ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-130/2022 от 07.09.2022 Шекснинского районного суда (Вологодская область)

РЕШЕНИЕ

07 сентября 2022 года поселок Шексна

Судья Шекснинского районного суда Вологодской области Денисова А.В., С участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО13, действующей не основании доверенности, рассмотрев жалобу руководителя администрации Шекснинского муниципального района ФИО9 на постановление заместителя начальника Департамента финансов ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя начальника Департамента финансов ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ руководитель администрации Шекснинского муниципального района ФИО9 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в том, что, согласно отчету о расходах от ДД.ММ.ГГГГ, отчету о достижении значений показателей результативности от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о ходе реализации Подпрограммы от ДД.ММ.ГГГГ за 2020 год, в нарушение подпункта «д» пункта 3.2, пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета показатель результативности «Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях» в размере 504 кв.м не был выполнен: фактическое значение показателя результативности – 0 кв.м. Постановлением руководителю администрации Шекснинского муниципального района ФИО9 назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Не согласившись с постановлением, ФИО9 обратился с жалобой, в которой просит признать постановление незаконным, необоснованным и отменить. Свои требования обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов и администрацией Шекснинского муниципального района было заключено Соглашение «О предоставлении субсидии из областного бюджета ( включая субсидию из федерального бюджета) бюджету муниципального образования области» (далее - Соглашение). В соответствии с указанным Соглашением, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Шекснинского муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2020 году 8 376 984 рубля. Размер показателя результативности «Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях» по итогам должен составить 396 кв.м. На основании данного Соглашения, а также в соответствии с Правилами предоставления и расходования субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, утвержденными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка на 2013-2020 годы» в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат были включены: ФИО5 – 72 кв.м (1 523 088 рублей), ФИО2 – 90 кв.м (1 903 860 рублей), ФИО15. – 72 кв.м (1 523 088 рублей), ФИО3 – 54 кв.м (1 142 316 рублей), ФИО6 – 54 кв.м (1 142 315 рублей), ФИО12 – 54 кв.м (1 142 316 рублей). ФИО12 в связи со сменой территориального места жительства была исключена из сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях. Вместо ФИО12 в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, была включена ФИО4 (72 кв.м – 1 523 088 рублей). ДД.ММ.ГГГГ было заключено Дополнительное соглашение к Соглашению «О предоставлении субсидии из областного бюджета (включая субсидию из федерального бюджета) бюджету муниципального образования области» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Шекснинского муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, должен был составить в 2020 году 8 757 756 рублей. Размер показателя результативности «Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях» по итогам должен был составить 414 кв.м. Затем в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат дополнительно была включена ФИО8 (90 кв.м – 1 903 860 рублей). ДД.ММ.ГГГГ было заключено Дополнительное соглашение к Соглашению «О предоставлении субсидии из областного бюджета (включая субсидию из федерального бюджета) бюджету муниципального образования области» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Шекснинского муниципального района на финансовое обеспечение расходных обязательств в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, должен был составить в 2020 году 10 661 616 рублей. Размер показателя результативности «Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях», по итогам должен был составить 504 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шекснинского муниципального района и ПАО Сбербанк было заключено Соглашение «Об участии в реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях». Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с «Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях» и «Положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях». Свидетельства участников мероприятий по улучшению жилищных условий по Шекснинскому муниципальному району, граждан проживающих на сельских территориях, были выданы: ФИО2 (строительство жилого дома) ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (строительство жилого дома) – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 (строительство жилого дома) – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 (строительство жилого дома) – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 (строительство жилого дома) – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 (строительство жилого дома) – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 (приобретение жилого помещения) – ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Приказом Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов «Об утверждении формы Договора» от ДД.ММ.ГГГГ, с вышеуказанными лицами были заключены Договоры «Об обеспечении жильем граждан, проживающих на сельских территориях, с использованием средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья». Согласно Договорам об обеспечении жильем указанных граждан, участник Подпрограммы при строительстве жилого дома обязуется оформить жилое помещение в собственность в течение трех лет с даты выдачи Свидетельства. Согласно Договорам об обеспечении жильем граждан, проживающих на сельских территориях, с использованием средств социальной выплаты на приобретение жилья (п.2.2.4), участник Подпрограммы при приобретении жилого помещения обязуется оформить жилое помещение в собственность в течение одного года с даты выдачи Свидетельства. Соглашением «О предоставлении субсидии из областного бюджета (включая субсидию из федерального бюджета) бюджету муниципального образования области» от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительными Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к нему, не было учтено условие, согласно которому размер показателя результативности «Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях» при использовании средств социальной выплаты на строительство жилья должен быть выполнен по истечении трех лет со дня получения Свидетельства. В связи с тем, что большая часть Свидетельств по Государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» была выдана на строительство жилья, срок выполнения итогового показателя по данным Свидетельствам истекает в марте, мае 2023 года. Что касается Свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО8 на приобретение жилого помещения, то, согласно Договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с типовым Договором, утвержденным Приказом Департамента сельского хозяйства и подводных ресурсов «Об утверждении формы Договора» от ДД.ММ.ГГГГ, срок оформления жилого помещения в собственность истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее субсидия предоставлялась гражданам, проживающим на сельских территориях в рамках целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка на 2013-2020 годы», указанная программа прекратила свое действие в 2019 году, однако граждане, получившие свидетельства на строительство и осуществлявшие строительство жилья по этой программе, фактически ввели в эксплуатацию жилье в 2020 году в период действия новой Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий » государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка на 2013-2020 годы», размер показателя результативности по данным Свидетельствам составляет 248, 1 кв.м, о чем было направлено информационное письмо в Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов . Жилые дома, фактически введенные в эксплуатацию в 2020 году, не были приняты во внимание. Полагал, что в период перехода от одной программы к другой, не были предусмотрены ситуации, связанные с учетом жилья, введенного в эксплуатацию после окончания мероприятий, ранее действовавшей программы. В связи со сложившейся ситуацией администрация района неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) направляла предложения в Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов о возможности внесения изменений в ранее заключенные Соглашения в части урегулирования срока сдачи объектов строительства гражданами, условиями Договоров с которыми, предусмотрены сроки строительства, отличные от сроков предоставления отчетности по достижению значений показателей результативности использования субсидии для приведения соглашения в соответствии с Договорами, заключенными с гражданами, участниками мероприятий по улучшению жилищных условий.

В судебном заседании представитель ФИО9ФИО13, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила ее удовлетворить.

Суд, выслушав представителя ФИО13, изучив материалы дела, полагает, что жалоба руководителя администрации Шекснинского муниципального района ФИО9 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Судом установлено, что, действительно, по отчету о расходах от ДД.ММ.ГГГГ, отчету о достижении значений показателей результативности от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о ходе реализации Подпрограммы от ДД.ММ.ГГГГ за 2020 год, в нарушение подпункта «д» пункта 3.2, пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета, показатель результативности «Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях» в размере 504 кв.м не был выполнен: фактическое значение показателя результативности – указано 0 кв.м. При этом установлено, что в 2020 году в введено 248, 1 кв.м по условиям предоставления субсидий по целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка на 2013-2020 годы», которые нигде не были учтены. Кроме того, установлено, что межбюджетные трансферты, предоставленные по Соглашению «О предоставлении субсидии из областного бюджета ( включая субсидию из федерального бюджета) бюджету муниципального образования области» и дополнительным Соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ распределены в соответствии с их целевым назначением на строительство жилых домов гражданам: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6ФИО7, и приобретение жилого помещения гражданке: ФИО8, что подтверждается свидетельствами, выданными указанным гражданам в 2020 году. Вследствие того обстоятельства, что, в соответствии с условиями типовых договоров об обеспечении жильем указанных граждан, участник Подпрограммы при строительстве жилого дома обязуется оформить жилое помещение в собственность в течение трех лет с даты выдачи Свидетельства, а в соответствии с условиями договора об обеспечении жильем граждан, проживающих на сельских территориях, с использованием средств социальной выплаты на приобретение жилья (п.2.2.4), участник Подпрограммы при приобретении жилого помещения обязуется оформить жилое помещение в собственность в течение одного года с даты выдачи Свидетельства, на дату составления отчетной документации в декабре 2020 года и январе 2021 года, значение показателя результативности «Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях» не могло быть указано иначе как «0», что само по себе не свидетельствует о нецелевом расходовании бюджетных средств. Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает, что допущенное нарушение носит формальный характер, не причиняет какого-либо ущерба охраняемым общественным отношениям, не отражает фактического положения дел по распределению межбюджетных трансфертов, связано с разночтениями в текстах Соглашений, по которым предоставляются межбюджетные трансферты, и текстах типовых договоров, заключаемых между администрацией и гражданами, имеющими право на социальную выплату, и, в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть признано малозначительным. В соответствии с абзацем 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признание административного правонарушения малозначительным является основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

жалобу руководителя администрации Шекснинского муниципального района ФИО9 - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Департамента финансов ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении руководителя администрации Шекснинского муниципального района ФИО9 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения. Освободить ФИО9 от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Вологодского областного суда в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья ФИО11