Дело №12-130/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Надым ЯНАО 15 июля 2020 г.
Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Стрельцов Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации МО поселок Приозерный на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, врио начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <данные изъяты>. № 03/4-154/2020 от 21.05.2020, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, врио начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <данные изъяты> № 03/4-154/2020 от 21.05.2020, Администрация МО поселок Приозерный признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, глава Администрации МО поселок Приозерный ФИО1 подал жалобу, в которой полагал, что Администрация муниципального образования не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, поскольку не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не осуществляет эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых отходов. У Администрации отсутствуют основания и обязанность по внесению указанных сведений в ГРОРО, поскольку ввиду изменений в законодательстве и в закон «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения органа власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данной нормой федеральный законодатель установил переходный период в сфере обращения с отходами производства и потребления, поскольку на момент начала реализации «мусорной реформы» и начала деятельности региональных операторов не все публично-правовые образования, на территории которых находятся объекты размещения отходов, обеспечили оформление в отношении них всей необходимой документации. В отношении спорного объекта размещения ТКО не оформлена документация, предусмотренная законодательством РФ, срок начала его фактической эксплуатации – до 01.01.2019, следовательно, сведения об объекте размещения ТКО подлежат включению в региональный перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов, и в отношении указанного объекта не действует норма, предусмотренная пунктом 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ о необходимости внесения в ГРОРО. Администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не осуществляет эксплуатацию объекта размещения твердых бытовых отходов, который не является объектом муниципальной собственности. Также этот объект не является объектом капитального строительства. Просил постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Администрации МО поселок Приозерный ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить.
Должностным лицом, вынесшим постановление, направлен отзыв на жалобу, в котором содержится просьба оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из протокола по делу об административном правонарушении и оспариваемого постановления, Администрация МО поселок Приозерный нарушила требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, выразившееся в размещении отходов на объекте размещения отходов – открытая площадка с грунтовым покрытием на земельном участке с кадастровым номером 89:04:020606:1 в районе п. Приозерный Надымского района ЯНАО. Согласно постановлению от 21.05.2020 объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в размещении отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Федеральным законом № 483-ФЗ от 25.12.2018 «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», действующим с 05.01.2019, установлено, что до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи (пункт 2.1 статьи 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона № 483-ФЗ установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).
Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, объект размещения твердых коммунальных отходов (объект ТКО), расположенный на территории муниципального образования поселок Приозерный в границах кадастрового квартала 89:04:020606:1, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Заявление о включении объекта ТКО в п. Приозерный, введенного в эксплуатацию до 01 января 2019 года, и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, наряду с аналогичными объектами ТКО других населенных пунктов Надымского района, за подписью заместителя Главы Администрации МО Надымский район подано в Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО 29.10.2019 исх. № 101-16/12011 от 29.10.2019.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.05.2019 № 303 утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, который устанавливает порядок включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в Перечень, внесения изменений в Перечень, приказ действует с 31.05.2019.
Согласно приложению № 5 к территориальной схеме обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в редакции приказа Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.12.2019 № 102-од, площадка ТКО расположенная на территории п. Приозерный внесена в Территориальную схему обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов.
При изложенных обстоятельствах, учитывая в совокупности приведенные выше правовые нормы законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами и потребления, судья приходит к выводу, что запрет на размещение отходов на площадке ТКО в п. Приозерном, введенной в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющей предусмотренной законодательством РФ документации, до 01.01.2023 не распространяется. Таким образом, Администрация МО поселок Приозерный вправе до 01.01.2023 не вносить указанную площадку ТКО в государственный реестр объектов размещения отходов.
Также из материалов дела следует, что указанная площадка ТКО не внесена и в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории ЯНАО, несмотря на проводимую работу по включению в этот Перечень, что следует из письма Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на запрос старшего инспектора от 08.05.2020. Между тем, исходя из оспариваемого постановления от 21.05.2020, должностным лицом вменено Администрации МО поселок Приозерный несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, выразившееся в размещении отходов на объекте размещения отходов, не внесенном именно в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Размещение отходов на площадке ТКО, не внесенной в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории ЯНАО, должностным лицом органу местного самоуправления, исходя из содержания протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, не вменялось.
Согласно положениям части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В материалах дела представлены документы и переписка, из которых следует, что органом местного самоуправления предпринимаются объемные меры для соблюдения требований законодательства по общению с отходами производства и потребления. При этом из письма Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на запрос старшего инспектора от 08.05.2020 следует, что в адрес Минприроды России направлено 37 материалов для подготовки заключений о возможности использования объектов для размещения ТКО, при этом Минприроды России направило в адрес Департамента 20 отказов в выдаче таких заключений. Однако из приведенного письма не следует, что в отношении площадки ТКО в п. Приозерный был получен отказ либо отрицательное заключение. При этом орган местного самоуправления не имеет возможности повлиять на сроки рассмотрения и выдачи этих заключений.
При изложенных обстоятельствах судья приходит к выводу, что обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, не доказаны в соответствии с требованиями закона, поскольку материалы дела не содержат достаточных и достоверных доказательств виновности органа местного самоуправления в инкриминируемом ему правонарушении.
Таким образом, оспариваемое постановление № 03/4-154/2020 от 21.05.2020 подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.1, 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу Администрации МО поселок Приозерный удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, врио начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <данные изъяты> № 03/4-154/2020 от 21.05.2020, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации МО поселок Приозерный и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей – отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение по делу может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи жалобы через Надымский городской суд.
Судья: (подпись)
Копия верна. Судья: Е.С. Стрельцов
Секретарь суда________