Дело № 12-12/27-2019 г.
РЕШЕНИЕ
г. Курск 18 февраля 2019 года
Судья Ленинского районного суда г. Курска Токмакова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе директора департамента строительства и инвестиционных программ г. Курска ФИО1 на постановление заместителя руководителя УФАС - начальника отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России ФИО5. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора департамента строительства и инвестиционных программ г.Курска ФИО1, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФАС - начальника отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России ФИО5. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор департамента строительства и инвестиционных программ г.Курска ФИО1 признан виновным в совершении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Курска с жалобой, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом указал, что муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№, относительно порядка и сроком оплаты работ предусмотрены условия, согласно которому работы выполняются поэтапно в соответствии с графиком выполнения работ и оплата происходит за каждый этап выполненных работ путем осуществления промежуточных платежей, которые не регулируются нормами ч.13.1 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе» и в свою очередь не противоречит действующему законодательству.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности - директор департамента строительства и инвестиционных программ г.Курска ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании оспариваемое постановление просил отменить по основаниям, изложенным в жалобе в виду отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы жалобы с учетом дополнительных пояснений и представленных документов по делу, поддержал в полном объеме по изложенным основаниям, просил ее удовлетворить.
Выслушав объяснения защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения свидетеля, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Предметом регулирования Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 4 Закона в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает в том числе, формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона; контроль за соответствием информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта. Единая информационная система содержит в числе прочего, информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов; реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44) под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии со ст.12 закона государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании осуществления закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.2 и 3 ст.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в ч. 8 ст. 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В силу ч.13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включаются обязательные условия: 1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки; 2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Согласно ч.1 ст. 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения электронного аукциона № между департаментом строительства и инвестиционных программ г.Курска в лице директора департамента ФИО1 и ООО «Курсктехнострой» был заключен муниципальный контракт № на организацию работ по завершению строительства объекта «Средняя общеобразовательная школа по проспекту Вячеслава Клыкова, 65 г.Курска» (реестровый номер контракта: №
В соответствии с п.1.2 раздела 1 «Предмет контракта» контракта «… Заказчик обязан принять результат работы и оплатить его».
В соответствии с п.2.2 раздела 2 «Цена контракта» Контракта установлено, что источник финансирования работ: средства бюджета г.Курска на 2018-2022 годы в рамках муниципальной программы «Градостроительство и инвестиционная деятельность в г.Курске на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением Администрации г.Курска от 19.11.2015 г. № 3513, постановления Администрации г.Курска от 15.09.2017 года № 2462 «О заключении долгосрочного муниципального контракта на организацию работ по завершению строительства объекта «Средняя общеобразовательная школа по проспекту Вячеслава Клыкова, 65 г.Курска» (в ред. от 27.12.2017 № 3383)».
Согласно п.3.2 раздела 3 «График выполнения строительно-монтажных работ, срок и место выполнения работ» контракта «Общий срок выполнения работ: Начало выполнения работ – со дня, следующего за днем заключения контракта. Окончание выполнения работ – до ДД.ММ.ГГГГ».
Пунктом 6.3 раздела 6 «Порядок и условия оплаты, график оплаты выполнения работ» контракта установлено следующее: «Оплата за каждый этап выполненных работ производится путем осуществления промежуточных платежей. Промежуточные платежи производятся заказчиком за фактически выполненные работы Генеральным подрядчиком…, исходя из объема таких работ по каждому этапу и цены контракта. Оплата производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Генерального подрядчика в срок не более чем в течение 30 дней с даты подписания справки о стоимости выполненных работ и затрат №), после предоставления заказчику акта о приемке выполненных работ № в 5-ти экз., справки о стоимости выполненных работ и затрат № в 5-ти экз., счета и счета-фактуры в 3-х экз.».
Цена контракта составила 608781228,00 рублей.
Согласно копий справки о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ№, счета на оплату от ДД.ММ.ГГГГ№, счета-фактуры от ДД.ММ.ГГГГ№, акта о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№, акта о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ№, ООО «Курсктехнострой» фактически выполнило работы по завершению строительства объекта «Средняя общеобразовательная школа по проспекту Вячеслава Клыкова, 65 г.Курска» на сумму 7156511 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ.
Документ о приемке выполненных работ по контракту – справка о стоимости выполненных работ и затрат 31 (унифицированная форма № была подписана сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
Департамент строительства и инвестиционных программ г.Курска был обязан оплатить стоимость фактически выполненных работ на сумму 7156511 руб. 00 коп. не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком документа о приемке выполненных работ по контракту, а именно не позднее ДД.ММ.ГГГГ (включительно).
Как следует из представленных материалов, оплата фактически выполненных ООО «Курсктехнострой» работ по контракту была произведена заказчиком в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3.1 раздела 3 «Полномочия департамента» Положения о департаменте установлено, что департамент наделен, в том числе, следующими полномочиями: является главным распорядителем средств бюджета г.Курска, выделяемых на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов муниципальной собственности.
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета г.Курска и обязательств бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ утвержден Приказами комитета финансов города Курска от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п.1 Порядка аббревиатура «ГРБС» понимается как главные распорядители бюджетных средств.
Как следует из п.2 Порядка для получения финансирования со счета бюджета города Курска ГРБС (учредитель) представляет в комитет финансов г.Курска заявку на получение финансирования.
Пунктами 5,7 и 10 Порядка установлено, что санкционирование оплаты осуществляется в срок не позднее пяти рабочих дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим Порядком. Для санкционирования оплаты комитетом осуществляется проверка Заявки на соответствие установленной форме, наличие установленных документов, а также соответствие показателей Заявки указанным в ней документам. В случае если форма или информация, указанная в Заявке, не соответствует требованиям, установленными п.7, 9 (за исключением пп.9 п.9 настоящего Порядка), Комитет возвращает ГРБС (главному распорядителю бюджетных средств) «…Заявку не позднее срока, установленного для ее рассмотрения, с указанием причины возврата».
Таким образом, финансирование производится комитетом финансов г.Курска только после представления надлежаще сформированной заявки на получение финансирования, о чем было известно ФИО1 в связи с предоставлением указанных документов.
Как следует из представленных материалов дела, в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ комитет финансов г.Курска указал, что заявка департамента строительства и инвестиционных программ г.Курска на получение финансирования со счета бюджета г.Курска в размере 6512425 руб. 01 коп. по счету-фактуре от ДД.ММ.ГГГГ года№ для оплаты задолженности за фактически выполненные и ДД.ММ.ГГГГ принятые работы по Контракту была представлена ДД.ММ.ГГГГ, при этом, лист нетрудоспособности был выдан ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Заявка № от ДД.ММ.ГГГГ была ДД.ММ.ГГГГ возвращена департаменту строительства и инвестиционных программ г.Курска в связи с некорректным оформлением представленных к указанной заявке документов.
Департамент строительства и инвестиционных программ г.Курска подал ДД.ММ.ГГГГ в комитет финансов г.Курска надлежаще оформленную заявку.
В результате данных действий заказчика, финансирование по заявке департамента строительства и инвестиционных программ г.Курска № было произведено комитетом финансов г.Курска лишь ДД.ММ.ГГГГ, при том, что оплату в размере 6512425 руб. 01 коп. заказчик обязан был произвести в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из содержания письма контрольно-счетной палаты г.Курска от ДД.ММ.ГГГГ№ о фактах, выявленных в ходе проведения контрольно-счетной палатой города Курска контрольного мероприятия «Аудит в сфере закупок на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов социальной сферы», полученное Курским УФАС России ДД.ММ.ГГГГ вх.№, также свидетельствует о нарушении заказчиком срока и порядка оплаты фактически выполненных работ по Контракту.
При таких обстоятельствах, причиной нарушения порядка и срока оплаты фактически выполненных ООО «Курсктехнострой» работ по контракту послужило, как следует из материалов настоящего дела, несвоевременное направление заказчиком в комитет финансов г.Курска надлежаще сформированной заявки на получение финансирования, что указывает на наличие вины должностного лица и образует состав административного правонарушения.
Таким образом, заказчик нарушил срок и порядок оплаты работ, предусмотренный п.6.3 раздела 6 контракта, что противоречит требованиям ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Кроме того, до даты заключения контракта (до 01.03.2018 года) директором департамента строительства и инвестиционных программ г.Курска ФИО1 в рамках ФЗ «О контрактной системе» 28.12.2017 года утвержден план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд на 2018 год (с последующими изменениями), позицией которого была предусмотрена закупка на организацию работ по завершению строительства объекта «Средняя общеобразовательная школа по проспекту Вячеслава Клыкова, 65 г.Курска».
Документов и информации, указывающих на отсутствие у должностного лица заказчика – директора департамента строительства и инвестиционных программ города Курска ФИО1 возможности для соблюдения порядка оплаты фактически выполненных работ по контракту в срок, установленный в ч.13.1 ст.34 ФЗ «О контрактной системе…» и указанный в п.6.3 раздела 6 контракта, не представлено.
В соответствии со ст.107 ФЗ № 44 лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании распоряжения администрации г. Курска от 28.03.2014 г. № 52-ра-л «О ФИО1.» ФИО1 назначен директором департамента строительства и инвестиционных программ г. Курска с 31.03.2014 года и силу раздела 2 и раздела 4 должностной инструкции обязан обеспечивать своевременное финансирование выполненных работ по контракту и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на департамент задач и своих обязанностей.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в административном деле доказательств, которым административным органом, вынесшим оспариваемое постановление, дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. назначено в минимальной размере, соответствует санкции ч. 1 ст.7.32.5 КоАП РФ и определено с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными ст. 3.5 Кодекса.
Нарушив требования ч.13.1 ст.34 ФЗ «О контрактной системе…» и п.6.1 раздела 6 Контракта, директор департамента строительства и инвестиционных программ города Курска ФИО1 совершил административное правонарушение, направленное портив установленного законодательством порядка управления, выраженного в обязательности исполнения норм законодательства РФ о контрактной системе.
ФИО1 как должностное лицо заказчика имел возможность для соблюдения норм законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, за нарушение которых частью 1 ст.7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, подтверждается наличие вины в действиях должностного лица. Указанное правонарушение характеризуется высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие возможности применения такого вида наказания, как предупреждение.
Должностным лицом при назначении наказания были учтены все смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.
Вина заявителя доказана объективными доказательствами, которые не вызывают сомнений в правильности квалификации его действий.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку противоречат предоставленным материалам дела. Оснований для переоценки собранных по делу доказательств суд не усматривает. Тем более, что данный довод проверялся должностным лицом при рассмотрении дела и обоснованно признан несостоятельным.
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показал, что доводы жалобы сводятся к отсутствию у заказчика обязанности оплачивать фактически выполненные генеральным подрядчиком работы, что прямо противоречит требованиям ч.13, ч.13.1 ст. 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также требованиям п.6.1 раздела 6 контракта №, что образует состав административного правонарушения. За нарушение должностным лицом заказчика - ФИО1 срока и порядка оплаты фактически выполненных работ предусмотрена, а также установлена в постановлении Курского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ административная ответственность, указанная в ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ. Законность вынесенного постановления № об административном правонарушении подтверждается судебной практикой, в частности решением Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу №, а также по аналогичному делу решением Ленинского районного суда г. Курска по делу № г.
Ссылки о наличии иной судебной практики не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела. Само по себе решение Арбитражного суда № А35-12297/2017 г. не влечет отмену обжалуемого постановления.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ из материалов дела не усматривается.
Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления.
Существенных процессуальных нарушений, которые не позволили бы должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при рассмотрении жалобы не установлено.
Ввиду того, что правовых оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, то жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя УФАС - начальника отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России ФИО5. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении директора департамента строительства и инвестиционных программ города Курска ФИО1 оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья: