Р Е Ш Е Н И Е
г. Кострома 26 февраля 2020 года
Судья Свердловского районного суда г.Костромы Глушков В.В.,
с участием представителей (защитников) лица – ФИО2, привлеченного к административной ответственности, Луценко А.В., Тороповой Е.В., действующих по доверенности,
а также должностного лица, вынесшего постановление, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области ФИО3,
рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области ФИО3 №044/04/7.30-302/2019 от 25.11.2019, которым ФИО2, как должностное лицо, за совершение правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ, подвергнут административному штрафу в размере 3000 рублей
У С Т А Н О В И Л :
Обжалуемым постановлением уполномоченного должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области ФИО2 признан виновным в том, что, являясь начальником ... (должностным лицом заказчика), при утверждении документации об электронном аукционе 02.04.2019 года, в нарушение п. 1,2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 5.04.2013 года утвердил документацию об аукционе с нарушением названных требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. А именно, утвердил документацию при неверном указании в ней ОКПД2 (общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности)-71.12.20.110, а также при отсутствии в конкурсной документации сведений о КТРУ (каталог товаров работ услуг), которые должны быть установлены заказчиком при заказе на выполнение соответствующих строительных и порядных работ, а также при отсутствии в документации сведений, подлежащих обязательному указанию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 года.
В жалобе на постановление ФИО2, прося о его отмене, указал на следующее. В каталоге товаров, работ, услуг ЕИС размещена позиция КТРУ 1.12.20.000 с указанием на дату обязательного применения с 01.07.2019. Документация об электронном аукционе утверждена 02 апреля 2019 года. При данных обстоятельствах, заказчик был вправе (не обязан) использовать позицию КТРУ 71.12.20.110, требований законодательства о контрактной системе не нарушил, в том числе положений постановления Правительства РФ № 145. Предметом рассматриваемой закупки является исполнение обязательства генподрядчиком по качественному и в установленные муниципальным контрактом сроки выполнению работ по реализации проекта «Комплексное благоустройство дворовых территорий города Костромы» в рамках реализации мероприятий Муниципальной программы города Костромы «Формирование современной городской среды», что соответствует коду ОКПД 2 71.12.20.110 «Услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика». Таким образом, выбранный Заказчиком код ОКПД2 соответствует требованиям законодательства о закупочной деятельности и не противоречит ему, в связи с чем признаки вменяемого правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ отсутствуют. Более того, на странице 4 оспариваемого постановления должностным лицом, его вынесшим делается ссылка на нарушение заказчиком, помимо прочего пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ. Данная норма закона устанавливает запрет установления в документации требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. За установление заказчиком требований к товарам, работам, услугам, влекущих ограничение количества участников предусмотрена ответственность по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, что свидетельствует о неправильной квалификации вмененного нарушения и противоречивости выводов, положенных в основу обвинительной части постановления. Согласно текста постановления о привлечении к административной ответственности, следует, что ФИО2 уполномочен на утверждение документации на основании положений должностной инструкции, утвержденной приказом первого заместителя главы Администрации - председателем Комитета от 29.12.2018 года №29-пр. Текст должностной инструкции такого рода положений не содержит, что в отсутствие иного позволяет прийти к выводу о том, что данный факт не исследовался при принятии решения, однако является основополагающим при вменении должностному лицу нарушений применимо к диспозиции исследуемой статьи КоАП РФ. Управление ... не наделено статусом юридического лица, является структурным подразделением Комитета .... Комитет возглавляет первый заместитель главы Администрации - председатель Комитета ...ФИО1. В силу положения о Комитете, утвержденного решением Думы города Костромы от 26.10.2018 года №174, в частности в соответствии со статьей 17 Положения руководство деятельностью Комитета осуществляет первый заместитель главы Администрации - председатель Комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой Администрации, который осуществляет данную деятельность на принципах единоначалия. Указанные обстоятельства также не исследовались при вменении ему, как должностному лицу, возглавляющему структурную единицу Комитета, не наделенную статусом юридического лица признаков совершения правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Кроме того, из текста постановления неясно, какие именно обстоятельства учитывались должностным лицом, выносящим процессуальный документ при назначении административного наказания, какие именно обстоятельства лицо признало в качестве смягчающих (отягчающих) административную ответственность. Все вышеизложенное свидетельствует о не мотивированности постановления и недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено. Просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ или постановление отменить по основаниям статьи 24.5 КоАП РФ, а также за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Жалоба была подана в предусмотренный КоАП РФ процессуальный срок (постановление получено 02.12.2019, жалоба подана 11.12.2019, согласно почтового штемпеля).
В судебном заседании защитники Луценко А.В., Торопова Е.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
Лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области ФИО3 против удовлетворения жалобы возражал.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно пунктам 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Как следует из материалов дела, представителем заказчика – начальником Управления ФИО2 была утверждена документация об электронном аукционе с нарушением положений пунктов 1,2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, объект закупки в конкурсной документации – п.5.1 раздела 2 Информационная карта аукциона был определен, как «выполнение работ по реализации проекта «Комплексное благоустройство дворовых территорий города Костромы» в рамках реализации мероприятий Муниципальной программы города Костромы «Формирование современной городской среды». При этом заказчиком в той же конкурсной документации об электронном аукционе был установлен ОКПД2(общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности)-71.12.20.110. Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, данному коду позиции соответствует «Услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика». Таким образом, является очевидным, что заказчиком при определении объекта закупки, как выполнение для муниципальных нужд конкретного рода строительных и подрядных работ в области благоустройства – о чем конкретно и указано, неверно определен ОКПД2 «услуги заказчика-застройщика, генерального подрядчика». Данный ОКПД2 не соответствует выполнению подрядных работ, а фактически свидетельствует о том, что объектом закупки (победитель аукциона) будет осуществлять и являться заказчиком-застройщиком, генподрядчиком.
Отсутствие в утвержденной ФИО2 конкурсной документации сведений о КТРУ (каталог товаров работ услуг) также нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно п.2 данных Правил, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с пунктом 4 Правил формирования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Поэтому, в случае если объект закупки включен в КТРУ, то при описании объекта закупки используется соответствующая позиция КТРУ. То есть в случае, если закупаются работы или услуги, информация о которых включена в КТРУ, то описание объекта закупки осуществляется по соответствующей позиции в КТРУ.
Согласно п. 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
Таким образом, неверное определение в конкурсной документации ОКПД2 повлекло не указание в ней КТРУ, что с учетом того, что закупались работы (подрядные работы), информация о которых включена в КТРУ, то описание объекта закупки должно было осуществляться по соответствующей позиции в КТРУ. Так, в каталоге ЕИС имеется код позиции КТРУ: 41.20.40.000-00000001 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведение пристроек, реконструкции и ремонту зданий)».
Нашло свое подтверждение при рассмотрении жалобы и невыполнение заказчиком предусмотренных законодательством иных требований, предъявляемых к утверждению документации об аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе. Частью 2 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 ст. 31 настоящего Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством РФ в соответствии со ст. 31 вышеупомянутого Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно п.п.1.2. п.12 Информационной карты аукциона, содержащейся в утвержденной конкурсной документации, приведено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию, предусмотренные ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе. При этом не указана информация – требования, которые дополнительно предъявляются к участнику аукциона.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 № 294 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ N 99 от 04 февраля 2015 года "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", согласно которым установлены дополнительные требования в виде наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке к участникам закупки при выполнении строительных работ, включенных в код 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с данным Постановлением Правительства документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Однако, подобных обязательных требований конкурсная документация при начальной (максимальной) цене контракта превышающей 10 млн. рублей не содержала.
Вышеуказанные изменения, которые вступили в законную силу с 02.04.2019, должны были применяться с указанной даты и быть соблюдены ФИО2 при утверждении 2.04.2019 года конкурсной документации. Изменения были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации 25.03.2019, в связи с чем, ФИО2 имел возможность их соблюдения в случае надлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
ФИО2, что достоверно установлено при рассмотрении жалобы, утвердил конкурсную документацию на основании выданной ему заместителем главы Администрации г.Костромы – председателя Комитета ...ФИО1 доверенности от 13.02.2019 года со сроком действия по 31.12.2019 года. Не приведение в обжалуемом постановлении ссылки на данную доверенность, а исследование лишь должностной инструкции ФИО2, не свидетельствует о не законности и не обоснованности постановления.
Таким образом, по результатам исследования и оценки доказательств в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо УФАС по Костромской области пришло к обоснованному выводу о совершении ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 ч.4.2 КоАП РФ, и его действия правильно квалифицированы по данной статье. Доводы жалобы о квалификации действий ФИО2 по ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ основаны на ошибочной оценке имеющихся по делу доказательств.
Признать малозначительным правонарушение по основаниям, предусмотренным в ст.2.9 КоАП РФ, не имеется. Допущенные нарушения, с которыми конкурсная документация была утверждена ФИО2, являются существенными. На указанные нарушения была подана жалоба, которая рассмотрена комиссией УФАС по Костромской области и признана обоснованной. О существенности нарушения также свидетельствует и заложенный в контракте объем работ, их существо, стоимость контракта, его значимость для муниципальных нужд, учитывая которое должностное лицо обязано было подойти к утверждению конкурсной документации.
Производство по делу осуществлено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Назначенное административное наказание в пределах санкции статьи является справедливым.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области ФИО3 №044/04/7.30-302/2019 от 25.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО2– оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток с момента получения его копии в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья Глушков В.В.
Копия верна:
Судья: