ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-130 от 31.12.9999 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

                                                                                    Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 12-130/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г. Н.Новгород [ 00.00.0000 ] 

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Борейчук Л.Н.,

с участием представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.3,

рассмотрев жалобу Ф.И.О.1 на постановление Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу [ № ] от [ 00.00.0000 ]  о привлечении к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Ф.И.О.1, [ 00.00.0000 ]  года рождения, уроженки [ адрес ], зарегистрированной по адресу: [ адрес ], проживающей по адресу: [ адрес ]

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением [ № ] заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.2 от [ 00.00.0000 ]  Ф.И.О.1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ и на нее наложено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным Ф.И.О.1 обратилась в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой. В обоснование доводов жалобы указала, что событие административного правонарушения, выразившегося в неисполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля отсутствует.

Пунктом 2 стати 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Рекомендации по разработке Правил внутреннего контроля утверждены распоряжением Правительства РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ]-р и распоряжением Правительства РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ]-р.

Постановлением Правительства РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ] установлено, что правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации в течение 1 месяца со дня государственной регистрации организации и представляются для согласования в орган Росфинмониторинга в течение 5 дней с даты их утверждения.

Актом проверки от [ 00.00.0000 ]  [ № ] и протоколом об административном правонарушении подтверждается, что Правила внутреннего контроля разработаны ООО «Ломбард Чароит», утверждены руководителем [ 00.00.0000 ]  и согласованы с соответствующим надзорным органом.

Правила внутреннего контроля ООО «Ломбард Чароит» от [ 00.00.0000 ]  содержат все необходимые разделы, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок.

[ 00.00.0000 ]  (до начала проведения проверки) ООО «Ломбард Чароит» были утверждены Правила внутреннего контроля в новой редакции с учетом последних изменений, внесенных Приказами Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] и от [ 00.00.0000 ]  [ № ].

Нормативно установленной обязанности по внесению изменений в ранее утвержденные и согласованные с надзорным органом Правила внутреннего контроля в связи с изданием Росфинмониторингом новых приказов, касающихся требований к подготовке и обучению кадров, а также порядка и сроков внесения таких изменений или приведения действующих в организации Правил внутреннего контроля в соответствие с приказами Росфинмониторинга (актуализации Правил), ни Федеральным законом № 115-ФЗ, ни Рекомендациями по разработке Правил внутреннего контроля, утвержденными распоряжением Правительства РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ]-р и распоряжением Правительства РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ], не предусмотрено.

Приказы Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] и от [ 00.00.0000 ]  [ № ], которыми утверждены требования к подготовке и обучению кадров, также не устанавливают обязанности, сроков и порядка для внесения изменений в Правила внутреннего контроля и приведения их в соответствие с данными приказами.

В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по финансовому мониторингу, изложенными в Информационном письме от [ 00.00.0000 ]  [ № ], сроки внесения изменений в правила внутреннего контроля в связи с изменениями действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ Федеральным законом или иными нормативными актами не установлены. Соответствующие изменения ФСФМ рекомендует вносить в течение 1 месяца с даты вступления в силу нового нормативного правового акта.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В отсутствие прямой нормативно установленной обязанности по внесению изменений в утвержденные и согласованные с надзорным органом Правила внутреннего контроля, невнесение таких изменений, также как и несоблюдение рекомендованных сроков их внесения не является противоправным деянием и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27. КоАП РФ.

В соответствии со статьями 26.1, 26.2 и 28.2 КоАП РФ событие административного правонарушения должно быть описано в протоколе об административном правонарушении так, как оно выявлено в ходе контроля. В нарушение указанных норм акт камеральной проверки и протокол об административном правонарушении ограничиваются только общей констатацией того, что Правила внутреннего контроля ООО «Ломбард «Чароит» не соответствуют Приказам Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] и от [ 00.00.0000 ]  [ № ], без указания на то, в чем конкретно выражается данное несоответствие, каким пунктам Приказов не соответствуют правила, действующие в ООО «Ломбард «Чароит», какие конкретно положения Приказов, касающиеся квалификации и подготовки кадров, подлежащие включению в правила, не были учтены ООО «Ломбард «Чароит» в соответствующих разделах. На основании изложенного, событие административного правонарушения является недоказанным.

Кроме того, вывод административного органа о том, что отсутствие в течение длительного времени с [ 00.00.0000 ]  по [ 00.00.0000 ]  соответствующих действующему законодательству РФ правил внутреннего контроля привело к совершению иных нарушений в части организации внутреннего контроля, а именно непредставлению информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, не соответствует действительности и противоречит материалам проверки.

Во-первых, Приказы Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] и от [ 00.00.0000 ]  [ № ] содержат исключительно требования, касающиеся подготовки и обучения кадров организации, и не содержат требования относительно предоставления информации и отчетности по операциям, подлежащим обязательному контролю.

Во-вторых, Актом проверки от [ 00.00.0000 ]  [ № ] подтверждается, что в [ 00.00.0000 ]  ООО «Ломбард Чароит» соблюдены все требования Приказов Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] и от [ 00.00.0000 ]  [ № ], касающиеся подготовки и обучения кадров организации, в частности, проверкой установлено, что генеральный директор Ф.И.О.1 соответствует квалификационным требованиям и прошла необходимое обучение, что подтверждается журналами учета прохождения работниками ООО «Ломбард Чароит» обучения, в ООО «Ломбард Чароит» имеется утвержденная программа обучения, планы-графики обучения сотрудников на [ 00.00.0000 ] , проведены все необходимые инструктажи и т.п. (стр. 6-8 Акта камеральной проверки).

Таким образом, ООО «Ломбард «Чароит» предприняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры для надлежащей организации внутреннего контроля в части требований к квалификации персонала, его подготовки и обучения.

При проведении камеральной проверки административным органом также не было учтено, что [ 00.00.0000 ]  (до начала проведения проверки) ООО «Ломбард Чароит» были утверждены Правила внутреннего контроля в новой редакции с учетом последних изменений, внесенных Приказами Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] и от [ 00.00.0000 ]  [ № ]. Правила внутреннего контроля направлены для согласования в МРУ Росфинмониторинга по ПФО [ 00.00.0000 ] , что подтверждается описью вложения в ценное письмо, до того, как ООО «Ломбард Чароит» стало известно о назначении камеральной проверки (приказ МРУ Росфинмониторинга по ПФО от [ 00.00.0000 ]  о проведении камеральной проверки направлен ООО «Ломбард Чароит» [ 00.00.0000 ] )

Считает, что основания для привлечения ООО «Ломбард Чароит» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, в части организации внутреннего контроля отсутствуют и что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.

Также отсутствует, событие административного правонарушения, выразившегося в неисполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части представления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.

Согласно абзацу 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа подлежит обязательному контролю, если сумма на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Между ООО «Ломбард Чароит» и Ф.И.О.1 (единственным учредителем и генеральным директором ломбарда) заключен договор займа от [ 00.00.0000 ]  В рамках указанного договора в [ 00.00.0000 ]  ООО «Ломбард Чароит» получал займы от физического лица. Каждый из отдельных платежей по договору займа составлял менее 600 000 рублей.

ООО «Ломбард Чароит» с [ 00.00.0000 ]  и по настоящее время регулярно направляет в уполномоченный орган информацию о суммах заемных средств, полученных Обществом от физического лица Ф.И.О.1 в рамках договора займа от [ 00.00.0000 ] , каждый раз, когда сумма очередных платежей превышает 600 000 рублей.

В спорный период [ 00.00.0000 ]  ООО «Ломбард Чароит» представило сведения об операциях подлежащих обязательному контролю семь раз в следующие даты:

- [ 00.00.0000 ]

- [ 00.00.0000 ]

- [ 00.00.0000 ]

- [ 00.00.0000 ]

- [ 00.00.0000 ]

- [ 00.00.0000 ]

- [ 00.00.0000 ]

Как следует из протокола об административном правонарушении, Обществу вменяется непредставление информации по сделке по получению беспроцентного займа ООО «Ломбрад Чароит» от физического лица Ф.И.О.1 в рамках договора беспроцентного займа от [ 00.00.0000 ] , подлежащей обязательному контролю в [ 00.00.0000 ] , при этом по подсчетам административного органа, Общество обязано было в указанный период ([ 00.00.0000 ] ) представить сведения об операциях подлежащих обязательному контролю пять раз в следующие даты:

- [ 00.00.0000 ]

- [ 00.00.0000 ]

- [ 00.00.0000 ]  -[ 00.00.0000 ]

- [ 00.00.0000 ]

Соответствующего расчета сумм полученных ООО «Ломбард «Чароит» по договору займа с Ф.И.О.1, обосновывающих необходимость представления сведений по операциям именно в даты, обозначенные административным органом, не содержится ни в акте камеральной проверки от [ 00.00.0000 ]  [ № ], ни в протоколе об административном правонарушении, что существенно затрудняет право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту, поскольку не позволяет ни проверить, ни опровергнуть расчеты административного органа. Считаем, что в отсутствие подобного расчета событие административного правонарушения в нарушение статей 26.1, 26.2 и 28.2 КоАП РФ является недоказанным.

Должностное лицо ООО «Ломбард «Чароит» не может быть привлечено к административной ответственности за предоставление информации чаще, чем надлежит по расчетам административного органа (семь раз вместо пяти).

Пунктом 7 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством РФ, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом.

Поскольку статья 6 Федерального закона № 115-ФЗ содержит единый перечень операций, подлежащий обязательному контролю, как для кредитных, так и для иных организаций, в том числе ломбардов, считаем, что в отсутствие официальных разъяснений Правительства РФ по поводу применения абзаца 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, допустимо применение к рассматриваемым правоотношениям официального толкования указанной нормы Центральным банком РФ, приведенного в Информационном письме ЦБ РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ] и Письме Департамента Финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ].

Согласно официальным разъяснениям Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ, приведенным в письме от [ 00.00.0000 ]  [ № ] «О применении Федерального закона № 115-ФЗ», исходя из буквального толкования нормы подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу не относится к категории операций, подлежащих обязательному контролю.

Таким образом, операция по предоставлению физическим лицом Ф.И.О.1 беспроцентного займа юридическому лицу ООО «Ломбард Чароит» не подлежит обязательному контролю и ООО «Ломбард «Чароит» был вправе вообще не сообщать в уполномоченный орган об указанной сделке.

В соответствии с пунктом 3 Информационного письма ЦБ РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ] если суммы отдельных платежей, совершаемых в рамках одного договора займа, менее 600 000 рублей, а общая сумма договора равна или превышает указанную сумму, то платежи по договору следует контролировать нарастающим итогом и представлять сведения в уполномоченный орган, не позднее рабочего дня за днем, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 000 рублей. При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон № 115-ФЗ не устанавливает требования о повторном направлении в уполномоченный орган сообщения о сделке с движимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, в случае увеличения суммы сделки за счет последующих платежей по данной сделке, информация о которой ранее уже была направлена в уполномоченный орган.

Следовательно, ООО «Ломбард «Чароит», однажды сообщив об операциях получению займа от Ф.И.О.1 в [ 00.00.0000 ] , было вправе не сообщать больше об указанной сделке в уполномоченный орган, даже в случае увеличения суммы сделки за счет последующих платежей.

Разъяснения Федеральной службы по финансовому мониторингу об обязательности представления сведений по сделке по получению ломбардом беспроцентного займа от физического лица каждый раз, когда сумма платежей превысит 600 000 руб., вышли только [ 00.00.0000 ]  (Информационное письмо от [ 00.00.0000 ]  [ № ]), т.е. позже тех, дат в которые ООО «Ломбард «Чароит» по подсчетам административного органа обязано было представлять соответствующую информацию.

Считает, что наличие двух диаметрально противоположных официальных толкований одной и той же нормы права - пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, устанавливающей единый перечень операций, подлежащих обязательному контролю, как для кредитных организаций, так и для иных организаций (с том числе ломбардов), от имени двух уполномоченных органов - Центрального банка РФ с одной стороны и Федеральной службы по финансовому мониторингу с другой, однозначно свидетельствует о наличии неустранимых противоречий и сомнений в толковании указанной нормы, и, как следствие, сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу презумпции невиновности, провозглашенной статьей 1.5. КоАП, толкуются в пользу этого лица.

Считает, что при указанных обстоятельствах основания для привлечения генерального директора ООО «Ломбард Чароит» Ф.И.О.1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27. КоАП РФ в части организации внутреннего контроля и в части представления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, отсутствуют.

В судебное заседание заявитель Ф.И.О.1 не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.3 возражала против удовлетворения жалобы.

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу Ф.И.О.1 не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из материалов дела следует, что [ 00.00.0000 ]  руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4 издан Приказ [ № ] о проведении проверки ООО «Ломбард Чароит» с целью проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма Обществом за период с [ 00.00.0000 ]  по [ 00.00.0000 ]  

[ 00.00.0000 ]  специалистом МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.5 по результатам выезда по адресу места регистрации ООО «Ломбард Чароит» был составлен акт проверки [ № ]  

В ходе проверки установлено, что ООО «Ломбард Чароит» осуществляет ломбардную деятельность, о чем свидетельствуют:

1) ст. 3.2 Устава ООО «Ломбард Чароит», утвержденного единственным участником Общества [ 00.00.0000 ] ;

2) выписка из ЕГРЮЛ от [ 00.00.0000 ] , где основным ОКВЭД зарегистрирован 65.22.6 - предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества;

3) залоговые билеты, представленные в ходе проверки, а также иные документы и информация, содержащиеся в материалах дела.

Руководство ООО «Ломбард Чароит» осуществляет генеральный директор Ф.И.О.1 (решение от [ 00.00.0000 ]  [ № ]).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от [ 00.00.0000 ]  № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст. 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего постановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Генеральным директором Ф.И.О.1 в ООО «Ломбард Чароит» внутренний контроль не организован, что подтверждается материалами проверки.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

В соответствие с п. 2 ст.7 Федерального закона, правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Согласно п. 22 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ], Правила должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и включать, в том числе, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров и приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ] требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Данные требования в проверяемом периоде были установлены Федеральной службой по финансовому мониторингу приказом от [ 00.00.0000 ]  [ № ], который вступил в силу с [ 00.00.0000 ] , а также приказом Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ], вступившим в силу [ 00.00.0000 ]

Указанными приказами введены новые формы и требования к обучению сотрудников Общества, такие как: вводный инструктаж в организации, плановый и внеплановый инструктаж (в редакции приказа от [ 00.00.0000 ]  [ № ] - дополнительные инструктажи), целевой инструктаж и другие, а также обязательную фиксированную периодичность обучения, список сотрудников, которым необходимо проходить целевой инструктаж и иные виды обучения, а также введен порядок учета прохождения работниками организации обучения.

Исходя из целей, преследуемых Федеральным законом от [ 00.00.0000 ]  № 115-ФЗ, правила внутреннего контроля, которыми руководствуется Общество в своей деятельности, должны соответствовать действующему законодательству РФ.

Вместе с тем, в нарушение п. 2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ указанные правила внутреннего контроля ООО «Ломбард Чароит» не соответствуют действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, поскольку указанные правила внутреннего контроля не содержат квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, установленных приказом Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] (до вступления в силу приказом Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ]).

Таким образом, вывод заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.6 об отсутствии организации в ООО «Ломбард Чароит» внутреннего контроля обоснован.

Таким образом, генеральный директор ООО «Ломбард Чароит» Ф.И.О.1 не исполнила требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится в частности к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Пунктом 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей заемщику, т.е. датой операции, подлежащей обязательному контролю, будет являться дата документа, подтверждающего фактическую передачу/перечисление денежных средств на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее.

В том случае, если суммы отдельных платежей, совершаемых в рамках одного договора беспроцентного займа, менее 600 000 рублей либо менее суммы в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, а общая сумма нескольких платежей равна или превышает указанную сумму, то соответствующая информация должна представляться следующим образом. Каждый раз, когда сумма платежей будет равна или превысит 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, либо превысит ее, организациям необходимо представлять сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В ходе проверочных мероприятий выявлено, что ООО «Ломбард Чароит» заключило договор беспроцентного займа от [ 00.00.0000 ]  [ № ], согласно условиям которого, Общество выступало заемщиком, а займодавцем являлась генеральный директор ООО «Ломбард ЧАРОИТ» Ф.И.О.1

В рамках указанного договора денежные средства вносились в кассу ООО «Ломбард Чароит» отдельными платежами:

[ 00.00.0000 ]  сумма платежей по договору превысила 600 000 рублей. Таким образом, Обществу следовало направить указанные сведения в уполномоченный орган не позднее [ 00.00.0000 ] ;

[ 00.00.0000 ]  сумма платежей по договору превысила 600 000 рублей. Таким образом, Обществу следовало направить указанные сведения в уполномоченный орган не позднее [ 00.00.0000 ] ;

[ 00.00.0000 ]  сумма платежей по договору превысила 600 000 рублей. Таким образом, Обществу следовало направить указанные сведения в уполномоченный орган не позднее [ 00.00.0000 ] ;

[ 00.00.0000 ]  сумма платежей по договору превысила 600 000 рублей. Таким образом, Обществу следовало направить указанные сведения в уполномоченный орган не позднее [ 00.00.0000 ] ;

[ 00.00.0000 ]  сумма платежей по договору превысила 600 000 рублей. Таким образом, Обществу следовало направить указанные сведения в уполномоченный орган не позднее [ 00.00.0000 ]

В нарушение п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ сведения по указанным операциям, подлежащих обязательному контролю, в Росфинмониторинг в установленные законодательством сроки не представлены.

Таким образом, Ф.И.О.1, являясь единоличным исполнительным органом Общества и осуществляя текущее руководство деятельностью ООО «Ломбард Чароит» в силу действующего законодательства и учредительных документов (п. 6.9.1 Устава Общества) должна была обеспечить соблюдение возглавляемой организацией требований законодательства Российской Федерации, но не предприняла все необходимые организационные меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в ООО «Ломбард Чароит», что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.

Вывод заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО о наличии в действиях генеральный директор ООО «Ломбард Чароит» Ф.И.О.1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ является верным.

Доводы заявителя о том, что не имеется оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, так как: 1) отсутствует установленная законодательством обязанность по внесению изменений в утвержденные и согласованные правила внутреннего контроля; 2) операция по предоставлению физическим лицом беспроцентного займа юридическому лицу не относится к операции, подлежащей обязательному контролю; 3) Федеральный закон №115-ФЗ не устанавливает требования о повторном направлении в уполномоченный орган сообщения о сделке в случае увеличения суммы сделки за счет последующих платежей по данной сделке, информация о которой ранее уже направлена в уполномоченный орган, не может быть принят вовнимание, поскольку ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К таким требованиям относятся, в частности, разработка Правил внутреннего контроля и программ его осуществления.

Правила внутреннего контроля организации являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, регламентирующим детальное исполнение обязательных процедур предотвращения легализации доходов в целях повышения эффективности противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма в государстве. Исходя из целей, преследуемых Федеральным законом № 115-ФЗ, правила внутреннего контроля, которыми руководствуется Общество в своей деятельности, должны соответствовать действующему законодательству.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать, в том числе, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров.

В соответствие с п. 3 Постановления Правительства РФ от [ 00.00.0000 ]  [ № ] «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливается Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказами Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] (действие документа с [ 00.00.0000 ]  по [ 00.00.0000 ] ) и от [ 00.00.0000 ]  [ № ] (действие документа с [ 00.00.0000 ]  по настоящее время) утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Указанными нормативными правовыми актами утверждены принципиально новые подходы к обучению работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности, были установлены новые формы проведения обучения: вводный, плановый, внеплановый, целевой инструктажи, повышение уровня знаний и т.д., а также сроки их прохождения. Кроме того, установлены лица, которые имеют право и должны проводить данные обучающие мероприятия.

Правила внутреннего контроля ООО «Ломбард Чароит», действовавшие ворганизации в период с [ 00.00.0000 ]  по [ 00.00.0000 ] , не содержаликвалификационные требования к подготовке и обучению кадров, соответствовавшиеприказам Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ]  [ № ] и от [ 00.00.0000 ]  [ № ]. Таким образом, ООО «Ломбард Чароит» нарушен п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ в части соблюдения требований, предъявляемых к обязательному содержанию правил внутреннего контроля.

Ссылка заявителя на правила внутреннего контроля, утвержденные и согласованные в [ 00.00.0000 ] , несостоятельна, так как на момент согласования указанных Правил нормы, установленные указанными выше приказами Росфинмониторинга, отсутствовали ([ 00.00.0000 ]  действовал приказ КФМ России от [ 00.00.0000 ]  [ № ], содержащий иные рекомендации по программе обучения кадров).

При этом факт проведения в Обществе обучения в виде вводного, планового и целевого инструктажа, а также соответствие специального должностного лица установленным квалификационным требованиям предметом рассмотрения настоящего дела не являются, поскольку объективная сторона выявленного МРУ Росфинмониторинга по ПФО правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии), которое является противоправным, а именно, отсутствие в течение длительного периода времени (более одного года) правил внутреннего контроля, соответствующих требованиям действующего законодательства ПОД/ФТ (п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Проведение соответствующего обучения в ООО «Ломбард Чароит» не свидетельствует о том, что правила внутреннего контроля соответствуют требованиям законодательства (п.2 ст.7 Федерального закона), и не снимает с организации обязанности по разработке и утверждению правил внутреннего контроля, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного, довод привлекаемого лица о том, что законодательно не установлена обязанность по внесению изменений в правила внутреннего контроля, также не может быть принят во внимание, так как предметом выявленного нарушения является конкретное действие (бездействие), выраженное в отсутствие правил внутреннего контроля, соответствующих требованиям действующего законодательства, а не факт внесения изменений в действующую редакцию Правил внутреннего контроля.

В соответствии со ст.4 и п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма предпринимать иные организационные меры в установленных целях. К таким иным мерам и относится работа организации по поддержанию правил внутреннего контроля в актуальном состоянии. Иное не согласуется с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Правила внутреннего контроля ООО «Ломбард Чароит» в проверяемом периоде не соответствовали действующему законодательству, так как квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, изложенные в Правилах внутреннего контроля 000 «Ломбард Чароит», действовавших в проверяемом периоде, не соответствовали требованиям, установленным Федеральной службой по финансовому мониторингу в период с [ 00.00.0000 ]  по [ 00.00.0000 ] . Данные факты свидетельствуют, что генеральным директором Ф.И.О.1 в Обществе не предпринимались иные организационные меры в целях ПОД/ФТ, т.е. отсутствует организованная система внутреннего контроля в установленной сфере.

Довод заявителя о том, что новая редакция правил внутреннего контроля направлена на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ПФО [ 00.00.0000 ] , т.е. до того, как стало известно о проведении проверочных мероприятий несостоятелен, так как: во-первых, направление на согласование правил внутреннего контроля [ 00.00.0000 ]  выходит за рамки проверяемого периода, установленного приказом МРУ Росфинмониторинга по ПФО от [ 00.00.0000 ]  [ № ]; во-вторых, копия приказа о проведении камеральной проверки была направлена в организацию посредством факсимильной связи [ 00.00.0000 ] , о чем свидетельствует отчет об отправке факса, в-третьих, последующее исполнение обязанности не может свидетельствовать об отсутствии события административного правонарушения и являться основанием для освобождения от административной ответственности, предусмотренной ст.15.27КоАПРФ.

Согласно пп.4 п.1 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ операцией, подлежащей обязательному контролю, является операция по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Из буквального прочтения указанной нормы следует, что обязательному контролю подлежат следующие операции:

операция по предоставлению юридическим лицом, поименованным в ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу;

операция по предоставлению юридическим лицом, поименованным в ст. 5 Федерального закона №П5-Ф3, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа другому юридическому лицу;

операция по получению юридическим лицом, поименованным в ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа от физического лица;

операция по получению юридическим лицом, поименованным в ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа от другого юридического лица.

Иное прочтение указанной нормы не согласуется с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Ссылка заявителя на разъяснения Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального Банка Российской Федерации не состоятельна, т.к. ЦБ России не является органом, уполномоченным на трактование нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, и разъяснения его департаментов не являются нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности. Кроме того, ЦБ России может давать рекомендации в сфере ПОД/ФТ только кредитным организациям, что прямо указано в Федеральном законе №115-ФЗ, и данные рекомендации не могут быть применены к иным субъектам, поименованным в ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ, так как законодательно установлено, что полномочиями по разъяснению порядка предоставления сведений по операциям, подлежащим контролю, некредитными организациями наделены Правительство Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Также в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации органом, уполномоченным на выработку мер в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, является Федеральная служба по финансовому мониторингу, а не ЦБ России (который лишь осуществляет контроль и надзор в установленной сфере за деятельностью кредитных организаций).

Довод привлекаемого лица об отсутствии обязанности по повторному направлению сведений в уполномоченный орган не может быть принят во внимание, так как не является предметом рассмотрения настоящего дела.

Объективной стороной выявленного нарушения в части представления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, является конкретное действие (бездействие), выразившееся в непредставлении сведений по операциям по получению Обществом беспроцентного займа от физического лица в установленные законом сроки.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; и иные данные, установленные настоящим пунктом.

В данном случае договор беспроцентного займа от [ 00.00.0000 ]  [ № ], заключенный между Ф.И.О.8 (заимодавец) и ООО «Ломбард Чароит» (заемщик), в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерацией является реальным договором, т.е. договором, для заключения которого помимо достижения соглашения по всем существенным условиям необходима еще и передача имущества (денежных средств). Именно с момента передачи имущества такие договоры считаются заключенными. Передача имущества для таких договоров является обязательным условием.

Исходя из условий договора от [ 00.00.0000 ]  [ № ] следует, что конкретная сумма займа условиями договора не установлена и договор вступает в действие с момента передачи денег или других вещей и оканчивается в момент полного возврата (п.7 Договора).

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ сделка по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получению такого займа подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600.000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600.000 рублей, или превышает ее.

Пунктом 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей заемщику, т.е. датой операции, подлежащей обязательному контролю, будет являться дата документа, подтверждающего фактическую передачу/перечисление денежных средств на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающую ее.

В данном случае с целью соблюдения требований ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в части фиксирования суммы операции (сделки), когда суммы отдельных платежей, совершаемых в рамках одного договора беспроцентного займа, менее 600 000 рублей либо менее суммы в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, а общая сумма нескольких платежей равна или превышает указанную сумму, то соответствующая информация должна представляться следующим образом. Каждый раз, когда сумма платежей будет равна или превысит 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, либо превысит ее, организациям необходимо представлять сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Иное не согласуется с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ. В противном случае мы имеем дело с предоставлением в уполномоченный орган заведомо ложных сведений о сумме совершения сделки и оснований ее совершения, что является противоправным действием.

Учитывая изложенное, в данном случае объективной стороной является не повторное предоставление информации о совершаемой сделки, как утверждает представитель заявителя, т.к. повторное направление подразумевает под собой сообщение о сделке с указанием всех необходимых данных, включая и сумму сделки, которая изначально по условиям договора не известна, а не представление информации о совершаемой операции (сделки) в установленный законодательством срок, т.к. моментом совершения операции (сделки) в соответствии с положениями ГК РФ является каждый раз передача нового объема денежных средств, что определено условиями договора (п.2 и п.7 Договора).

В постановлении по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ]  должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Ф.И.О.1 в несоблюдении требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля установлена и объективно подтверждается материалами дела. Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу. Назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.

Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Оснований для отмены постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от [ 00.00.0000 ]  не имеется.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении жалобы генерального директора ООО «Ломбард Чароит» Ф.И.О.1 следует отказать.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] , вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ в отношении Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу [ № ] от [ 00.00.0000 ]  о привлечении к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Ломбард Чароит» Ф.И.О.1, оставить без изменения, жалобу Ф.И.О.1 без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Л.Н. Борейчук