Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 19 февраля 2018 года
Судья Люберецкого городского суда Московской области Нестерова О.А., при секретаре ФИО, рассмотрев жалобу <...>» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГ о привлечении <...>» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГ<...>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, а именно: не предоставление отчетности о деятельности общества, связанной с потреблением, размещением и утилизацией отходов.
Не согласившись с вынесенным постановлением, <...>» обжалует его как незаконное и необоснованное. Постановление вынесено в отсутствие представителя общества.
Представитель <...>» в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил постановление отменить.
Представитель министерства экологии и природопользования МО МИЛ просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Показала, что представитель общества был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, однако не явился. У общества отсутствуют все необходимые договоры и отчетная документация. Даже после вынесения постановления об административном наказании, обществом предоставлены не все запрашиваемые документы, отсутствуют самые необходимые.
Исследовав материалы дела, доводы сторон, жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Ст. 26.2 КРФоАП указывает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,…. устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ- административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу частит 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны состава административного правонарушения.
Проверка в отношении <...>» проводилась на основании поступившего в Министерство экологии и природопользования Московской области обращения председателя Президиума <...>» МОЛ по вопросу несанкционированного размещения <...>» отходова, образовавшихся в результате термической обработки твердых бытовых отходов (зола) на мусоросжигательном заводе №<адрес> (№ от ДД.ММ.ГГ).
По вышеуказанному факту Министерством в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В ходе расследования установлено, что Общество создано ДД.ММ.ГГ (согласно информации с официального сайта Федеральной налоговой службы <...>
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (<...>) Общество является микропредприятием (с ДД.ММ.ГГ).
Согласно п. 4.1 Уставу, утвержденному Решением № Единственного учредителя от ДД.ММ.ГГ (далее – Устав), цель создания Общества – получение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами.
В соответствии с п. 5.1 Устава Общество вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5.2 Устава, для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Общество получает лицензию в установленном законодательством РФ порядке.
Обществом <...> получена в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу лицензия сер. <...> от ДД.ММ.ГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов <...> опасности на земельном участке по адресу: <адрес>, г.<адрес> (промышленная зона) (кадастровый №).
ДД.ММ.ГГ г. вышеуказанная лицензия Обществом в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу переоформлена и получена лицензия № от ДД.ММ.ГГ на осуществление деятельности по сбору, обработке, транспортированию, утилизации и обезвреживанию отходов <...> опасности на земельных участках по адресам: 1. <адрес>А; 2. <адрес>, г.<адрес> (промышленная зона) (кадастровый №).
Согласно вышеуказанной лицензии Общество осуществляет сбор, транспортирование, обезвреживание и утилизацию отходов III-IV класса опасности, в том числе отходов <...> опасности «Отходы газоочистки при сжигании твердых коммунальных отходов малоопасные» (код по ФККО <...> и «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным» (<...>
Для осуществления вышеуказанного вида деятельности Общество арендует у физических лиц ПОВ, РСВ и ПАИ земельный участок с кадастровым номером №категория земель – земли населенных пунктов) общей площадью <...> с сооружением (разворотная площадка) площадью <...> по адресу: <адрес> (промышленная зона) (согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГ №б/н, от ДД.ММ.ГГ №б/н).
Общество так же арендовало с ДД.ММ.ГГ у физических лиц СЕВ, РСВ, ПАИ земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 46 <...>. с сооружением (разворотная площадка) общей площадью <...>. м по адресу: <адрес> в районе полей аэрации вблизи <адрес> по улице <адрес> (согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГ №б/н). Согласно письму Общества, по состоянию на «ДД.ММ.ГГ г. вышеуказанный земельный участок в аренде у Общества отсутствует.
Обществом заключен с <...>» договор аренды технического оборудования от ДД.ММ.ГГ №б/н. Согласно вышеуказанному договору Общество арендует у ООО <...> техническое оборудование по сортировке отходов, пресс для упаковки и обвязки мусора <...> производства Китайской народной республики, технологическую линию первичной переработки отходов, дробилку щековую <...> вибрационный грохот сортировки сыпучих материалов и отходов модель S190, термодеструкционную установку «ТДУ-2000-ЖДТ», бункер для приема, резервуар для жидких отходов. Кроме того, согласно лицензионному ДД.ММ.ГГ переданному в Министерство Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Общество приобрело в собственность у <...> сепарационную линию <...> (договор поставки №-Э/16 от ДД.ММ.ГГ).
Министерством в ходе проведения административного расследования истребованы у Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (письмо исх. от ДД.ММ.ГГ№Исх-16900), у <...>» (Определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ№), у <...>» (Определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ№, от ДД.ММ.ГГ№, от ДД.ММ.ГГ№ г.) сведения и документы.
Согласно документам, представленным в Министерство ГУП «Экотехпром» (исх. от ДД.ММ.ГГ№), Обществом заключен с <...>» договор от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП на оказание услуг по обращению с отходами - сбор, транспортирование, утилизация (обезвреживание) остатков от сжигания твердых коммунальных отходов, содержащих преимущественно оксиды кремния, железа и алюминия (шлак от термического обезвреживания твердых коммунальных отходов) (далее – Шлак), находящихся на объектах ГУП <...>» (Спецзавод №) в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение № к договору от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП) Общество доставляет Шлак к месту осуществления лицензируемого вида деятельности (обезвреживание и утилизация) по адресу: <адрес>, д.<адрес>, д. Машково (промышленная зона).
Согласно п. 1.2 договора от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП Общество принимает на себя ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами. В соответствии с п. 1.3 договора от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП Общество обязуется нести бремя содержания отходов, и обязанности собственника отходов и природопользователя.
Обществом так же заключен с <...>» договор от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП на оказание услуг по обращению с отходами – сбор, транспортирование, утилизация (обезвреживание) отходов газоочистки при сжигании твердых коммунальных отходов малоопасных (зола от термического обезвреживания твердых коммунальных отходов) (далее – Зола), находящихся на объектах <...>» (Спецзавод №) в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение № к договору от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП) Общество доставляет Золу к месту осуществления лицензируемого вида деятельности: обезвреживание и утилизация по адресу: <адрес>, д.<адрес>, д. Машково (промышленная зона).
Согласно п. 1.2 договора от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП Общество принимает на себя ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами. В соответствии с п. 1.3 договора от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП Общество обязуется нести бремя содержания отходов, и обязанности собственника отходов и природопользователя.
Согласно Актам выполненных работ (услуг) Общество в период с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. включительно приняло от ГУП «<...> в собственность <...> тонн Шлаков и <...> тонн Золы в целях дальнейшей утилизации (обезвреживания).
Сведения о том, каким образом Общество осуществило обезвреживание и утилизацию вышеуказанных отходов, в Министерство в ходе административного расследования Обществом не представлены.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 210 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Согласно ч. 7 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (далее – Отчетность) в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля Отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами Отчетность в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля Отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» (далее – Приказ) порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора.
В соответствии с п. 3 Приказа субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Согласно п. 4 Приказа отчетный период составляет один календарный год. В соответствии с п. 5 Приказа Отчетность представляется до ДД.ММ.ГГ, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с п. 14 Приказа Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
Согласно п. 8 Приказа Отчетность включает: 1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства; 2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период; 3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы.
В соответствии с п. 10 Приказа баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период включает данные о массах (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных на собственных объектах хранения/захоронения отходов, накопленных (на последний день отчетного периода) отходов, сгруппированных по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности.
Общество входит в Список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полномочия по осуществлению государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов за которыми переданы Правительству Московской области (согласно п. 2.2 и п. 2.3.1 Соглашения между Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№-р).
Согласно п. 2.3.3. Соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№-р (далее – Соглашение), Правительство Московской области принимает осуществляемые Федеральной службой по надзору в сфере природопользования полномочия в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 2.2 Соглашения, в том числе: осуществление приема Отчетности, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Согласно п. 2.5 Соглашения Правительство Московской области осуществляет организационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение полномочий, переданных в соответствии с Соглашением через уполномоченный исполнительный орган государственной власти Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области является Министерство экологии и природопользования Московской области.
Согласно подп. е) п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору относятся объекты, на которых осуществляется деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Обществом на площадку, расположенную по адресу: <адрес>, промзона (земельный участок с кадастровым номером № получена в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу лицензия № от ДД.ММ.ГГ на осуществление деятельности по сбору, обработке, транспортированию, утилизации и обезвреживанию отходов <...> опасности. Таким образом, вышеуказанная площадка является объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору.
Общество относится к микропредприятию и осуществляет деятельность на объекте, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору. Вместе с тем, Общество входит в список юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 2.2 Соглашения, полномочия по которым переданы от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Правительству Московской области.
Таким образом, органом исполнительной власти, в который Общество обязано предоставить Отчетность, является Министерство экологии и природопользования Московской области, расположенное по адресу: 143407, <адрес>, бульвар Строителей, <адрес>.
В нарушение указанных выше норм, <...>», приняв в 2016 г. в собственность от ГУП «Экотехпром» отходы IV класса опасности (отходы газоочистки при сжигании твердых коммунальных отходов малоопасных и остатки от сжигания твердых коммунальных отходов, содержащих преимущественно оксиды кремния, железа и алюминия), не предоставило в Министерство экологии и природопользования Московской области до «15» января 2017 г. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 г.
Таким образом, «ДД.ММ.ГГ г. в 09 часов 00 минут по адресу: 143407, <адрес>, бульвар строителей, <адрес>, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области установлен факт события административного правонарушения.
У юридического лица <...>» имелась возможность для соблюдения требований ст. 18 федерального закона от ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ДД.ММ.ГГ в отношении <...>» вынесено постановление, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ т назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Наказание назначено в пределах санкции статьи.
Доводы представителя юридического лица о том, что они не знали о возбужденном деле об административном правонарушении, составлении протокола и вынесении решения, поскольку не были уведомлены, суд не может признать убедительными, поскольку в деле имеются документы, свидетельствующие о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности и направлении ему по месту регистрации юридического лица, указанной в ЕГРЮЛ, процессуальных документов. Согласно ответа почтового отделения, данной организации по адресу не существует. Поскольку юридические лица несут риск неполучения значимой информации по месту регистрации юридического лица, то общество считается надлежаще уведомленным. Кроме того, информация о времени и месте составления постановления была продублирована на сайт организации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вина <...>» установлена совокупностью доказательств по делу, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, определениями об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.телефонограммой о том, что телеграмма о явке на составление административного протокола не доставлена, т.к. почту получает до востребования курьер, дублирующим уведомлением на электронную почту организации, ходатайством об отложении времени составления протокола, определением об отказе в удовлетворении ходатайства (суд считает, что поскольку имеется представитель общества по доверенности, он мог присутствовать при составлении протокола), протоколом об административном правонарушении, постановлением о привлечении к административной ответственности, другими материалами дела, суд считает, что оснований для отмены постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГ о привлечении ООО «Экостройпрогресс» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами МИЛ от ДД.ММ.ГГ о привлечении <...>» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу <...>» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья