ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-130/2021 от 29.04.2021 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-130/2021

УИД 34RS0005-01-2021-001519-36

РЕШЕНИЕ

29 апреля 2021 года город Волгоград

Судья Краснооктябрьского районного суда города Волгограда Кудрявцева А.Г., рассмотрев протест заместителя прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Казаченковой Н.В. на постановление Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области №34591928137484100004 от 16.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

с участием помощника прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Бурмистровой О.В., представителя Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области ФИО2

УСТАНОВИЛ:

постановлением Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области №34591928137484100004 от 16.01.2020 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.15.25 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Заместителем прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда принесён протест на данное постановление, в котором указано, что в соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дня. Между тем, ФИО1 с 2002 года по настоящее время постоянно проживает на территории государства Израиль, за пределы которого в 2018 году она не выезжала. Таким образом, у ФИО1 обязанность перед налоговым органом представлять отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и банковских документов за 2018 год не имелось. Также выявлены процессуальные нарушения, а именно ненадлежащее уведомление ФИО1 о необходимости явиться для участия по административному делу. О факте нарушений и вынесении налоговым органом незаконного административного постановления прокуратуре района стало известно 09.03.2021 в связи с исполнением поручения прокуратуры области о проверке доводов жалобы ФИО1 Просит восстановить срок принесения протеста и постановление Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области №34591928137484100004 от 16.01.2020 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Помощник прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Бурмистрова О.В. в судебном заседании поддержала доводы протеста.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление, ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Представитель Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области в судебном заседании возражала против протеста, представила возражения в письменном виде.

Проверив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, прихожу к выводу, что постановление Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области №34591928137484100004 от 16.01.2020 подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Согласно статье 30.10 КоАП не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

Согласно статье 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьей 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Согласно материалам дела, прокуратуре района об оспариваемом постановлении стало известно 09.03.2021 при проверке жалобы ФИО1

Принимая во внимание, приведенные выше обстоятельства, судья полагает возможным восстановить прокурору срок для обжалования постановления Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области №34591928137484100004 от 16.01.2020 в отношении ФИО1

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ).

На основании пункта 7 статьи 12 Федерального закона 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 статьи 12 вышеуказанного закона требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 утверждены Правила предоставления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанных Правил физические лица - резиденты представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами Российской Федерации ежегодно до 01 июня года, следующего за отчетным годом.

Согласно подпункту "а" части 6 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ (в редакции, действующей на 31.05.2017) резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

В судебном заседании установлено, что ФИО1 не представила отчет о движении средств по счету №IL250127290000000076571 в банке BANK-HAPOALIM-12, расположенного за пределами территории РФ (Израиле), в связи с чем уполномоченным должностным лицом в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и уполномоченным лицом было вынесено оспариваемое постановление.

Согласно материалам дела ФИО1 с 2013 года по настоящее время за пределы территории государства Израиль не выезжала, что подтверждается копиями заграничных паспортов ФИО1

Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом положения подлежащего применению пункта 8 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ предусматривают, что требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.

Таким образом, учитывая, что ФИО1 в 2018 году находилась за пределами Российской Федерации свыше 183 дней, что в силу пункта 8 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ свидетельствует об отсутствии у нее обязанности предоставления налоговому органу по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, и, соответственно, в ее действиях отсутствует вменяемый состав правонарушения.

Иных каких – либо доказательств совершения вмененного административного правонарушения ФИО1 материалы дела не содержат.

Согласно положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении для реализации права представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени его составления.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем его извещении.

Из материалов дела следует, что 26.11.2019 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 34591928137484100003, в ее отсутствие лица.

При этом, материалы дела об административном правонарушении сведений об извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в порядке установленном ст. 25.1 КоАП РФ не содержат.

Так извещение о дате рассмотрения протокола об административном правонарушении было направлено ФИО1 налоговым органом по месту ее жительства: <адрес>.

Согласно сведений ГКУ Волгоградской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ФИО1 26.09.2008 выписана по адресу: <адрес>.

В этой связи, при отсутствии данных об уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, оснований для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении у должностного лица административного органа не имелось.

Таким образом, при наличии сведений о ненадлежащем извещении ФИО1, так как налоговому органу на момент вынесения оспариваемого постановления было известно, что ФИО1 снята с регистрационного учета с 2008 г. по адресу, которому ее уведомляли, ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа.

С учетом указанных обстоятельств постановление Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области №34591928137484100004 от 16.01.2020 в отношении ФИО1 не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Доводы возражений, представленных Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области, о том, что согласно ответам на запросы ФИО1 в 2008 году выписана с последнего известного адреса места жительства: <...>, при этом информация о выбытии налогоплательщика за пределы территории РФ не представлена, в связи с чем ФИО1 по указанному адресу извещена надлежащим образом, судья считает несостоятельными.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса.

По изложенным выше мотивам постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

протест заместителя прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда Казаченковой Н.В. на постановление Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области №34591928137484100004 от 16.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении ФИО1, – удовлетворить.

Постановление Межрайонной ИФНС №9 по Волгоградской области №34591928137484100004 от 16.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток, со дня получения или вручения, через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья: А.Г. Кудрявцева