ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-130/20 от 30.07.2020 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 12-130/2020

РЕШЕНИЕ

30 июля 2020 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Мельниковой Н.Б.,

при секретаре Мамошиной С.С.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Арапова Н.В.,

государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Степанова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Иванова В.П. на постановление от 17.06.2020 года государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Степанова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО «ОЖБИ» Иванова В.П.

УСТАНОВИЛ:

постановлением от 17.06.2020 года государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Степанова А.С. генеральный директор АО «ОЖБИ» Иванов В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Иванов В.П. обратился с жалобой в Центральный районный суд г. Оренбурга, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих доводов указывает, что соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 27.03.2020 №95-р «О некоторых вопросах организации и осуществления государственного контроля (надзора) в период режима повышенной готовности на территории Оренбургской области» органам исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), приостановить свою деятельность до 1 мая 2020 года: назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением проведения внеплановых проверок, основаниями для которых являются причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, по результатам которых осуществляется выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер;

- назначенные и (или) проводимые проверки, указанные в абзаце втором настоящего пункта. В соответствии с п.9 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установить, что проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу настоящего постановления, за исключением проверок, предусмотренных пунктами 1 и 2 постановления. Таким образом, полагал данная проверка должна была быть приостановлена, а после принятия постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 завершена.

Также указал, что АО «ОЖБИ» не обеспечило оформление, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерации, права пользования земельными участками с кадастровыми номерами в границах которых располагается Кушкульское месторождением ПГС. Прокурором Центрального района г.Оренбурга в Центральный районный суд направлено исковое заявление об оспаривании законности образования А.Ф. Дерябиным земельных участков с кадастровыми номерами и признании за А.Ф. Дерябиным права собственности на данные земельные участки. В связи с этим на сегодняшний день оформить данные земельные участки не представляется возможным.

С 1985 года участки земель, на которых АО «ОЖБИ» осуществляет добычу песчайно-гравийной смеси не входят в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Актом постоянно действующей комиссии, созданной распоряжением главы администрации Сакмарского района от 2007 года установлено, что земли на участках нарушены, не рекультивированы, почвы отсутствуют, грунты засорены техногeнными отходами. Таким образом, данные участки уже длительное время используются под добычу ПГС и не являются землями сельхозназначения. Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 01.03.2012 года утверждено заключение государственной экспертизы запасов песчано-гравийных смесей Кушкульского месторождения. Отраслевое министерство подтвердило, что на данных участках осуществляется добыча полезных ископаемых.

Также пояснил, что наблюдение за количеством извлекаемого из недр ПГС и горной массы, объемами вскрышных пород производится маркшейдером в соответствии с лицензией на производству маркшейдерских работ от 27.05.2010 года. Наблюдение за качеством ПГС осуществляется службой отдела технического контроля АО «ОЖБИ», а также лабораториями потребителей. Наблюдение за состоянием откосов, уступов и бортов карьера осуществляется визуально и в случае необходимости инструментально в соответствии с действующими инструкциями.

Из жалобы следует, что в нарушение пункта 5.1 лицензионного соглашения АО «ОЖБИ» не обеспечено внесение НДПИ в установленный законом срок (за июнь-июль 2019 года). Декларация по налогу за добычу полезных ископаемых (НДПИ) за июнь 2019 года была предоставлена в налоговую инспекцию 30.06.2019 года, за июль 2019 года – 31.07.2019 года. Оплата НДПИ за июнь была произведена 19.08.2019 года (срок оплаты 25.07.2019 года), за июль 2019 года - 11.09.2019 года (срок оплаты - 25.08.2019г.). Полагал, что в данном случае нарушение является несущественным просрочка составила меньше месяца.

Также указал, что государственная отчетность представляется пользователями недр по состоянию на 1 января каждого года по участкам недр, предоставленным в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в отношении запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов. Предоставление полугодовой отчетности законодательством не предусмотрено. Более того, форма и содержание полугодовой отчетности административным органом не утверждена.

Кроме того, в настоящее время программа мониторинга подземных вод разрабатывается. Декларации по водному налогу за 2019 год сданы вовремя. Просрочка составила чуть больше месяца. Годовая отчетность о выполнении условий пользования недрами Распорядителю недр направлялась.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Арапов Н.В., доводы жалобы поддержал и просил отменить постановление от 17.06.2020 года государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Степанова А.С., производство по делу прекратить.

Государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды Степанов А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление от 17.06.2020 года оставить без изменения, а жалобу Иванова В.П. без удовлетворения, представил возражение.

Суд, изучив доводы жалобы, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Ко АП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан, в том числе, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Из материалов дела усматривается, что в период с 03.03.2020 года по 26.03.2020 года в отношении АО «ОЖБИ» проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, в области использования и охраны водных объектов и за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр АО «ОЖБИ» владеет лицензиями:

ОРБ 01272 ТР на право пользования недрами Кушкульским месторождением ПГС с целью геологического изучения и добычи ПГС;

ОРБ 05229 ВЭ для добычи подземных вод с целью технологического водоснабжения АО «ОЖБИ».

В ходе проведённой проверки установлено, что в процессе пользования участками недр местного значения - Кушкульским месторождением ПГС, участком недр, содержащим подземные воды для добычи подземных вод с целью технологического водоснабжения АО «ОЖБИ», владелец лицензий - АО «ОЖБИ» допустил нарушения условий лицензий на пользование недрами ОРБ 01272 ТР, ОРБ 05229 ВЭ, а именно:

в нарушение абзаца 4 пункта 3.5, абзаца 2 пункта 4.1 лицензионного соглашения (приложение № 6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО («ОЖБИ» не обеспечило оформление, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерации, права пользования земельными участками с кадастровыми номерами в границах которых располагается Кушкульское месторождение ПГС;

в нарушение абзаца 4 пункта 3.5, абзаца 2 пункта 4.1 лицензионного соглашения (приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечило оформление, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами в границах которых располагается Кушкульское месторождение ПГС, на момент проверки АО «ОЖБИ» осуществляло пользование недрами Кушкульского месторождения ПГС на землях сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности не осуществлен);

в нарушение подпункта 3.6.2 пункта 3.6 лицензионного соглашения (приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечило соблюдение требований утвержденного в установленном порядке технического проекта «Корректировка рабочего проекта «Разработка Кушкульского месторождения ПГС» по разработке программы мониторинга Кушкульского месторождения ПГС и её осуществлению;

в нарушение абзаца 9 пункта 4.1 лицензионного соглашения (приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечило контроль за техническим состоянием горных выработок, в том числе ликвидированных, расположенных в пределах участка недр местного значения - Кушкульского месторождения ПГС;

в нарушение пункта 5.1 лицензионного соглашения (приложение № 6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечено внесение НДПИ в установленный законом срок (за июнь-июль 2019 г.);

в нарушение подпункта 7.1.2 пункта 7.1 лицензии соглашения (приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО не обеспечило предоставление полугодовой отчетности (до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца) перед распорядителем недр о выполнении условий пользования недрами за первое полугодие 2019 года,

в нарушение абзаца 2 пункта 4.1, абзаца 2 пункта 4.2 лицензионного соглашения (приложения № 1 к лицензии ОРБ 05229 ВЭ) АО «ОЖБИ» не обеспечило выполнение условий лицензии ОРБ 05229 ВЭ в части осуществления мероприятий по охране подземных вод (мониторинг подземных вод);

в нарушение пункта 5.1 (приложения № 1 к лицензии ОРБ 05229 ВЭ) АО «ОЖБИ» не обеспечило выполнение условий лицензии ОРБ 05229 ВЭ в части своевременной уплаты водного налога за II, III, IV кварталы 2019 года;

в нарушение подпункта 7.1.2 пункта 7.1 (приложения № 1 к лицензии ОРБ 05229 ВЭ) АО «ОЖБИ» не обеспечило выполнение условий лицензии ОРБ 05229 ВЭ в части предоставления распорядителю недр отчета о выполнении условий пользования недрами и мониторинге подземных вод за 2019 год.

Указанные нарушения квалифицированы как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статья 7.3 КоАП РФ, представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов.

Субъектами данных правонарушений являются граждане, должностные лица, юридические лица.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года № 1441/424-V- ОЗ «Об участках недр местного значения» пользователь недр местного значения обязан обеспечить выполнение условий, установленные лицензией на право пользования недрами.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3.5 приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР добыча полезного ископаемого разрешается при наличии оформленного, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерации, права пользования земельным участком.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4.1 приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения недропользования и смежных отраслей права, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, промышленной безопасности, рациональному использованию и охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, безопасности жизни и здоровья работников предприятий и населения в зоне влияния работ, охраны окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

В нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», пункта 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года № 1441/424-V- ОЗ «Об участках недр честного значения», абзаца 4 пункта 3.5. абзаца 2 пункта 4.1 лицензионного соглашения (приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечило оформление, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерации, права пользования земельными участками с кадастровыми номерами в границах которых располагается Кушкульское месторождение ПГС.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3.5 приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР добыча полезного ископаемого разрешается при наличии оформленного, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах РФ, права пользования земельным участком.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4.1 приложение № 6 к лицензии ОРБ 01272 ТР пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения недропользования и смежных отраслей права, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, промышленной безопасности, рациональному использованию и охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, безопасности жизни и здоровья работников предприятий и населения в зоне влияния работ, охраны окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

В нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», пункта 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года № 1441/424-V-ОЗ «Об участках недр честного значения», абзаца 4 пункта 3.5. абзаца 2 пункта 4.1 лицензионного соглашения (приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечило оформление, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерации, права пользования земельными участками с кадастровыми номерами в границах которых располагается Кушкульское месторождением ПГС, на момент проверки АО «ОЖБИ» осуществляло пользование недрами Кушкульского месторождения ПГС на землях сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности не осуществлен).

В соответствии с подпунктом 3.6.2 пункта 3.6 приложение № 6 к лицензии ОРБ 01272 ТР пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения.

В соответствии с разделом 11 технического проекта «Корректировка рабочего проекта «Разработка Кушкульского месторождения ПГС, Положением о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного приказом МПР РФ от 21 мая 2001 года №433 и Требованиями к мониторингу месторождений твердых ископаемых, утвержденными Минприроды РФ 04.08.2000 года разрабатывается программа мониторинга месторождения.

В нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», пункта 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года № 1441 /424-V-ОЗ «Об участках недр честного значения», подпункта 3.6.2 пункта 3.6 лицензионного соглашения (приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечило соблюдение требований утвержденного в установленном порядке технического проекта «Корректировка рабочего проекта «Разработка Кушкульского месторождения ПГС» по разработке программы мониторинга Кушкульского месторождения ПГС и ее осуществлению.

В соответствии с абзацем 9 пункта 4.1 приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР пользователь недр обязан осуществлять в течение срока действия лицензии контроль за техническим состоянием горных выработок, в том числе ликвидированных, расположенных в пределах участка недр, и устранять за свой счет выявленные нарушения.

В нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», пункта 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года №1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения», абзаца 9 пункта 4.1 лицензионного соглашения (приложение № 6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечило контроль за техническим состоянием горных выработок, в том числе ликвидированных, расположенных в пределах участка недр местного значения - Кушкульского месторождения ПГС.

В соответствии с пунктом 5.1 приложение № 6 к лицензии ОРБ 01272 ТР пользователь недр с даты государственной регистрации должен уплачивать налоги, платежи и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая плату за землю, а также налог на добычу полезного ископаемого.

В нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», пункта 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года №1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения», пункта 5Л лицензионного соглашения (приложение № 6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечено внесение НДПИ в установленный законом срок (за июнь-июль 2019 года).

В соответствии с подпунктом 7.1.2 пункта 7.1 приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР пользователь недр обязан обеспечить полугодовую отчетность (до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца) перед Распорядителем недр о выполнении условий пользования недрами.

В нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», пункта 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года № 1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения», подпункта 7.1.2 пункта 7.1 лицензионного соглашения (приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР) АО «ОЖБИ» не обеспечило предоставление полугодовой отчетности (до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца) перед Распорядителем недр о выполнении условий пользования недрами за первое полугодие 2019 года.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4.1 лицензионного соглашения пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения недропользования и смежных отраслей права, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, промышленной безопасности, рациональному использованию и охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, безопасности жизни и здоровья работников предприятий и населения в зоне влияния работ, охраны зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных пользованием недрами.

Согласно абзацу 2 пункта 4.2 лицензионного соглашения в течение всего срока эксплуатации водозабора Пользователь недр обязан осуществлять мониторинг подземных вод в соответствии с программой, согласованной в установленном порядке.

Согласно пункту 2 раздела I постановления Правительства РФ от 11.02.2016 года № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов.

В нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», пункта 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года №1441/424-V- ОЗ «Об участках недр местного значения», постановления Правительства РФ от 11.02.2016 года №94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», абзаца 2 пункта 4.1, абзаца 2 пункта 4.2 лицензионного соглашения (приложение №1 к лицензии ОРБ 05229 ВЭ) АО «ОЖБИ» не обеспечило выполнение условий лицензии ОРБ 05229 ВЭ в части осуществления мероприятий по охране подземных вод (мониторинг подземных вод).

В соответствии с пунктом 5.1 лицензионного соглашения пользователь недр при пользовании участком недр уплачивает налоги, платежи и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая плату на землю, водный налог.

В нарушение 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02,1992 года №2395- 1 «О недрах», пункта 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года № 1441/424-V- ОЗ «Об участках недр местного значения», пункта 5.1 (приложения № 1 к лицензии ОРБ 05229 ВЭ) АО «ОЖБИ» не обеспечило выполнение условий лицензии ОРБ 05229 ВЭ в части своевременной уплаты водного налога за II, 1П. IV кварталы 2019 года.

В соответствии с подпунктом 7.1.2 пункта 7.1 лицензионного соглашения пользователь недр обязан обеспечить годовую отчетность (до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца) перед Распорядителем недр о выполнении условий пользования недрами и мониторинге подземных вод.

В нарушение 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах», пункта 10 части 2 статьи 23 Закона Оренбургской области от 07.05.2013 года № 1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения», подпункта 7.1.2 пункта 7.1 (приложения № 1 к лицензии ОРБ 05229 ВЭ) АО «ОЖБИ» не обеспечило выполнение условий лицензии ОРБ 05229 ВЭ в части предоставления Распорядителю недр отчета о выполнении условий пользования недрами и мониторинге подземных вод за 2019 года.

Указанные нарушения являются административным

правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.

В своей жалобе Иванов В.П. указывает, что данная проверка должна была быть приостановлена, а после принятия постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 438 завершена. Вопреки доводам, изложенным в жалобе, в соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 27.03.2020 года № 95-р в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) на территории Оренбургской области, органам исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), приостановить до 01 мая 2020 года назначенные и (или) проводимые проверки в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. Указанное распоряжение вступило в силу со дня его подписания, то есть с 27.03.2020 года. Плановая выездная проверка проводилась в период с 28.02.2020 года по 26.03.2020 года, и была завершена 26.03.2020 года, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 26.03.2020 года, то есть до вступления в силу распоряжения Губернатора Оренбургской области от 27.03.2020 года № 95-р.

В жалобе генеральный директор АО «ОЖБИ» Иванов В.П. указывает, что АО «ОЖБИ» не обеспечило оформление, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерации, права пользования земельными участками, в границах которых располагается Кушкульское месторождение ПГС, так как считает, что в отношении данных земельных участков отсутствует собственник Согласно выпискам из ЕГРН, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области, земельные участки с кадастровыми номерами принадлежат на праве собственности Дерябину А.Ф. В рамках плановой выездной проверки АО «ОЖБИ» не представило договоры аренды на указанные земельные участки. Основания для признания незаконным образование земельных участков с кадастровыми номерами и признания права собственности отсутствующим у министерства отсутствуют.

Также, в жалобе Иванов В.П. указывает, что АО «ОЖБИ» не обеспечило оформление, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерация земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>

<данные изъяты> в границах которых располагается Кушкульское месторождение ПГС (перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности не осуществлен), так как данные земельные участки предназначены для добычи полезных ископаемых. Согласно выпискам из ЕГРН, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования. В соответствии с абзацем 4 пункта 3.5 приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР добыча полезного ископаемого разрешается при наличии оформленного, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о недрах Российской Федерации, права пользования земельным участком.

Согласно статье 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрена

В жалобе Иванов В.П. указывает, что АО «ОЖБИ» не обеспечило соблюдение требований утвержденного в установленном порядке технического проекта «Корректировка рабочею проекта «Разработка Кушкульского месторождения ПГС» по разработке программы мониторинга Кушкульского месторождения ПГС и её осуществлению, так как сведения по мониторингу содержаться в предоставляемых отчетах по форме № 5-гр, а также в Плане развития горных работ. В соответствии с разделом 11 вышеуказанного проекта, Положением о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного приказом МПР РФ от 21 мая 2001 года № 433 и Требованиями к мониторингу месторождений твердых ископаемых, утвержденными Минприроды РФ 04.08.2000 года разрабатывается программа мониторинга месторождения. Следовательно, АО «ОЖБИ» при разработке технического проекта «Корректировка рабочего проекта «Разработка Кушкульского месторождения ПГС» самостоятельно предусмотрело и приняло обязательства по разработке программы мониторинга Кушкульского месторождения ПГС и её осуществлению. В рамках плановой выездной проверки АО «ОЖБИ» программу мониторинга состояния недр Кушкульского месторождения ПГС не представило.

Довод жалобы о том, что АО «ОЖБИ» не обеспечило контроль за техническим состоянием горных выработок, в том числе ликвидированных, расположенных в пределах участка недр местного значения - Кушкульского месторождения ПГС, так как административным органом не определены формы контроля, а также сведения, которые необходимо предоставлять для подтверждения данного контроля, суд считает несостоятельным, так как в соответствии с абзацем 9 пункта 4.1 приложение №6 к лицензии ОРБ 01272 ТР пользователь недр обязан осуществлять в течение срока действия лицензии контроль за техническим состоянием горных выработок, в том числе ликвидированных, расположенных в пределах участка недр, и устранять за свой счет выявленные нарушения. При получении лицензии ОРБ 01272 ТР на пользование недрами АО «ОЖБИ» приняло обязательства предусмотренные лицензионными соглашением. Следовательно, предприятие самостоятельно должно было организовать контроль за техническим состоянием горных выработок, в том числе ликвидированных.

Суд не соглашается с доводами жалобы о том, что нарушение в части несвоевременного внесения НДПИ (за июнь-июль 2019 года) является несущественным, так как просрочка платы составляет меньше месяца, так как любая просрочка по внесению НДПИ является нарушением Налогового кодекса РФ, условий лицензии ОРБ 01272 ТР и образует состав административного правонарушения.

Суд не нашел подтверждения доводам в жалобе о том, что так как предоставление полугодовой отчетности законодательством не предусмотрено, а также форма и содержание данной отчетности административным органом не утверждена. В соответствии с подпунктом 7.1.2 пункта 7.1 приложение № 6 к лицензии ОРБ 01272 ТР пользователь недр обязан обеспечить полугодовую отчетность (до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца) перед Распорядителем недр о выполнении условий пользования недрами. При получении лицензии ОРБ 01272 ТР на пользование недрами АО «ОЖБИ» приняло обязательства предусмотренные лицензионным соглашением. В рамках плановой выездной проверки установлено, что АО «ОЖБИ» не обеспечено предоставление полугодовой отчетности (до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца) о выполнении условий пользования недрами за первое полугодие 2019 года. Отчет о выполнении условий пользования недрами за 2019 года представлен АО «ОЖБИ» в министерство письмом вх. от 16.01.2020 года в свободной форме.

Также в материалах дела не нашел своего подтверждения и довод жалобы о том, что АО «ОЖБИ» не обеспечило осуществления мероприятий по охране подземных вод (мониторинг подземных вод), но в настоящее время программа мониторинга подземных вод разрабатывается. Исходя из этого следует, что АО «ОЖБИ» подтверждает нарушение условий лицензии ОРБ 05229 ВЭ на пользование недрами в данной части.

Довод жалобы о том, что нарушение в части несвоевременной уплаты водного налога за II, III, IV кварталы 2019 года является несущественным, так как просрочка платы составляет чуть больше месяца, суд считает несостоятельным, так как в соответствии с пунктом 5.1 приложения № 1 к лицензии ОРБ 05229 ВЭ пользователь недр при пользовании участком недр уплачивает налоги, платежи и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая плату на землю, водный налог. Любая просрочка по внесению водного налога является нарушением Налогового кодекса РФ, условий лицензии ОРБ 05229 ВЭ и образует состав административного правонарушения. В рамках плановой выездной проверки АО «ОЖБИ» представило налоговые декларации и платежные поручения, согласно которых водный налог за II, III, IV кварталы 2019 года предприятием внесен с нарушением установленного срока.

В жалобе генеральный директор АО «ОЖБИ» Иванов В.П. указывает, что АО «ОЖБИ» представляло Распорядителю недр отчет о выполнении условий пользования недрами и мониторинге подземных вод за 2019 года. Вопреки доводам жалобы, согласно возражению государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Степанова А.С., в рамках плановой выездной проверки АО «ОЖБИ» не представило документы подтверждающие представление Распорядителю недр (министерству) отчета о выполнении условий пользования недрами и мониторинге подземных вод за 2019 года. Согласно информации Управления природопользования министерства отчет о выполнении условий пользования недрами и мониторинге подземных вод за 2019 года от АО «ОЖБИ» в адрес министерства не поступал.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнении своих должностных обязанностей.

Административную ответственность за данное правонарушение несёт должностное лицо - генеральный директор АО «ОЖБИ» Иванов В.П., действующий на основании Устава АО «ОЖБИ» от 08 мая 2015 года, приказа о назначении генерального директора от 20.02.2018 года № 1.

Генеральный директор АО «ОЖБИ» Иванов В.П., в соответствии с Уставом АО «ОЖБИ» от 08 мая 2015 года, является единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство текущей деятельностью АО «ОЖБИ».

Выявленные нарушения стали возможны по причине ненадлежащего исполнения должностных обязанностей со стороны генерального директора АО «ОЖБИ» Иванова В.П.

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства были должностным лицом исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и оснований не согласиться с такой оценкой доказательств не имеется.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, должностным лицом не допущено.

Административное наказание Иванову В.П. назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ.

Нарушения порядка привлечения к административной ответственности отсутствуют, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.

Нарушений норм процессуального и материального права при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Постановление соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление от 17.06.2020 года государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Степанова А.С. о назначении административного наказания следует оставить без изменения, а жалобу Иванова В.П. без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление от 17.06.2020 года государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Степанова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО «ОЖБИ» Иванова В.П., оставить без изменения, а жалобу Иванова В.П. - без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Н.Б.Мельникова