Дело № 12-130 13 апреля 2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Ленинского районного суда Санкт-Петербурга Жданова Т.Е.,
рассмотрев материалы дела по жалобе защитника "ООО №1"Л. на постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга К.№ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении "ООО №1" административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга К.№ от ДД.ММ.ГГГГ"ООО №1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 41 минуту на основании п. 10.2.7, 10.2.7.1, 10.2.7.2 наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, приложения к Приказу МВД России № 410 от 08.06.1999 г., ст. 26.8 КоАП РФ, п. 3.3 должностных инструкций в рамках проведения повседневного надзора, старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД К. проведены замеры световозвращения горизонтальной дорожной разметки для сухого покрытия, 1.14.2 (по нумерации дорожной разметки, приведенной в ГОСТ Р 52289-2004), нанесенной на <адрес>, измерительным прибором: ретрорефлектометр LTL-XL (серийный номер 148, сертификат поверки № 2358/13-О), находящемся на балансе УМВД России по Адмиралтейскому району СПб, показания которого составили 22 единицы измерений RL (таблица № 6 ГОСТ Р 52289-2004), о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выявленного недостатка в содержании дорог, к которому прикреплен чек параметров измерений, произведенный измерительным прибором, ретрорефлектометром, произведена фотофиксация положения измерительного прибора на поверхности горизонтальной дорожной разметки 1.14.2 и показания дисплея измерительного прибора. В связи с тем, что нанесение указанной дорожной разметки производило "ООО №1"ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного контракта, договора подряда между "ООО №2" и ООО «Роуд Лайф» и акта приемки от ДД.ММ.ГГГГ, произведенными измерениями установлено несоответствие параметров световозвращения дорожной разметки 1.14.2, которое составило 22 единицы, что не соответствует требованиям ГОСТа и влияет на безопасность дорожного движения, общество привлечено к административной ответственности.
В судебное заседание явился защитник по доверенности от ДД.ММ.ГГГГЛ., которому судом разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, они защитнику понятны, отводов суду не заявлено. Полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие генерального директора "ООО №1"А., который извещен о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств от которого об отложении судебного разбирательства не поступило.
Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие генерального директора "ООО №1"А.
С указанным постановлением "ООО №1" не согласно, полагает постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку "ООО №1" не является лицом, ответственным за соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Изучив доводы жалобы и исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении в отношении "ООО №1", суд приходит к следующим выводам.
Административным правонарушением, предусмотренным ст. 12.34 КоАП РФ, признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, под которыми понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Указанной нормой предусмотрена административная ответственность для должностных лиц, ответственных за содержание дорог при несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Из материалов дела и обжалуемого постановления следует, что постановление было вынесено на основании классификации дорожных работ, утвержденной Приказом Минтранса № 160 от 12.11.2007 г., в соответствии с п. б п. 4 главы 12 раздела IV которого нанесение горизонтальной дорожной разметки относится к работам по содержанию дорог.
Вместе с тем, указанный приказ утратил силу в 2012 году, на момент совершения вменяемого деяния и его выявления действовал Приказ Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в соответствии с которым к работам по содержанию дорог по элементам обустройства автомобильных дорог входит уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.
Согласно условиям заключенного между СПбГКУ ДОДД и "ООО №2" государственного контракта, "ООО №2" обязуется в установленный срок выполнить работы, предоставить гарантию на выполненные работы. При этом согласно условиям контракта контроль качества дорожной разметки состоит из нескольких видов контроля в соответствии с Рекомендациями по контролю качеств горизонтальной дорожной разметки, введенными в действие Минтрансом РФ № ОС-28/352-ис от 22.01.2014 г. На основании указанных Рекомендаций эксплуатационный контроль осуществляет заказчик, в ходе которого оценивается и коэффициент световозвращения разметки. В случае обнаружения несоответствий и дефектов, контрактом предусмотрен порядок фиксации недостатков, санкции и сроки устранения подрядчиком. Согласно условиям контракта, "ООО №2" не несет обязанности по содержанию дорог и дорожной разметки, а выполняет соответствующие работы без контроля за их качеством при условии выполнения в рамках гарантийного срока соответствующих работ, либо при применении санкций за некачественное выполнение работ именно в порядке, предусмотренном контрактом.
Согласно договору подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между "ООО №2" (подрядчиком) и "ООО №1" (субподрядчиком), "ООО №1" обязано в установленные сроки по заданию подрядчика выполнить работы по демаркировке, нанесению и восстановлению дорожной разметки в <данные изъяты> Санкт-Петербурга в ДД.ММ.ГГГГ для государственных нужд Санкт-Петербурга.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД К. проведены замеры световозвращения горизонтальной дорожной разметки для сухого покрытия на участке проезжей части у <адрес> в Санкт-Петербурге, в результате которых выявлено несоответствие нанесенной дорожной разметки п.6.1.2 ГОСТ Р 52289-2004, о чем был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог.
При этом к участию в административном расследовании организация либо государственный орган, отвечающий за содержание дорог, привлечены инспектором не были.
По указанному факту ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД К. был составлен протокол № об административном правонарушении в отношении "ООО №1"
По результатам административного расследования старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД К. было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым "ООО №1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
Суд полагает, что инспектором не установлена вина "ООО №1" в совершении правонарушения в связи с тем, что материалами дела не подтверждается, по каким конкретно причинам разметка на момент проведения измерений не соответствовала обязательным требованиям (нарушения при нанесении разметки, действия третьих лиц при проведении иных работ, неправомерные действия третьих лиц по разрушению или удалению разметки, и т.д.), с учетом того, что "ООО №1" не осуществляет и не отвечает за содержание дорог и дорожной разметки, то есть не может нести ответственность за выявленное правонарушение без установления вины, то есть за несоответствие разметки ГОСТу именно в результате действий "ООО №1".
Доводы инспектора о том, что ответственным за обеспечение безопасности движения при содержании дорог является именно та организация или орган, которые производят фактические действия по нанесению разметки, опровергаются материалами дела, содержанием заключенного государственного контракта, и суд полагает их необоснованными.
Статьей 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров, либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090) предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги других населенных пунктов.
Пунктами 6, 7 и 12 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические и юридические лица, владеющие дорогами на вещном праве; содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, ответственность за содержание автомобильных дорог в Санкт-Петербурге несут соответствующие исполнительные органы государственной власти, в ведение которых оно входит, либо физические и юридические лица, являющиеся владельцами дорог.
В Санкт-Петербурге указанным органом в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 г. № 836 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области благоустройства и дорожного хозяйства», является Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, передающий в рамках своей компетенции часть своих обязанностей, в том числе СПбГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга», заключившему контракт с "ООО №2" (подрядчиком) и являющемуся заказчиком работ.
Субъектом административного правонарушения с учетом изложенного не может являться "ООО №1", являющийся субподрядчиком по отношению к подрядчику "ООО №2" выполнявший в соответствии с договором подряда № от ДД.ММ.ГГГГ по заданию соответствующего заказчика работы по демаркировке, нанесению и восстановлению дорожной разметки, не имея при этом определенных полномочий в области государственного регулирования.
Сведений и доказательств передачи указанных государственных полномочий, ведения и компетенции исполнительных органов государственной власти в отношении "ООО №1" в материалах дела не имеется.
Заключение контракта само по себе не освобождает ответственный государственный орган или владельца дороги от ответственности за ее содержание, несмотря на то, что по контракту выполнение этих обязанностей может быть поручено иному лицу.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих договорных обязательств может повлечь для "ООО №1" гражданско-правовую ответственность, но не освобождает владельца дороги или орган, ответственный за ее содержание, от административной ответственности. В ином случае соответствующий государственный орган или владелец дороги не несли бы вообще никакой ответственности за несоблюдение своих обязанностей, установленных законодательством, при передаче их иному лицу, либо за действия этого лица.
Изложенное исключает наличие в действиях "ООО №1" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и является основанием для освобождения от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга К.№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности "ООО №1" подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении "ООО №1" в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях "ООО №1" состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения полиции УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга К.№ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении "ООО №1" административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ отменить, жалобу защитника "ООО №1"Л. удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении "ООО №1" прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения.
Судья: