя из совокупности приведенных положений закона, по состоянию на 2019 год, в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, юридическое лицо обязано актуализировать сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, путем направления в шестимесячный срок с момента начала эксплуатации указанных объектов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, которым является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, заявки в установленной форме.

Из материалов дела следует, что сведения о наличии в составе ЛПДС <...> флотационной установки , из которой выделяются вещества, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, имелись у юридического лица еще в 2019 году, в то время, как заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду, в котором содержатся сведения об указанной установке, АО «Транснефть-Дружба» в установленном порядке были направлены лишь 20 июля 2021 года.

При этом отмечу, что направление до указанной даты иных документов, содержащих сведения об указанной флотационной установке , как о том указано в жалобе, на вывод о виновности должностного лица АО «Транснефть-Дружба» не влияют, поскольку предоставление сведений для актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, исходя из приведенных положений закона, осуществляется лишь путем направления соответствующей заявки, но не иных документов.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, место совершения правонарушения в форме бездействия, которым является место исполнения должностным лицом своих обязанностей, то есть место нахождения Брянского районного управления юридического лица - АО «Транснефть-Дружба», в нем указан.

Оснований согласиться с доводом жалобы о том, что дело об административном правонарушении, в нарушение ст.29.5 КоАП РФ, должностным лицом рассмотрено не по месту его совершения, поскольку правонарушение выразилось в форме бездействия и имело место на территории г.Брянска, не нахожу ввиду следующего.

Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора, юрисдикция которого распространяется на несколько субъектов РФ, в том числе – на Брянскую и Орловскую области.

Сотрудник указанного Управления ФИО2, являясь сотрудником органа, осуществляющего государственный экологический надзор, будучи государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, исходя из п.3 ч.2 ст.23.29 КоАП РФ, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч.1 указанной статьи, в том числе – и о правонарушениях, предусмотренных ст.8.46 КоАП РФ.

Отмечу, что дело об административном правонарушении ФИО2 рассмотрено на территории г.Орла - по месту своей дислокации не как сотрудника того или иного отдела Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора, а как государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, юрисдикция которого распространяется на ряд областей, в том числе – на Орловскую и Брянскую.

В таком случае закон не возлагает на должностное лицо обязанности прибывать в тот или иной населенный пункт для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Довод о наличии оснований, предусмотренных п.5.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, для прекращения дела об административном правонарушении, поскольку должностное лицо АО «Транснефть-Дружба» привлечено к административной ответственности за невыполнение требований Приказа Минприроды России от 23 декабря 2015 года №554, однако, согласно ч.3 ст.15 Федерального закона №247-ФЗ от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», привлечение к административной ответственности за несоблюдение содержащихся в указанном приказе требований не допускается, нахожу несостоятельным.

Отмечу, что Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года №554 не содержит положений о возложении на кого-либо обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений, а лишь регламентирует форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В то же время, должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст.8.46 КоАП РФ за невыполнение обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений, которая предусмотрена ст.69.2 Закона №7-ФЗ, а не за совершение каких-либо действий или бездействия, связанных с нарушением установленной Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 года №554 формы заявки.

Соответственно, поскольку от необходимости исполнения обязанности, предусмотренной ст.69.2 Закона №7-ФЗ, ч.3 ст.15 Федерального закона №247-ФЗ от 31 июля 2020 года «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не освобождает, основания, предусмотренные п.5.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ для прекращения дела об административном правонарушении, в данном случае, отсутствуют.

Иных доводов, позволяющих усомниться в законности и обоснованности вынесенного должностным лицом постановления, жалоба не содержит, не установлены таковые и в судебном заседании.

Нарушений ст.24.1, 26.1 КоАП РФ, а равно иных норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Административное наказание должностному лицу АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 назначено с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.8.46 КоАП РФ для должностных лиц.

Рассматривая довод жалобы о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным, учитываю, что, в соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как при изложенных выше обстоятельствах должностное лицо допустило нарушение норм публичного права - правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования, что свидетельствует об умышленном игнорировании требований закона.

При этом из материалов дела усматривается, что должностное лицо АО «Транснефть-Дружба» - начальник ОЭБ и РП ФИО1, имея реальную возможность исполнить возложенную на него обязанность, от ее исполнения уклонялся на протяжении длительного времени и выполнил ее лишь в связи с выявлением указанного обстоятельства в ходе осуществления государственного надзора.

При таких данных, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ оснований для признания правонарушения малозначительным, вопреки соответствующему доводу жалобы, не усматриваю.

Таким образом, оснований для отмены или изменения состоявшегося постановления должностного лица, в том числе – по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, вынесенное 20 октября 2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО2 в отношении должностного лица АО «Транснефть-Дружба» - начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования Брянского районного управления АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 на указанное постановление – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в Брянский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья М.В.Латышева