Дело № 12-130/2021; УИД: 42RS0010-01-2021-001822-20
Р Е Ш Е Н И Е
город Киселёвск 02 августа 2021 года
Судья Киселёвского городского суда Кемеровской области Смирнова Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый» на постановление о назначении административного наказания № З-196-в/1 от 02 июня 2021 года,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № З-196-в/1 старшего государственного инспектора Российской Федерации Южно – Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора от 02 июня 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый» (далее – ООО «Участок «Коксовый») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Участок «Коксовый» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении ООО «Участок «Коксовый» к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № З-196-в/1 от 02 июня 2021 года отменить.
Доводы жалобы мотивированы тем, что основанием к возбуждению в отношении ООО «Участок «Коксовый» административного дела послужило несвоевременное выполнение обязанностей по проведению рекультивационных работ, предусмотренных проектной документацией «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и Поле шахты им. Вахрушева Киселёвского каменноугольного месторождения» на участках рекультивации № 1 «Северный» и № 3 «Дальний». Проверкой установлено, что ООО «Участок «Коксовый» осуществляет свою деятельность в соответствии с техническим проектом «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и Поле шахты им. Вахрушева Киселёвского каменноугольного месторождения», разработанным в 2018 году ООО «Сибгеопроект» (далее – проектная документация 2018 года), проектные решения которого в части рекультивации нарушенных земель были скорректированы проектной документацией, разработанной в 2020 году – «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разрез угольный в части ликвидации опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27 (далее – проектная документация 2020 года). Необходимость в корректировке проектных решений, связанных с рекультивацией нарушенных земель, была вызвана образованием в августе 2020 года на участке открытых горных работ и прилегающей территории по западному борту выемки ООО «Участок «Коксовый» в районе профильных линий 37-48 и в 120м от верхней бровки западного борта на горизонте +328м опасных зон. Возникновение опасных зон повлекло за собой приостановление рекультивационных работ на участке рекультивации Северный и нарушение сроков рекультивации нарушенных земель, предусмотренных проектной документацией 2018 года. При проведении проверки контролирующий орган пришёл к выводу, что проектная документация 2020 года не может применяться ООО «Участок «Коксовый», так как она не согласована ЦКР-ТПИ Роснедра, в связи с чем считается недействительной, а рекультивация нарушенных земель должна проводиться в соответствии с графиком, разработанным в составе проектной документации 2018 года. Учитывая, что разработанная в 2020 году проектная документация выполнена с целью разработки мероприятий для ликвидации существующих опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27 и корректировки календарного плана рекультивационных работ и своими решениями не изменяла и (или) не отменяла проектных решений проектной документации 2018 года, в части вопросов, подведомственных ЦКР-ТПИ Роснедр (изменение комплексного использования минерально – сырьевого потенциала твёрдых полезных ископаемых недр Российской Федерации, полноты их извлечения при добыче из недр и при первичной переработке, исключение выборочной отработки месторождений, изменения ранее согласованных показателей извлечения полезных ископаемых и их технических потерь) необходимость в её согласовании отсутствует. В свою очередь, техническое перевооружение опасного производственного объекта, эксплуатируемого ООО «Участок «Коксовый» - «Разрез Угольный», допускается только лишь при наличии проектной документации, прошедшей в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» экспертизу промышленной безопасности. ООО «Участок «Коксовый» на проект технического перевооружения, разработанный в 2020 году, получено заключение экспертизы промышленной безопасности (рег. №), что делает его легитимным, в связи с чем ООО «Участок «Коксовый» выполняет свои обязанности по проведению рекультивационных работ на участке рекультивации № 1 «Северный» и № 3 «Дальний» своевременно и в полном объёме.
Заявитель ООО «Участок «Коксовый», в лице защитника Шефер А.Ю., действующего на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, указав на отсутствие в действиях ООО «Участок «Коксовый» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в связи с чем просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – Бобина А.В., надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу при сложившейся явке.
Выслушав защитника Шефер А.Ю., исследовав доводы жалобы и письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности и проверяет дело в полном объёме.
Согласно части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространённые полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырёхсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу статьи 1 указанного Федерального закона земля является компонентом природной среды, природным ресурсом.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объёме в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель» (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что рекультивация земель – мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Согласно пункту 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с Правилами (пункты 5 и 6) рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, путём обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учёта которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктами 8, 9 Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель, осуществляются в соответствии с утверждёнными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путём проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешённому использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Пунктом 10 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800, также предусмотрено, что проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что срок проведения работ по рекультивации земель определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Отработанные земли представляют собой участки нарушенных земель, на которых завершены разработки (полностью либо частично) месторождений полезных ископаемых, формирование отвалов, геологоразведочные, строительные или иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова. Отработанные земли подлежат рекультивации (восстановлению) и дальнейшему использованию по назначению или для иных целей.
Рекультивация земель может осуществляться путём поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объёмы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчёты (локальные исходные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно – гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учётом региональных природно – климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
В соответствии с пунктом 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 514, проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 74 Земельного кодекса Российской Федерации лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причинённый им вред.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения в отношении ООО «Участок «Коксовый» внеплановой документарной проверки установлено нарушение требований природоохранного законодательства, в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении № З-196-в/1 от 18 мая 2021 года.
Из обжалуемого постановления следует, что ООО «Участок «Коксовый» не обеспечило своевременное выполнение обязанностей проведения рекультивационных работ, предусмотренных проектной документацией «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и Поле шахты им. Вахрушева Киселёвского каменноугольного месторождения» (ООО «СГП», 2018г.) на участках рекультивации № 1 «Северный» и № 3 «Дальний», тем самым нарушив требования пункта 6 статьи 13, абзаца 7 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Основным видом деятельности ООО «Участок «Коксовый» является добыча коксующегося угля открытым способом (ОКВЭД №).
В соответствии с пунктом 2.1 протокола заседания ЦКР-ТПИ Роснедра от 18 сентября 2018 года № ООО «Участок «Коксовый» на основании лицензии на право пользования недрами КЕМ № осуществляет рекультивацию нарушенных земель с попутной добычей угля открытым способом на участке Поле шахты им. Вахрушева (участок Коксовый) на основании проектной документации «Технический проект разработки открытым способом ООО «Участок «Коксовый» на Киселёвском каменноугольном месторождении. Дополнение № 1» (НП КЦНТО «Промбезопасность», 2017г.) и планирует отрабатывать балансовые запасы каменного угля участка недр Коксовый глубокий, предоставленного в пользование по лицензии КЕМ №.
Тем самым основанием для разработки «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и Поле шахты им. Вахрушева Киселёвского каменноугольного месторождения» в 2018 году ООО «СГП» явилась необходимость разработки технических и технологических решений отработки балансовых запасов угля участка недр Коксовый глубокий, предоставленного в пользование по лицензии КЕМ №.
Таким образом, действующей проектной документацией ООО «Участок «Коксовый» является «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и Поле шахты им. Вахрушева Киселёвского каменноугольного месторождения», разработанный в 2018 году ООО «СГП». Технический проект согласован ЦКР-ТПИ Роснедра.
Согласно протоколу заседания ЦКР-ТПИ Роснедра от 18 сентября 2018 года № техническим проектом предусматривается рекультивация нарушенных земель с попутной добычей угля открытым способом (в соответствии с целевым назначением лицензии КЕМ №). При проведении попутной добычи угля на участке рекультивации № 4 «Карьерная выемка» вскрышные породы предусматривается использовать для создания рекультивационных поверхностей участков рекультивации № 1 «Северный» и № 3 «Дальний», расположенных к северу и югу от участка попутной добычи соответственно.
В соответствии с пунктом 10 Правил проект рекультивации нарушенных земель ООО «Участок «Коксовый» разработан в составе технического проекта 2018 года.
Так, данным техническим проектом предусмотрено проведение рекультивации участков № 1 «Северный», № 3 «Дальний», «Красногорский» и «Внутренний отвал», используя при этом вскрышные породы участка рекультивации № 4 «Карьерная выемка». Технический этап рекультивации предусматривает выполнение мероприятий по подготовке земель, освобождающихся после отработки месторождения, к последующему целевому использованию.
Календарный план рекультивации работ по участкам рекультивации представлен в виде таблицы в техническом проекте.
Согласно представленным ООО «Участок «Коксовый» пояснениям биологический этап рекультивации участка № 1 «Северный» на площади 7га (указанная площадь установлена ранее действующей проектной документацией) выполнен подрядной организацией ООО «ЭкоКем» в 2018 году на основании договора подряда на выполнение биологической рекультивации земель от 10 октября 2018 года № 24, о чём свидетельствует акт приёма – передачи оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг от 19 декабря 2018 года № 1.
В 2019 году работы, связанные с рекультивацией нарушенных земель по биологическому этапу, осуществлялись подрядной организацией ООО «Экоген+» на основании договора, предоставленного ООО «Участок «Коксовый», на проведение работ по биологической рекультивации от 13 мая 2019 года № 5 на площади 5,3га. Работы выполнены в полном объёме, о чём свидетельствует акт о приёмке выполненных работ в период с 20 сентября 2019 года по 07 октября 2019 года.
В 2020 году календарным планом, указанным в техническом проекте 2018 года, предусмотрен мониторинг за посевом и посадками на площади 5,3га.
Календарным планом предусмотрено выполнение технического этапа рекультивации в 2019 году на участке № 1 «Северный» на площади 11,9га, в 2020 году – 46,8га и на участке № 3 «Дальний» - 6,1га. Биологический этап рекультивации, согласно календарному графику технического проекта 2018 года, предусмотрен по участку № 1 «Северный» в 2020 году на площади 11,9га. Однако, ООО «Участок «Коксовый» осуществляет работы по рекультивации в соответствии с проектной документацией 2020 года «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разреза угольный (ООО «Участок «Коксовый») в части ликвидации опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27 (ООО «СГП»), которая подготовлена с целью разработки мероприятий для ликвидации существующих опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27, а также для корректировки календарного плана рекультивационных работ.
Основанием для вынесения в отношении ООО «Участок «Коксовый» постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы о том, что ввиду отсутствия согласования с ЦКР-ТПИ Роснедра, что является нарушением требований пункта 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 года № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», указанная проектная документация считается нелегитимной, скорректированный график рекультивационных работ в составе проектной документации «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разреза угольный (ООО «Участок «Коксовый») в части ликвидации опасных зон № 2-25. 2-26, 2-27 ООО «СГП» 2020 года считается недействительным. В связи с этим установлен факт невыполнения ООО «Участок «Коксовый» требований пункта 6 статьи 13, абзаца 7 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, пункта 9 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
Однако, согласиться с такими выводами нельзя, так как они противоречат фактическим обстоятельствам по делу.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Так, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что основным видом деятельности ООО «Участок «Коксовый» является добыча угля, другим видом деятельности, в том числе, является рекультивация нарушенных земель и попутная добыча угля открытым способом. ООО «Участок «Коксовый» владеет лицензиями на право пользования недрами КЕМ № (дата государственной регистрации 11 сентября 2002 года), КЕМ № (дата государственной регистрации 25 апреля 2014 года), предоставленными с целью разведки и добычи каменного угля на участке Коксовый Глубокий Киселёвского каменноугольного месторождения, а также для строительства подземных сооружений с целью ликвидации (консервации) основного поля шахты им. Вахрушева в Кемеровской области.
Свою деятельность ООО «Участок «Коксовый» осуществляет в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «Сибгеопроект» в 2018 году, - «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и Поле шахты им. Вахрушева Киселёвского каменноугольного месторождения», содержащей также календарный поэтапный план рекультивационных работ по участкам рекультивации. Согласно указанному плану технические мероприятия по рекультивации участка рекультивации № 1 (Северный) должны быть проведены в 2018 году на площади земель 5,3га, в 2019 году – на 11,9га, в 2020 году – на 46,8га; биологические мероприятия: в 2019 году – 5,3га, в 2020 году – 11,9га, в 2021 году – 46,8га; уход за посевом, посадками: в 2020 году – 5,3га, в 2021 году – 10,2га. На участке № 3 (Дальний) рекультивации подлежали: на техническом этапе в 2020 году - 6,1га, в 2021 году - 8га; на биологическом этапе в 2021 году – 6,1га; на этапе ухода за посевом и посадками в 2021 году – 7га. Как следует из представленных ООО «Участок «Коксовый» документов, указанные рекультивационные работы были проведены частично, в 2021 году рекультивация земель не производилась, в связи с возникновением в августе 2020 года на участке открытых горных работ и прилегающей территории по западному борту выемки ООО «Участок «Коксовый» опасных зон, что повлекло приостановление рекультивационных работ на участке рекультивации Северный.
Возникновением опасных зон была вызвана необходимость корректировки проектной документации, в том числе, в части рекультивации нарушенных земель. С целью разработки мероприятий для ликвидации существующих опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27, а также для корректировки календарного плана рекультивационных работ в 2020 году ООО «Сибгеопроект» разработана проектная документация «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разрез угольный (ООО «Участок «Коксовый») в части ликвидации опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27», на которую имеется заключение экспертизы промышленной безопасности, внесённое в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера №.
В силу части 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утверждёнными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Согласно части 2 статьи 23.2 указанного Закона технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создаётся федеральным органом управления государственным фондом недр.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами устанавливается Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2010 года № 118.
Судом отклоняется довод должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, о том, что проект «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разрез угольный (ООО «Участок «Коксовый») в части ликвидации опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27» является самостоятельным проектным документом и, соответственно, подлежит согласованию в порядке, установленном действующим законодательством.
Как установлено судом в ходе рассмотрения жалобы, и подтверждается материалами дела, в настоящее время ООО «Участок «Коксовый» осуществляет свою деятельность в соответствии с проектной документацией: «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и Поле шахты им. Вахрушева Киселёвского каменноугольного месторождения» 2018 года, согласованным ЦКР-ТПИ Роснедра – протокол № 187/18-стп от 18 сентября 2018 года, а также «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разрез угольный (ООО «Участок «Коксовый») в части ликвидации опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27» 2020 года, в котором скорректированы горные работы из-за необходимости ликвидации опасных зон на северном и западном борту карьерной выемки, установлен календарный план ликвидации опасных зон, в связи с чем также был скорректирован период проведения рекультивационных работ. Основанием для разработки проектной документации 2020 года явился протокол № 2-03-016 об административном правонарушении в отношении юридического лица по вопросу обрушения технологической дороги и о возможном сходе горной массы на ООО «Участок «Коксовый» (образование опасных зон). Представленная проектная документация разработана с целью актуализации технических и технологических решений действующей проектной документации с приведением её в соответствие с требованиями действующего законодательства в области недропользования в связи с возникновением опасных зон, не изменяла и не отменяла проектных решений проектной документации 2018 года, в части вопросов, подведомственных ЦКР-ТПИ Роснедра (изменение комплексного использования минерально – сырьевого потенциала твёрдых полезных ископаемых недр Российской Федерации, полноты их извлечения при добыче из недр и при первичной переработке, исключение выборочной отработки месторождений, изменения ранее согласованных показателей извлечения полезных ископаемых и их технических потерь).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что согласование с ЦКР-ТПИ Роснедра проектной документации «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разрез угольный (ООО «Участок «Коксовый») в части ликвидации опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27» не требуется.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализируя установленные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Участок «Коксовый» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в 2020 году срок проведения рекультивационных работ был скорректирован, юридическое лицо не имело возможности выполнить рекультивационные работы в полном объёме, согласно ранее разработанной проектной документации, по независящим от него обстоятельствам – в связи с возникновением опасных зон, требующих ликвидации до рекультивации нарушенных земель.
Каких – либо иных доказательств, объективно подтверждающих вину ООО «Участок «Коксовый» в невыполнении требований законодательства о необходимости выполнения рекультивации указанных земель и проведении обязательных мероприятий по улучшению земель в представленных материалах не содержится.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации Южно – Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора Бобиной А.В. № З-196-в/1 от 02 июня 2021 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый» на постановление о назначении административного наказания № З-196-в/1 от 02 июня 2021 года удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации Южно – Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора Бобиной А.В. № З-196-в/1 от 02 июня 2021 года по делу об административном правонарушении о признании общества с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Участок «Коксовый» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья - Смирнова Т.Ю.