№ 12-12/2024
УИД 61MS0118-01-2023-003105-69
Р Е Ш Е Н И Е
31 января 2024 года г. Каменск-Шахтинский
Судья Каменского районного суда Ростовской области Степанян Ш.У.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,
защитника Громовой М.В., допущенной судом на основании устного ходатайства ФИО1,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №5 Каменского судебного района, в период исполнения обязанностей временно отсутствующего мирового судьи судебного участка №2 Каменского судебного района Ростовской области от 12.12.2023 о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.17 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Каменского судебного района от 12.12.2023г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.17 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения, за то, что являясь кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва по Каменскому одномандатному избирательному округу № 4, ФИО1 17.10.2023г. в нарушение требования п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 4.3 ст. 53 Областного закона от 12.05.2016 № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области», предоставил ТИК Каменского района в неполном объеме сведения, определенные ч. 4.2 ст. 53 указанного Областного закона от 12.05.2016 № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области».
ФИО1, не согласившись с постановлением мирового судьи, обратился с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что 05.12.2023г. в отношении него ТИК Каменского района был составлен протокол об административном правонарушении. В соответствии с указанным протоколом, по мнению ТИК, ФИО1 допустил нарушение порядка использования денежных средств при финансировании избирательной компании, подпадающие под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.17 КоАП РФ. Суд при вынесении постановления исходил из того, что действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.17 КоАП РФ. При этом доводы суда и ТИК Каменского района сводятся к тому, что ФИО1 являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ростовской области седьмого созыва допустил нарушение, выразившееся в неполном предоставлении сведений в итоговом отчете кандидата, в частности не приложил к отчету первичные финансовые документы, подтверждающие факт исполнения договора и расходования средств за оказанные услуги и выполнение работы. Суд не дал никакой оценки доводам ФИО1 об имеющихся нарушениях, допущенных ТИК при вынесении протокола об административном правонарушении. В законодательстве обозначено, что документами, подтверждающими исполнение обязательств, являются и платежные поручения или иной документ, подтверждающий оплату. Составление акта выполненных работ обязательно только при сделках, связанных с недвижимостью. Услуга (работа считается оказанной (выполненной) без акта, если по окончании заказчик не предъявит претензию к исполнителю. Тем более акты выполненных работ имелись у ФИО1 и были предоставлены суду. В ТИК они не были предоставлены не намерено, и в случае надлежащего уведомления ТИК были бы переданы в указанный срок. Ссылаясь на положения ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ указывает, что в протоколе, составленном ТИК Каменского района, указаны свидетели ФИО2 и ФИО3, при этом в протоколе не указано место жительства каждого из свидетелей, а также отсутствуют сведения о предупреждении данных свидетелей об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель ФИО3, на момент рассмотрения дела судом, являлась представителем ТИК Каменского района и согласно ст. 25.12 КоАП РФ свидетель по делу об административном правонарушении не может быть привлечен к участию в производстве по делу в качестве защитника, представителя, а также специалиста, эксперта, переводчика. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае составления протокола неправомочным лицом, либо когда протокол и другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, выносится определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которым составлен протокол. Однако данная возможность утрачена, поскольку возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно. Несоблюдение требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела. Установив, что протокол составлен с существенными нарушениями процессуальных требований КоАП РФ, влекущими признание данного протокола недопустимым доказательством по делу, суду надлежит принять решение о прекращении производства по делу. При этом суд, указал, что отсутствие адресов свидетелей не является нарушением ввиду того, что при составлении протокола присутствие свидетелей необязательно, с чем нельзя согласиться. Связи с тем, что доказательством вины ФИО1 является протокол, который имеет существенные недостатки, устранение которых невозможно, суду надлежало прекратить производство по делу. Отсутствие необходимости получения согласия прокурора на привлечение зарегистрированного кандидата к ответственности после утраты им такого статуса и возможность вынесения ТИК протокола об административном правонарушении спустя несколько месяцев после утраты такого статуса, по сути, лишают всякого смысла нормы Федерального закона №67-ФЗ, представляющие «иммунитет» кандидату. Учитывая фактические обстоятельства рассматриваемого административного правонарушений, а также отсутствие каких-либо негативных последствий, вызванных действиями ФИО1, и принимая во внимание размер штрафа, предусмотренного ст. 5.17 КоАП РФ, полагает, что совершенное правонарушение является малозначительным. При этом, его довод о малозначительности административного правонарушения неправомерно отклонен судом, т.к. по мнению последнего с учетом объекта посягательства совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным. Из материалов дела следует, что 12.12.2023г. мировым судьей объявлена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении, которая вручена лицу, в отношении которого рассмотрено дело. При том, несмотря на то, что мотивированное постановление якобы составлено 12.12.2023г., оно не было озвучено и вручено ФИО1 12.12.2023г., а получена им лишь 15.12.2023г., что свидетельствует о том, что мотивированное постановление не было вынесено в день рассмотрения дела, и свидетельствует о нарушении требований ч.1 ст. 29.11 КоАП РФ. Также мировым судьей допущена ошибка в указании срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Согласно ч.3 ст. 30.3 КоАП РФ жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.-5.25 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, что не было разъяснено ФИО1 Указанные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении мировым судьей требований КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы, изложенные в жалобе, при этом дополнил, что в устной форме ему никто не сообщал о необходимости представить недостающие документы. Из материалов дела следует, что в его адрес уведомление о направлении документов не направлялось своевременно, поэтому он был лишен возможности представить соответствующие документы.
Защитник Громова М.В поддержала доводы жалобы, просила ее удовлетворить.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав ФИО1, его защитника Громову М.В., изучив материалы деда, судья пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные выше обстоятельства должны быть подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами. При этом в силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений влекут наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В силу подп.35 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатом признается лицо, выдвинутое в установленном данным Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Из материалов дела следует, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Каменского района Ростовской области от 04.08.2023 № 78-2 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва по Каменскому одномандатному избирательному округу № 4 ФИО1» ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва по Каменскому одномандатному избирательному округу № 4.
Постановлением ТИК Каменского района Ростовской области № 76-3 от 27 июля 2023 года открыт специальный избирательный счет кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва по Каменскому одномандатному избирательному округу № 4 ФИО1
Согласно п. 5 ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных п. 9 ст. 59 названного Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия.
Постановлением избирательной комиссии Каменского района Ростовской области № 86-2 от 11.09.2023 «О результатах выборов депутатов Законодательного собрания Ростовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 Каменский избирательный округ» опубликовано в газете «Земля» от 15.09.2023. С момент опубликования результатов выборов ФИО1 утратил права, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, в том числе связанные гарантиями, предусмотренными ч. 4 ст. 41 указанного Федерального закона в части согласия прокурора на привлечение зарегистрированного кандидата к административной ответственности.
Пунктом 9 ст.59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств.
В силу ч. 4 ст. 53 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны представить в соответствующую комиссию два финансовых отчета о размере своего избирательного фонда, фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств фонда. Первый финансовый отчет представляется одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, а итоговый - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.
В силу ч. 4 ст. 53 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны представить в соответствующую комиссию два финансовых отчета о размере своего избирательного фонда, фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств фонда. Первый финансовый отчет представляется одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, а итоговый - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 53 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 г. № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» к итоговому финансовому отчету кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума должны быть приложены следующие документы:
· учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, фонда референдума;
· справка об остатке средств избирательного фонда, фонда референдума на дату сдачи отчета и (или) о закрытии специального избирательного счета, специального счета фонда референдума, выданная кредитной организацией, в которой был открыт соответствующий счет;
· первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что он являясь кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области седьмого созыва по Каменскому одномандатному избирательному округу № 4 в нарушение требования п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 4.3 ст. 53 Областного закона от 12.05.2016 № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» не предоставил первичные финансовые документы, подтверждающие факт исполнения договоров и расходования средств за оказанные услуги или выполненные работы по следующим договорам: № 12 от 15.08.2023 на изготовление агитационных печатных материалов, заключенному с ООО «ПК «ЭСМА-ПРИНТ», № 53 от 16.08.2023 на изготовление печатного агитационного материала, заключенному с ООО «РА «Статус», № 57 от 21.08.2023 об оказании услуг, заключенному с ООО «РА «Статус», № 34 от 23.08.2023 предоставления эфирного времени для целей предвыборной агитации, заключенному с ООО «ТС», № 35 от 23.08.2023 на изготовление аудиоролика, заключенному с ООО «ТС».
В силу приложения № 9 «Перечень первичных финансовых документов, прилагаемых к итоговому финансовому отчету избирательного объединения, кандидата» к постановлению избирательной комиссии Ростовской области № 26-19 от 09 июня 2023 года «Об инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов избирательных объединений, выдвинувших областные списки кандидатов, избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Ростовской области» к итоговому финансовому отчету избирательного объединения, кандидата прилагаются акты выполненных работ (оказании услуг), эфирные справки.
В качестве доказательства тому, что ФИО1 в устной форме лично руководителем контрольно-ревизионной службы при ТИК Каменского района ФИО3 было доведено об обнаруженных недостатках, определены сроки предоставления недостающих документов и их перечень, в материалы дела представлено уведомление в адрес ФИО1 от 20.10.2023 № 01-12/2 о явке для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 8-9).
Иных доказательств данному обстоятельству не представлено. Объяснения у свидетеля ФИО3 об указанных обстоятельствах мировым судьей не отбирались.
Из оспариваемого постановления мирового судьи следует, что представитель ТИК Каменского района Ростовской области ФИО3 в судебном заседании участвовала, давала объяснения.
Как следует из положений Главы 25 КоАП РФ, представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, может быть допрошен в судебном заседании только в качестве свидетеля по делу, к иной категории участников по делам об административных правонарушениях ФИО3 относиться не может.
Из материалов дела об административном правонарушении не следует, что ФИО3, как свидетель по делу предупреждалась об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Выше приведенные нарушения являются существенными нарушениями процессуальных требований, не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, судья пришел к выводу об отмене обжалуемого постановления мирового судьи и о возвращении дела на новое рассмотрение.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на дату рассмотрения дела не истек, поскольку составляет 1 год.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №5 Каменского судебного района, в период исполнения обязанностей временно отсутствующего мирового судьи судебного участка №2 Каменского судебного района Ростовской области от 12.12.2023 о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.17 КоАП РФ – отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья: