ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1308/2021 от 16.12.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

16 декабря 2021 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8

Судья Всеволожского городского суда <адрес> Войнова С.П., с участием защитника ФИО2,

рассмотрев жалобу Администрации МО «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> (далее администрация) признана виновной по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, назначен Административный штраф в размере 50 000 рублей.

С данным решением Администрация МО «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> не согласилась, принесла жалобу, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, считает, что мировым судьей нарушены нормы материального права. Настаивает на том, что субъектом указанного правонарушения Администрация МО не является, поэтому в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании защитник поддержала доводы жалобы.

Судья, исследовав материалы дела, выслушав мнение защитника, приходит к выводу, что постановление подлежит отмене, дело - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, при этом суд исходит из следующего.

Согласно требований ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Как следует из обжалуемого постановления, Согласно протоколу об административном правонарушении ЮЛ ПП от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут (при проведении плановой выездной проверки) не выполнила предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: 1. Не разработан план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, предусмотренный подпунктом «о» п.2, ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; 2. Органом местного самоуправления не создан координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, предусмотренный п. 1 п.п. «в» п. 2 ст. 4.1. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1, 2 ст. 3.1. Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О защите населения и территорий <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 7 Положения о <адрес> подсистеме РСЧС, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения <адрес> подсистеме РСЧС»; 3. При органе местного самоуправления не создан постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренный п. 1, 3 ст. 4.1, пп. «з» п. 2 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1, 5 ст. 3.1. Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О защите населения и территорий <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6, 10 Положения о <адрес> подсистеме РСЧС, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения <адрес> подсистеме РСЧС»; 4. На муниципальном уровне не создан орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования, предусмотренная п. 1 пп. «г» п. 4 ст. 4.1. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1, п.п. 2 п. 6 ст. 3.1. Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О защите населения и территорий <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6, 11 Положения о <адрес> подсистеме РСЧС, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения <адрес> подсистеме РСЧС»; 5. В органе самоуправления отсутствует утвержденное Положение о муниципальном звене <адрес> подсистемы РСЧС, определяющее организацию, состав органов управления, сил и средств звена, также порядок их деятельности, предусмотренное п. 5 Положения о <адрес> подсистеме РСЧС, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения <адрес> подсистеме РСЧС»; 6. Органом местного самоуправления не организовано обеспечение поддержания общественного порядка при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, предусмотренных п.п. «е» п. 2 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 11 Положения о поддержании общественного порядка при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

7. В органе местного самоуправления не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренный п.п. «д» п. 2 ст. 11 и ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 2 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О защите населения и территорий <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 19 Положения о <адрес> подсистеме РСЧС, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения <адрес> подсистеме РСЧС», п. 6 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории <адрес> и признании утратившим силу постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ»; 8. В органе местного самоуправления отсутствует нормативно-правовой акт, определяющий порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов, предусмотренный п. 19 Положения о <адрес> подсистеме РСЧС, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения <адрес> подсистеме РСЧС», п. 6 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории <адрес> и признании утратившим силу постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ»; 9. В органе местного самоуправления не утверждена номенклатура и объем местных резервов и объектовых резервов, предусмотренные п. 6 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории <адрес> и признании утратившим силу постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ»;

10. В органе местного самоуправления не проводятся командно-штабные учения, предусмотренные п. 9, 10 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ;

11. В органе местного самоуправления не проводятся тактико-специальные учения с участием сил постоянной готовности, предусмотренные п.п. «а» п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 9, 11 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ; 12. В органе местного самоуправления не проводятся штабные тренировки, предусмотренные п.п. «а» и. 2 ст. 11 и ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 9, 12 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ; 13. Органом местного самоуправления не осуществляется сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренный п.п. «н» и. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 2, 12 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О защите населения и территорий <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Мировым судьей сделан вывод о доказанности совершения администрацией МО «Новодевяткинское сельское поселение» административного правонарушения, предусмотренного о ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Также, по мнению мирового судьи доводы привлекаемого лица следуют из субъективного ошибочного толкования законодательных актов различных уровней и отнесения всех выявленных при проверке нарушений к вопросам местного значения, предусмотренным п. 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ 131.

С данным выводом мирового судьи судья городского суда не может согласиться, соглашаясь с доводами жалобы. При этом суд учитывает следующее.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ административного правонарушения состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Администрация МО «Новодевяткинское сельское поселение» является органом местного самоуправления и осуществляет свои полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия городских и сельских поселений установлены в ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Закон).

Администрация, как сельское поселение исполняет свои полномочия в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие полномочия отнесенные к компетенции района или городских поселений она не может.

В соответствии с п.п.24, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. Пункт 24 ч. 1 ст. 14 корреспондирует к положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

В соответствии со ст. 7 данного Закона профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются в органах местного самоуправления по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Ч.З. ст.14 установлены, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, _10, 12, 14, 17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз внесены изменения в статью 1 областного закона «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» из перечня вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями <адрес>, исключены организация и осуществления мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Этими полномочиями наделены исключительно городские поселения, в то время, как на сельские поселения указанные полномочия не возложены. ч.4 ст.14 Закона также устанавливает, что вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 ст.14 Закона, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В указанных случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Из изложенного следует, что полномочия за организацию и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера не возложены на администрацию МО «Новодевяткинское сельское поселение».

Аналогичная позиция изложена в письме МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ председателю комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Российской Федерации. Письмо опубликовано на официальном сайте Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления http://komitet4.km.duma.gov.ru/ и находится в общем доступе.

Из вышеизложенного следует, что в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз ответственность за организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера на территории МО «Новодевяткинское сельское поселение» возложены на администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО.

Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются: а) поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; б) контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; в) ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

В соответствии с подпунктом а) пункта 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 126 в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждено Типовое положение о порядке создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных формирований, которое предназначено для органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах местного самоуправления <адрес> (далее - орган управления по делам ГОиЧС).

Администрация МО «Новодевяткинское сельское поселение» в соответствии со ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз не наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Из изложенного следует, что администрация МО «Новодевяткинское сельское поселение» не является субъектом правонарушения.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объективная сторона предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ административного правонарушения состоит в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Из вышеизложенного следует, что в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз ответственность за организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера на территории МО «Новодевяткинское сельское поселение» возложены на администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО.

С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ отношении МО «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: