УИД 48RS0010-01-2024-000024-74 № 12-12/2024
Р Е Ш Е Н И Е
12 февраля 2024 года г. Грязи
Судья Грязинского городского суда Липецкой области Бизина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление военного комиссара города Грязи и Грязинского района Липецкой области ФИО5№ от 21 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.4 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста ООО «ЯрСтрой» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением военного комиссара г. Грязи и Грязинского района Липецкой области ФИО6№ от 21 декабря 2023 года ведущий специалист ООО «ЯрСтрой», ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
ФИО1 не согласившись с данным постановлением, подал жалобу, в которой указал следующее. При разрешении данного дела должностным лицом было установлено, что инкриминируемое административное правонарушение было совершено ФИО1 03 мая 2023 года, однако при назначении наказания была применена санкция, введенная в действие с 01 октября 2023 года, то есть применен закон не действовавший на момент совершения правонарушения, а учитывая, что с 01 октября 2023 года размер штрафа увеличен в несколько раз, то в отношении ФИО1 применен закон ухудшающие его положение, что не допустимо. О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о дате месте и времени рассмотрения дела ФИО1 уведомлен не был, следовательно, порядок привлечения к административной ответственности не был соблюден, что привело к нарушению права на защиту. Кроме того, указывает, что в ходе проведенной проверки было выявлено 7 аналогичных нарушений, по каждому факту выявленного нарушения был составлен протокол об административном правонарушении и назначено административное наказание, что также противоречит действующему законодательству.
ФИО1 просит изменить оспариваемое им постановление, применив норму статьи 21.4 КоАП РФ, в редакции, действовавшей на дату совершения инкриминируемого административного правонарушения, и снизить размер штрафа до 1 000 рублей.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал.
Исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ).
Статьей 21.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения обжалуемого постановления – 21 декабря 2023 года) предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Данная редакция статьи введена в действие с 01 октября 2023 года.
До внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушений, частью 3 статьи 21.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 01 октября 2023 года), была предусмотрена административная ответственность за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Так, в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи четвертой Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Портал государственных и муниципальных услуг (функций), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 32 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года №719 установлено, что в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в учетных документах, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях направляют в течение 5 дней со дня принятия (поступления) или увольнения (отчисления) граждан с работы (из образовательных организаций) в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).
Из представленных документов следует, что 14 декабря 2023 года в ООО «ЯрСтрой» была проведена проверка осуществления должностными лицами организации воинского учета в отношении сотрудников предприятия, по результатам которой был составлен Акт от 14 декабря 2023 года. В данном акте отражено, что в качестве должностного лица, ответственного за воинский учет в ООО «ЯрСтрой» значится ФИО1 Сведения о принятых и уволенных с работы граждан, пребывающих в запасе, а также об изменениях их личных данных представляются в военный комиссариат города Грязи и Грязинского района Липецкой области: за 2022 год – не представлены; за 2023 год - представлены в отношении трех человек.
Сведений о конкретных гражданах, датах их приема на работу и(или) увольнении с работы акт не содержит.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По результатам проверки должностным лицом - военным комиссаром г. Грязи и Грязинского района Липецкой области ФИО7 – в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 21 декабря 2023 года №, из которого следует, что ФИО1, работает в ООО «ЯрСтрой» в должности юрисконсульта.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении от 21 декабря 2023 года ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за воинский учет и бронирование в организации, на основании приказа руководителя ООО «ЯрСтрой» от 01 декабря 2022 года №1-в, не представил, предусмотренным пунктом 32 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 года №719 "Об утверждении Положения о воинском учете" (далее - Положение), обязывающее работника, осуществляющего воинский учет в организациях направлять в течение 5 дней сведения, необходимых для ведения воинского учета: принятия (поступления) или увольнения (отчисления) граждан с работы (из образовательных организаций) в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций) в отношении ФИО8, уволенного ДД.ММ.ГГГГ года. Действия ФИО1 квалифицированы должностным лицом по статье 21.4 КоАП РФ, то есть непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета.
Требования к протоколу об административном правонарушении и порядку его составления регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ, в которой, в том числе установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела;
при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе;
физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрена возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, но при наличии сведений о его извещении в установленном порядке о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно статье 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ.
В представленных в суду материалах дела об административном правонарушении, в нарушение требований статей 25.1, 25.15, частей 4, 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, отсутствуют сведения об извещении ФИО1 в установленном порядке о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, тем самым, в нарушение вышеуказанных требований закона, лицу, привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции РФ, следовательно, право ФИО1 на защиту (в том числе, право на ознакомление с материалами дела, право давать объяснения, заявлять ходатайства, пользоваться услугами защитника) было нарушено.
Данные обстоятельства влекут невозможность использования указанного протокола в качестве доказательства по делу.
Согласно части первой статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе, устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Вместе с тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении обжалуемое ФИО1 постановление от 21 декабря 2023 года №61 о привлечении его к административной ответственности было вынесено в день составления протокола об административном правонарушении и без извещения лиц, участвующих в деле о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и без его извещения о дате, месте и времени рассмотрения дела. Следовательно, по данному делу допущено грубое нарушение порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности.
В нарушение требований части первой статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении от 21 декабря 2023 года №61 отсутствуют сведения (фамилия, имя и отчество) о должностном лице, вынесшем данное постановление..
Кроме того, в обжалуемом постановлении от 21 декабря 2023 года указано, что инкриминируемое ФИО1 правонарушение было совершено им в 00 ч. 01 мин. 03 мая 2023 года; действия квалифицированы по статье 21.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей, то есть максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 24.1 КоАП РФ, в редакции, действовавшей с 01 октября 2023 года.
Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем, в статью 21.4 КоАП РФ Федеральным законом от 31 июля 2023 года №404-ФЗ были внесены изменения (статья изложена в новой редакции), которые вступили в законную силу с 01 октября 2023 года. Следовательно, на момент совершения инкриминируемого ФИО1 административного правонарушения норма, предусматривающая ответственность за нарушение осуществления воинского учета была изложена в иной редакции (часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ), а также предусматривала ответственность в виде административного штрафа в меньшем размере, то есть ФИО1 не могло быть назначено наказание по статьей 21.4 КоАП РФ (без указания соответствующей части этой статьи) и в размере, не предусмотренном санкцией соответствующей части статьи.
Основания для переквалификации действий ФИО1 по части 3 статьи 21.4 КоАП РФ (несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете), действовавшей на момент совершения правонарушения – 03 мая 2023 года - отсутствуют, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 21.4 КоАП РФ не подведомственны судьям районных судов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как указано выше, в редакции, действовавшей по состоянию на 03 мая 2023 года, за инкриминируемое ФИО1 административное правонарушение была установлена административная ответственность частью 3 статьи 21.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. Следовательно, обжалуемым постановлением в нарушение требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в отношении ФИО1 был применен закон, отягчающий административную ответственность.
Проанализировав материалы дела, прихожу к выводу о том, что допущенные нарушения процессуальных требований являются существенным, поскольку они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и принять законное и обоснованное решение.
В силу части первой статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение в области воинского учета не может быть вынесено по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку должностным лицом были допущены существенные нарушения порядка привлечения лица к административной ответственности; не были установлены все обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного рассмотрения дела, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; срок привлечения к административной ответственности не истек, то в соответствии с требованиями пункта четвертого части первой статьи 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение тому же должностному лицу.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление военного комиссара города Грязи и Грязинского района Липецкой области ФИО9 от 21 декабря 2023 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.4 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста ООО «ЯрСтрой» ФИО1 отменить, а дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение тому же должностному лицу.
На решение может быть подана жалоба в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Бизина