Дело № 12-130/18
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
01 августа 2018 года город Мурманск
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Шумилова Т.Н., рассмотрев жалобу директора Мурманского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» ФИО16 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области № 7-383-18-ОБ/132/29/7 от 08 мая 2018 года по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области № 7-383-18-ОБ/132/29/7 о назначении административного наказания от 08 мая 2018 года юридическое лицо – Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее ФГУП «УВО Минтранса России», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд города Мурманска, директор Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» ФИО16 просит постановление по делу об административном правонарушении признать незаконным.
Приводит довод о том, что государственная инспекция труда не наделена полномочиями по решению индивидуальных трудовых споров, подлежащих рассмотрению соответствующей комиссией или судом, к каковым относится вопрос о начислении и выплате заработной платы, постановление о назначении административного наказания вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
Защитник ФГУП «УВО Минтранса России» ФИО17 в судебном заседании просила постановление о назначении административного наказания отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, указав, что выданное по итогам проверки предписание отменено в судебном порядке. Пояснила, что на Предприятии ведется суммированный учет рабочего времени, который для стрелков составляет 1 год, для водителей – квартал. При начислении заработной платы используется среднемесячное число часов соответствующего года, которое рассчитывается в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н. За 2018 год количество рабочих часов составит 1970, среднемесячное 164,17 (1970/2), вопрос о том, выработал ли работник норму должен решаться применительно к среднемесячном значению, что предусмотрено локальными актами, а не к месячному значению по производственному календарю.
Представитель административного органа ФИО18 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что Предприятие привлечено к ответственности за установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, полагала, что норма должна определять по производственному календарю, в связи с чем работники, выработавшие норму, должны получить заработную плату не менее МРОТ. Просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание не явился законный представитель юридического лица, ФИО14, извещенные о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оценив доводы жалобы, выслушав защитника и представителя административного органа, допросив специалиста, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 9 489 рублей в месяц, который действовал до 1 мая 2018 года.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П установлено, что районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисляются на заработную плату, минимальный размер которой установлен законом.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской области от 01.03.2018 №51/12-256-18-И в связи с рассмотрением обращения работников от 27.02.2018 № 7-383-18-ОБ проведена внеплановая выездная проверка деятельности Мурманского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» с целью защиты прав и интересов работников предприятия.
В ходе проверки установлено, что в январе 2018 года заработная плата была начислена и выплачена работникам Мурманского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» отделения «Аэропорт Мурманск» ФИО15, ФИО14, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 в размере менее минимального размера оплаты труда за фактически отработанное время; в феврале 2018 года ФИО15, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12
Так, например, работник ФИО4 в январе 2018 года отработал 160 часа (при норме рабочего времени в январе 2018 года при 40-часовой рабочей неделе - 136 часов), без учета полярной надбавки и районного коэффициента ему была начислена заработная плата в размере 8934,18 рублей, тогда как заработная плата за отработанное время должна составить не менее 11163,52 рублей; в феврале 2018 года ФИО4 отработал 141 час (при норме рабочего времени в феврале 2018 года при 40-часовой рабочей неделе - 151 часов), без учета полярной надбавки и районного коэффициента ему была начислена заработная плата в размере 7812,34 рублей, тогда как заработная плата за отработанное время должна составить не менее 8860 рублей.
Работник ФИО14 в январе 2018 года отработал 192 часов (при норме рабочего времени в январе 2018 года при 40-часовой рабочей неделе - 136 часов), без учета полярной надбавки и районного коэффициента ему была начислена заработная плата в размере 11920,65 рублей, тогда как заработная плата за отработанное время должна составить не менее 13396,23 рублей; в феврале 2018 года ФИО14 отработал 168 часов (при норме рабочего времени в феврале, 2018 года при 40-часовой рабочей неделе - 151 часов), без учета полярной надбавки и районного коэффициента ему была начислена заработная плата в размере 9510,51 рублей, тогда как заработная плата за отработанное время должна составить не менее 10557,29 рублей;
Работник ФИО5 в феврале 2018 года отработала 147 часов (при норме рабочего времени в феврале 2018 года при 36-часовой рабочей неделе - 135,8 часов), без учета полярной надбавки и районного коэффициента ей была начислена заработная плата в размере 9044,37 рублей, тогда как заработная плата за отработанное время должна составить не менее 10271,59 рублей;
В связи с изложенным, в январе 2018 года заработная плата была начислена и выплачена работникам Мурманского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» отделения «Аэропорт Мурманск» ФИО15, ФИО14, ФИО7, ФИО4, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 в размере менее минимального размера оплаты труда за фактически отработанное время; в феврале 2018 года ФИО15, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12
Должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что начисление и выплата заработной платы за январь и февраль 2018 года работодателем произведена в неполном объеме, в нарушение требований ч. 2. ст. 22, ст. 133 Трудового кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Приведенные обстоятельства, выразившиеся в установлении заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, послужили основанием для составления в отношении Предприятия протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ и привлечения его к ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16.04.2018, ходатайством защитника от 27.05.2018, заявлением работников от 24.02.2018, ответом на данное заявление от 28.03.2018 по результатам проверки, исполнительными графиками сменности, распоряжением от 01.03.2018, актом проверки от 29.03.2018, предписанием № от 29.03.2018, которое не вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 20.06.2018 признано незаконным, и иными материалами.
Признавая ФГУП «УВО Минтранса России» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо органа административной юрисдикции исходило из того, что Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н, согласно которому норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены): при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней. Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.
Норма рабочего времени в январе 2018 года составила при 40-часовой рабочей неделе 136 часов, в феврале 2018 года – 151 час.
Поскольку работники отработали свыше нормы рабочего времени, они имеют право на оплату не менее МРОТ.
Между тем, указанные выводы должностного лица нельзя признать основанными на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается, в том числе в установлении заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Согласно статье 104 Трудового кодекса Российской Федерации когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Из приведенных положений следует, что при суммированном учете норма рабочего времени обеспечивается не за неделю, а более длительный учетный период, общая продолжительность рабочего времени за который не должна превышать нормального числа рабочих часов за этот период, что достигается компенсацией переработки в одни недели недоработкой в другие.
При суммированном учете рабочего времени его нормальная продолжительность достигается не ежедневно или еженедельно, а за более длительный срок – в течение установленного организацией учетного периода.
Заработная плата может выплачиваться исходя из нормы рабочих часов в месяц по производственному календарю или исходя из среднемесячных рабочих часов в год, что должно быть отражено в положении об оплате труда в локальных актах предприятия.
В силу пункта 1.5 Положения об оплате труда работников ФГУП «УВО Минтранса России», утвержденного приказом от 16.01.2017 № 13, для работников, занятых непосредственной охраной (защитой) объектов и осуществляющих противопожарную безопасность, установлены суммированный учет рабочего времени и оплата труда на основе часовой тарифной ставки, которая определяется как частное от деления месячной ставки на среднемесячное количество часов соответствующего года.
Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными приказом от 10.05.2017 № 300, установлено, что для стрелков, пожарных, устанавливается суммированный учет рабочего времени продолжительностью учетного периода один год (пункт 5.4.1), для водителей автомобиля – один месяц (пункт 5.4.2).
Согласно коллективному договору, утвержденному 26 декабря 2017 года, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Для работников с суммированным учетом рабочего времени оплата труда производится на основе часовой тарифной ставки, которая определяется как частное от деления месячной тарифной ставки на среднемесячное количество часов соответствующего года (пункты 2.1.4, 2.1.5).
Пунктом 5.2 трудового договора с ФИО12 от 29.11.2017, который согласно пояснениям защитника является типовым для стрелка, определено, что оплата труда работника установлена на основе часовой тарифной ставки, которая определяется как частное от деления месячной тарифной ставки на среднемесячное количество часов соответствующего года.
Вменяя невыплату заработной платы за январь и февраль 2018 года, должностное лицо административного органа не указало, в отношении всех ли работников, перечисленных в постановлении о назначении административного наказания, ведется суммированный учет рабочего времени, а также не указало учетный период для каждого работника.
В обжалуемом постановлении не проанализированы положения локальных нормативных актов Предприятия, а также трудовых договоров с работниками по вопросу начисления заработной платы.
При этом, локальными нормативными актами, а также трудовыми договорами с работниками установлена выплата заработной платы на основе часовой тарифной ставки, определяемой как частное от деления месячной тарифной ставки на среднемесячной количество часов соответствующего года.
Вопрос о том, соблюдается ли минимальный размер заработной платы при осуществлении выплат исходя из оплаты по среднемесячной норме, как это предусмотрено трудовыми договорами и локальными актами, не исследовался.
Из пояснений допрошенной в ходе рассмотрения дела в качестве специалиста ФИО6, являющейся главным экономистом Предприятия, следует, что приводимая Государственной инспекцией труда в Мурманской области методика расчета исходит из того, что час работы в каждом месяце, а также в течение смены, которая может захватить последнее число месяца и начало нового (31 число и 1 число) будет разным, что противоречит условиям локальных актов Предприятия. При исчислении заработной платы на Предприятии учитываются Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П, за учетный период (один год) ежемесячный размер оплаты труда составит не менее МРОТ. В связи с изменившимся правовым регулированием по вопросу полярных надбавок и районного коэффициента относительно МРОТ выявлены ошибки в начислении заработной платы за февраль 2018 года, издан приказ о доначислении заработной платы, произведена доплата работникам с учетом положений статьи 236 ТК РФ. Вне зависимости от начисления по методу ГИТ в Мурманской области или по установленному локальными актами за учетный период эти начисления составят одинаковое значение.
Оснований не доверять пояснениям специалиста, предупрежденного об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в соответствии со статей 17.9 КоАП РФ, не имеется.
Правовое обоснование незаконности применения среднемесячной нормы часов при суммированном учете рабочего времени в постановлении не приведено, возражения защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не исследованы.
Ссылка на решение по жалобе на акт проверки и предписание главного государственного инспектора труда от 26.04.2018 года (л.д.32-34) не свидетельствует о полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела, поскольку в рамках дела об административном правонарушении установлению подлежит факт выплаты заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Обязанность выплатить заработную плату в размере МРОТ возникает у работодателя при условии выработки нормы рабочего времени, подсчет которой локальными актами установлен в ином порядке, чем произведен должностным лицом органа административной юрисдикции.
Соответствие заработной платы МРОТ при применении усредненного показателя нормы рабочего времени за учетный период должностным лицом не оценивалось.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для установления вины юридического лица применительно к положениям статьи 2.1 КоАП РФ и выполнения им объективной стороны состава административного правонарушения, установленного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что работникам отделения «Аэропорт Мурманск» произведена доплата до МРОТ за февраль 2018 года, а также осуществлена выплата процентов в соответствии со статьей 236 ТК РФ (приказ от 12.04.2018 №137 л/с), во исполнение Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 №38-П приказом работодателя от 30.03.2018 № 5/П выплачена премия за февраль 2018 года.
Однако указанные обстоятельства в постановлении о назначении административного наказания не отражены, оценка им как при определении состава административного правонарушения, так и при назначении наказания не дана. Более того, указанное нарушение Предприятию не вменялось.
Приведенные выше обстоятельства указывают на наличие существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеются основания для отмены постановления должностного лица и возвращения дела на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Мурманской области, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При новом рассмотрении дела должностному лицу органа административной юрисдикции следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Мурманской области № 7-383-18-ОБ/132/29/7 о назначении административного наказания от 08 мая 2018 года в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Мурманской области
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Т.Н. Шумилова