Дело № 12-30/2018
РЕШЕНИЕ
город Уфа,
ул. Свердлова, 96 18 января 2018 года
Судья Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Ю.М. Ивченкова, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО2 от 28 сентября 2017 года заместитель председателя, руководитель контрактной службы Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя министра начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО2 от 28 сентября 2017 года заместитель председателя, руководитель контрактной службы Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей за размещение в единой информационной системе отчетов об исполнении контрактов №5/16 от 22 июня 2016г. №11490.в/12/16 от 25 октября 2016 года с нарушением требований части 9 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 3 Положения о подготовки и размещении в Единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013г. №1093.
Не согласившись с данным постановление ФИО1 обратился в суд жалобой и просит постановление от 28 сентября 2017 года отметь за незаконностью и необоснованностью, производство по делу прекратить в связи отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
Заявитель ФИО1 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Суд с согласия участников судебного заседания считает возможным рассмотреть дело без участия заявителя. Представитель ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО4, действующий на основании доверенности от 12.01.2018г., просил постановление должностного лица от 28 сентября 2017г. оставить без изменения, поскольку оно вынесено законно и обоснованно, жалобу без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Министерством финансов Республики Башкортостан с 27 февраля по 3 марта 2017 года на основании приказа Министерства финансов Республики Башкортостан проведена плановая проверка соблюдения Госстроем РБ требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок за период с 01.01.2016 по 27.02.2017 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, по итогам которой составлен Акт проверки № 3 от 20 марта 2017 года, которым установлено, что Госстроем РБ с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований размещены в ЕИС отчеты по договору 5/16 от 22.06.2016 (платежное поручение № 187200 от 25.11.2016). Отчет размещен в ЕИС 23 декабря 2016 года - на 20 рабочий день, т.е. с нарушением установленного Законом о контрактной системе срока на 13 рабочих дней, поскольку нормативный срок опубликования – до 06.12.2016.
Аналогичные нарушения установлены по государственному контракту № 8/16 от 07.09.2016, № 9/16 от 09.09.2016, договору № 11490.в/12/16 от 25.10.2016.
Согласно п.1.9 Положения о контрактной службе Госстроя РБ, утвержденного приказом Госстроя РБ от 09.01.2014 № 9, руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные настоящим Положением функциональные обязанности между указанными работниками. Распределение функциональных обязанностей между работниками контрактной службы утверждается председателем Госстроя РБ.
В соответствии с п.1.10 Положения о контрактной службе Госстроя РБ, утвержденного приказом Госстроя РБ от 09.01.2014 № 9, к функциональным обязанностям контрактной службы относятся:
1) планирование закупок;
2) организация на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
3) обоснование закупок;
4) обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
5) обязательное общественное обсуждение закупок;
6) организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;
7) привлечение экспертов, экспертных организаций;
8) подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;
9) подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
10) рассмотрение банковских гарантий и организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии;
11) организация заключения контракта;
12) организация приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, обеспечение создания приемочной комиссии;
13) организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
14) взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;
15) организация включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);
16) направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
17) участие в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) Заказчика и осуществление подготовки материалов для выполнения претензионной работы.
Функциональные обязанности между работниками контрактной службы Госстроя РБ распределены приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее – Госстрой РБ) от 09.01.2014 № 10 «О создании контрактной службы Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре» (в редакции приказов Госстроя РБ от 15.03.2016 № 66, от 12.05.2016 № 125, от 01.07.2016 № 177, от 20.09.2016 № 260).
Вышеуказанным приказом также установлено, что в рамках исполнения конкретной функциональной обязанности из вышеперечисленных, каждый работник контрактной службы по установленному направлению закупки осуществляет следующие функции и полномочия, в частности:
- размещает в ЕИС или до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения, информацию об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (далее – отчет).
Согласно п.4 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1093, подготовка отчета осуществляется уполномоченными работниками контрактной службы или контрактным управляющим заказчика по форме согласно приложению к Положению.
Согласно п.6 Положения отчет в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС. В п.3 ч.1 ст.4 Закона № 44-ФЗ также указано, что информационное обеспечение деятельности контрактной системы в сфере закупок ведется через ЕИС посредством использования усиленной неквалифицированной электронной подписи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 913 утверждено Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию (далее – Положение о размещении информации).
Данное Положение о размещении информации устанавливает порядок размещения информации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, подлежащей размещению в соответствии с Законом № 44-ФЗ в ЕИС до ввода ее в эксплуатацию, т.е. до 1 января 2017 года и применяется к рассматриваемым отношениям.
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о размещении информации информация размещается на официальном сайте в случаях и лицами, которые предусмотрены Федеральным законом, а также в сроки, устанавливаемые Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами. Информация размещается в общедоступной части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию, электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.
Таким образом, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг определяет, что размещение информации (документов) на официальной сайте www.zakupki.gov.ru должно осуществляться уполномоченным лицом, т.е. лицом, обладающим правом электронной цифровой подписи для работы в ЕИС.
Отдельными приказами Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее – Госстрой РБ) от 09.11.2015 № 300 «О назначении лиц, наделенных правом электронной цифровой подписи, для работы на общероссийской официальном сайте» (в редакции приказов Госстроя РБ от 10.03.2016 № 64, от 01.07.2016 № 179, от 11.11.2016 № 305), от 11.11.2016 № 305 «О назначении лиц, наделенных правом электронной цифровой подписи, для работы в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) и на электронных площадках» в Госстрое РБ определены лица, правомочные работать в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе управомоченные размещать в ЕИС документы.
Согласно вышеуказанным приказам полномочиями Уполномоченного специалиста, т.е. размещения документов в ЕИС, обладает ведущий советник юридического отдела Госстроя РБ, сотрудник контрактной службы ФИО3 Полномочия по размещению документов для работы в ЕИС, как и включение в состав сотрудников контрактной службы, были возложены на ФИО3 с 1 июля 2017 года (приказ Госстроя РБ от 01.07.2016 № 179, от 01.07.2016 № 177).
Из приказов Госстроя РБ от 09.11.2015 № 300, от 11.11.2016 № 305 следует, что на заместителя председателя Госстроя РБ возложены полномочия Специалиста с правом подписи контракта. Полномочия Уполномоченного специалиста возложены на работника контрактной службы Госстроя РБ, ведущего советника юридического отдела ФИО3.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что правом на размещение отчетов об исполнении контракта обладают лица, наделенные правом работы в единой информационной системе в сфере закупок и имеющие соответствующее полномочие, то есть Уполномоченного специалиста. Суд соглашается с доводами жалобы, что в Госстрое РБ полномочие по размещению отчетов в ЕИС возложены не на ФИО1
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона от 05.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ) неквалифицированная электронная подпись является электронной подписью, которая позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ.
Согласно п.2 ст.6 Закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Согласно материалам дела указанные в постановлении КРУ Минфина РБ отчеты по государственным контрактам № 5/16 от 22.06.2016 (платежное поручение № 187200 от 25.11.2016), № 8/16 от 07.09.2016 (платежное поручение № 155469 от 05.10.2016), № 9/16 от 09.09.2016 (платежное поручение № 162429 от 17.10.2016), № 11490.в/12/16 от 25.10.2016 (платежное поручение № 190031 от 30.11.2016) были размещены в ЕИС ведущим советником юридического отдела Госстроя РБ ФИО3 и подписаны ее неквалифицированной электронной подписью.
Состав правонарушения ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ предусматривает ответственность за размещение в ЕИС отчета с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РБ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При этом, решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
С учетом изложенного, постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО2 по делу № АГЗ/17-170 от 28 сентября 2017 года о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, считаю, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, в действиях ФИО1 отсутствует, поскольку не доказано наличие в его действиях субъективной стороны указанного административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, суд приходит об отмене постановления заместителя министра начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО2 от 28 сентября 2017 года о признании заместителя председателя, руководителя контрактной службы Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначению административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст.24.5, п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации,
решил:
постановление заместителя министра начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО2 от 28 сентября 2017 года о признании заместителя председателя, руководителя контрактной службы Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначению административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.
Судья Ивченкова Ю.М.