ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-130/2023 от 17.07.2023 Магаданского городского суда (Магаданская область)

№ 12- 130/2023

РЕШЕНИЕ

17 июля 2023 г. г. Магадан

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Ли А.В., с участием защитника юридического лица ФИО1, действующей на основании доверенности от 10.01.2023 № 2, которой разъяснены права, предусмотренные ч. 5 ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

транспортного прокурора Друппова В.В., представившего служебное удостоверение ,

должностного лица административного органа ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «МАГАДАННЕФТО» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 19-01/2023 от 24 мая 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.50 КоАП РФ в отношении юридического лица –

общества с ограниченной ответственностью «МАГАДАННЕФТО», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>,

ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

заявления, ходатайства отсутствуют, отводов не заявлено,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 19-01/2023 от 24.05.2023 юридическое лицо – ООО «МАГАДАННЕФТО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.50 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей в виду того, что утвержденный приказом генерального директора ООО «МАГАДАННЕФТО» от 16.11.2022 № 150 План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на причале № 7 и нефтепирсе, используемых ООО «МАГАДАННЕФТО» на акватории бухты ФИО3, не соответствует Правилам организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2366 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ».

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «МАГАДАННЕФТО» обратилось в Магаданский городской суд с жалобой, в которой ссылается на то, что согласно Постановлению Дальневосточного межрегиональным управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о назначении административного наказания от 15.12.2022 № 19-30/2022 Заявитель признан виновным в том, что не утвердил в установленном порядке План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах при их перевалке на причале № 7 в морском торговом порту. За совершение указанного деяния заявителю было назначено наказание в виде предупреждения.

В целях устранения указанного нарушения Заявителем заключен договор с ООО <данные изъяты> на разработку и согласование плана ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов сроком исполнения до 31.08.2023, проведены переговоры с ФГБУ <данные изъяты> об обеспечении мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти силами и средствами аттестованного аварийно-спасательного формирования, в том числе о согласовании предварительных сроков проведения тренировочных учений перед утверждением Плана.

В связи с тем, что разработка нового Плана и утверждение его в установленном законом порядке носят длительный характер, приказом генерального директора ООО «МАГАДАННЕФТО» от 16.11.2022 № 150 утвержден План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на причале, используемом ООО «МАГАДАННЕФТО», в новой редакции.

03.12.2020 согласно Плану проведения тренировочного учения ООО «МАГАДАННЕФТО» перед утверждением Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на причале, используемом ООО «МАГАДАННЕФТО» (на акватории бухты «ФИО3»), утвержденного генеральным директором ООО «МАГАДАННЕФТО» 17.11.2020, на причале № 7 в морском порту Магадан с соблюдением требований законодательства были проведены тренировочные учения, результаты которых признаны удовлетворительными.

11.12.2020 ООО «МАГАДАННЕФТО» было получено положительное заключение Федерального агентства морского и речного транспорта о проведении тренировочного учения перед утверждением Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на причале, используемом ООО «МАГАДАННЕФТО» (на акватории бухты «ФИО3»).

Указано, что в новую редакцию Плана внесены сведения уточняющего характера, а именно - уточнены названия причалов, формулировка «причал» заменена по тексту на формулировку «причал № 7 и нефтепирс», иных изменений в План внесено не было. Поскольку ранее тренировочные учения на причале № 7 в морском порту Магадан были проведены, положительное заключение о проведении тренировочных учений получено, полагаем повторное проведение вышеуказанных мероприятий для внесения в План уточняющих сведений нецелесообразным.

30.01.2023 в ООО «МАГАДАННЕФТО» поступило представление Магаданской транспортной прокуратуры об устранении нарушений законодательства в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Магадан (№ 02-04- 2023/Прдн16), в котором в том числе указаны замечания, которые не были отражены в представлении от 10.06.2022 № 02-04-50-2022, несмотря на то, что текст Плана, утвержденного генеральным директором ООО «МАГАДАННЕФТО» 07.12.2020, в указанной части изменен не был.

Среди замечаний - отсутствие в Плане прогнозируемых зон распространения разливов нефтепродуктов. Однако в Плане имеется раздел 5.1 «Прогнозируемые объемы и зоны распространения нефтепродуктов», который содержит геометрические характеристики возможного разлива при различной скорости ветра, применимые к случаям разлива нефтепродуктов как на нефтепирсе, так и на причале № 7.

Разделом 9 Плана предусмотрена возможность привлечения для ликвидации возможных аварийных ситуаций (в том числе нефтеразливов) сотрудников организации численностью 16 человек, назначенных приказом генерального директора. Однако, как отмечено в Постановлении о назначении административного наказания, приказ о назначении указанных лиц в ООО «МАГАДАННЕФТО» отсутствует, из чего следует, что сотрудники организации непосредственно для ликвидации разливов нефтепродуктов привлечены не будут ввиду отсутствия аттестации, в связи с чем на договорной основе привлечены аварийно-спасательные формирования, находящиеся под управлением ФГБУ <данные изъяты> (в настоящее время действует договор от 26.08.2022 № 47-АСГ-М).

ФГБУ «Морспасслужба» заключены два договора - договор с индивидуальным предпринимателем ФИО6 от 11.04.2023 № 11/04/23МС, в соответствии с которым в целях проведения операций, направленных на ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, Исполнитель предоставляет рейдовый катер «Инспектор Борисов», и договор с ПАО <данные изъяты> от 12.04.2023 № 5-09/23, согласно которому предоставляется буксир «Александр Солженицын».

Для обеспечения выполнения условий договора с ООО «МАГАДАННЕФТО» между ФГБУ <данные изъяты> и АО «<данные изъяты> заключен договор от 24.10.2022 № 24/10/22М, согласно пункту 1.2.2 указанного договора в состав услуг входит обеспечение дежурной сменой Исполнителя в составе не менее 4-спасателей, для реагирования в течение 1 часа с момента поступления информации о чрезвычайной ситуации от Заказчика.

В связи с изложенным просит постановление Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.05.2023 № 19-01/2023 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере в размере 300 000 (триста тысяч) рублей отменить.

Законный представитель юридического в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен судьей надлежащим образом, в судебное заседание обеспечена явка защитника, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ судьей определено рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица с участием защитника.

Защитник ООО «МАГАДАННЕФТО» в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Полагал, постановление вынесено с нарушением требований законодательства РФ, просил постановление отменить.

Должностное лицо административного органа ФИО2 в судебном заседании полагала вынесенное постановление законным и обоснованным по доводам, изложенным в письменных возражениях на жалобу. Указала, что ООО «МАГАДАННЕФТО» осуществляется перевалка нефтепродуктов с использованием двух гидротехнических сооружений (причал № 7 и нефтепирс»), размещенных в различных местах морского порта Магадан на существенном удалении друг от друга. Тренировочные учения перед утверждением плана проводились 03.12.2020 только на причале № 7. На нефтепирсе учения проведены не были. Заключенный между ООО «МАГАДАННЕФТО» и ООО <данные изъяты> договор от 26.08.2022 № 47-АСГ-М не соответствует Плану.

Магаданский транспортный прокурор Друппов В.В. полагал постановление от 24.05.2023 № 19-01/2023 не подлежащим отмене. Указал, что в нарушение требований ч. 2.1 ст. 16.1 Закона № 155-ФЗ тренировочные учения проведены только по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов на одном объекте, при том, что План разработан в отношении двух объектов, расположенных в различных местах на значительном удалении друг от друга.

Несмотря на то, что ООО «МАГАДАННЕФТО» осуществляется перевалка нефтепродуктов с использованием двух гидротехнических сооружений, размещенных в различных местах морского порта Магадан на существенном удалении друг от друга, в Плане отсутствуют различные варианты распространения нефтяного пятна для каждого из указанных мест перевалки, только указаны расстояния до береговой полосы (магаданского пляжа) бухты ФИО3 от не идентифицированного гидротехнического сооружения. Прогнозируемые зоны распространения разливов нефтепродуктов в Плане отсутствуют, в том числе в разделе 5.1 «Прогнозируемые объемы и зоны распространения нефтепродуктов».

Планом ООО «МАГАДАННЕФТО» предусмотрено привлечение к локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов как работников предприятия, так и спасателей профессиональных аварийно-спасательного формирования ФГБУ <данные изъяты>. Так, в ходе прокурорской проверки представлен договор между ООО «МАГАДАННЕФТО» и ФГБУ <данные изъяты> на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти нефтепродуктов от 26.08.2022 № 47-АСГ-М, согласно которому исполнитель - ФГБУ <данные изъяты> предоставляет 2 резиновые лодки с подвесным мотором (вместо предусмотренных Планом четырех судов), а также не указанное в договоре количество спасателей. Документы, подтверждающие привлечение иных аварийно-спасательных формирований, предоставляющих личный состав спасателей и морские суда, ответствуют, поскольку указанные формирования ООО «МАГАДАННЕФТО» не привлекались. Предусмотренный Планом приказ о привлечении 16 работников организации к ликвидации и локализации разливов нефтепродуктов также отсутствует, нештатное аварийно-спасательное формирование в организации не создано.

Договоры между ФГБУ <данные изъяты> и ИП ФИО7., ПАО <данные изъяты> и АО <данные изъяты>, на которые заявитель ссылается в своей жалобе, не свидетельствуют о привлечении ООО «Магаданнефто» дополнительных сил и средств аварийно-спасательных формирований, поскольку ООО «МАГАДАННЕФТО» не является стороной данных договоров, ФГБУ <данные изъяты> не обязано предоставлять никаких дополнительных сил из средств кроме тех, что указаны в договоре от 26.08.2022 № 47-АСГ-М.

Таким образом, План ООО «МАГАДАННЕФТО» введен в действие после внесения изменений с грубым нарушением требований законодательства, без проведения тренировочных учений. Планом предусмотрен определенный количественный состав сил и средств для предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов, однако фактическое привлечение соответствующих сил и средств не обеспечено, документы, подтверждающие обратное, к Плану не приложены, План носит абстрактных характер, не может быть реализован на практике, т.е. не является исполнимым.

На основании изложенного просил оставить жалобу ООО «МАГАДАННЕФТО» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 о назначении административного наказания от 24.05.2023 № 19-01/2023 без удовлетворения, а обжалуемое постановление - без изменения.

Проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, должностного лица административного органа и Магаданского транспортного прокурора, исследовав материалы настоящего дела, судья приходит к следующему.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ) к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2.1).

Утверждение вносимых изменений в план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется эксплуатирующей организацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ч. 3).

Пунктами 1 и 4 ч. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ установлено, что эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана:

- выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования. Требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, определяемыми соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2366 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ» утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ (далее Правила № 2366).

Согласно п. 3. Правил № 2366 План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующей организации должен содержать следующие разделы с изложением в них соответствующей информации:

а) общие сведения об эксплуатирующей организации, в том числе о видах деятельности, для осуществления которых разработан план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

б) сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;

в) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов;

г) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (с учетом проектных решений по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения;

д) перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;

е) действия собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - собственные и (или) привлекаемые аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования);

ж) расчет достаточности собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий;

з) состав собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;

и) расчетное время (сроки) ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;

к) схема оповещения, схема организации управления и связи при разливах нефти и нефтепродуктов;

л) мероприятия по организации временного хранения и транспортировки собранной нефти и нефтепродуктов;

м) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которыми проводится документирование работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Пунктом 4 Правил № 2366 предусмотрено, что к плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующей организации прилагаются копии следующих документов:

документы о наличии собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

документы об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и паспорт аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований);

лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I - IV классов опасности, в том числе подрядных организаций.

Таким образом, действующим нормативно-правовым регулированием предусмотрено указание в планах предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов конкретных сил и средств, созданных эксплуатирующей организацией либо привлеченных на договорной основе. План является руководством для ликвидации чрезвычайных ситуаций и носит прикладной характер, приложениями к нему должны являться документы, подтверждающие его фактическую исполнимость.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.50 КоАП РФ представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию), либо неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неосуществление мероприятий, предусмотренных указанным планом, либо неисполнение обязанности создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления деятельности, в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, или систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие установленным требованиям, либо неисполнение обязанности подтвердить финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неисполнение обязанности иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Эти данные, в соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Как установлено должностным лицом и следует из материалов дела, 21.11.2013 ООО «МАГАДАННЕФТО» выдана лицензия серии МР-4 № 001141 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через нефтебазу.

Приложением № 2 определен перечень производственных объектов, используемых ООО «МАГАДАННЕФТО» при осуществлении лицензируемого вида деятельности: 1) часть нефтепирса литер Х в бухте ФИО3, площадью 10,0 кв.м. морского порта Магадан, 2) часть причала № 7, площадью 8,0 кв.м., инв. № 8697, лит. IV морского порта Магадан.

В связи с тем, что в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ акватории морских портов отнесены к внутренним морским водам ООО «МАГАДАННЕФТО» обязано иметь План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при их перевалке на причале № 7 и нефтепирсе в морском порту Магадан.

03.12.2020 составлен и подписан акт проверки соответствия тренировочных учений перед утверждением Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «МАГАДАННЕФТО» требованиям законодательства РФ, согласно которому результаты проведенных ООО «МАГАДАННЕФТО» 03.12.2020 тренировочных мероприятий признаны удовлетворительными. Учения проведены на причале № 7. Данный факт сторонами не оспаривался.

Приказом № 146 от 11.12.2020 утвержден План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на причале, используемом ООО «МАГАДАННЕФТО» (на акватории бухты ФИО3).

10.06.2022 магаданским транспортным прокурором в адрес ООО «МАГАДАННЕФТО» вынесено представление № 02-04-50-2022 об устранении нарушений законодательства в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Магадан.

15.12.2022 постановлением № 19-30/2022 ООО «МАГАДАННЕФТО» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.50 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, назначено наказание в виде предупреждения.

Приказом № 150 от 16.11.2022 о внесении изменений в План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов утвержден План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на причале № 7 и нефтепирсе, используемых ООО «МАГАДАННЕФТО» (на акватории бухты ФИО3) в новой редакции.

В ходе проверки Магаданской транспортной прокуратурой устранения ООО «МАГАДАННЕФТО» нарушений, указанных в представлении от 10.06.2022 № 02-04-50-2022, выявлены нарушения законодательства в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морского порта Магадан.

Перед утверждением Плана в новой редакции тренировочные учения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, не проводились, положительное заключение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, в порядке, установленном Правительством РФ, не получено.

В нарушение пп. б, г, е п. 3 Правил предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на причале, используемом ООО «МАГАДАННЕФТО», утвержденный генеральным директором ООО «МАГАДАННЕФТО» 07.12.2020, не содержит сведения о прогнозируемых зонах распространения разливов нефти и нефтепродуктов.

Также в качестве потенциального источника разлива нефтепродуктов в Плане учитываются танкеры «Игрим» и «Паларис», в то время как в настоящее время доставка нефтепродуктов в морской порт Магадан осуществляется танкерами «Бухта Гертнера» и «Бухта ФИО3» с иными техническими характеристиками.

Также установлено, что Планом предусмотрено привлечение к ликвидации разливов нефтепродуктов 16 подготовленных сотрудников организации, которые определяются приказом руководителя ООО «МАГАДАННЕФТО». Вместе с тем при проведении проверки приказ о назначении указанных лиц не представлен. Более того, аттестованное внештатное аварийно-спасательное формирование вопреки требованиям ч.ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в организации отсутствует.

Также в Плане приводится состав сил и средств, привлечение которых обеспечивает решение задач по локализации и ликвидации разливов нефти и продуктов на нефтепирсе. Однако, в ходе проверки установлено, что имеющийся в наличии состав сил и средств не соответствует предусмотренному Планом. Более того, в заключенном между ООО «МАГАДАННЕФТО» и ООО <данные изъяты> договоре оказания услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов от 26.08.2022 № 47- АСГ-М не указано количество спасателей, привлекаемых к реализации Плана, что не позволяет сделать вывод о привлечении организацией сил профессионального аварийно-спасательного образования в количестве, соответствующем Плану. Кроме того, в договоре не указано место базирования сил и средств ООО <данные изъяты>, вследствие чего отсутствует возможность определить порядок выдвижения указанных сил и средств и время их прибытия в зону чрезвычайной ситуации.

В связи с выявленными нарушениями генеральному директору ООО «МАГАДАННЕФТО» выдано представление от 30.01.2023 3 02-04-2023/Прдп16.

Согласно сообщению генерального директора ООО «МАГАДАННЕФТО» № 211/1 от 06.03.2023 по результатам рассмотрения представления приняты следующие меры: 1) заключен договор с ООО <данные изъяты> на разработку и согласование плана ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов сроком исполнения до 31.08.2023; 2) проведены переговоры с ФГБУ <данные изъяты> об обеспечении мероприятий ЛРН силами и средствами аттестованного аварийно-спасательного формирования; 3) должностное лицо, допустившее нарушения действующего законодательства, перечисленные в представлении, привлечено к дисциплинарной ответственности.

Ввиду выявленных нарушений в отношении юридического лица – ООО «МАГАДАННЕФТО» 07.04.2023 магаданским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.50 КоАП РФ.

24.05.2023 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 вынесено постановление № 19-01/2023 о привлечении юридического лица – ООО «МАГАДАННЕФТО» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.50 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица – ООО «МАГАДАННЕФТО» во вменяемом правонарушении подтверждаются собранными по делу доказательствами: материалами проверки Магаданской транспортной прокуратуры, Планом по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на причале № 7 и нефтепирсе, используемых ООО «МАГАДАННЕФТО» (акватория бухты ФИО3), постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 07.04.2023, постановлением о назначении административного наказания от 15.12.2022 № 19-30/2022.

Довод заявителя о том, что у ООО «МАГАДАННЕФТО» отсутствовала обязанность проводить тренировочное учение после внесения в план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на причале № 7 и нефтепирсе, используемых ООО «МАГАДАННЕФТО» (на акватории бухты Нагаево) изменений, поскольку ранее тренировочное учение уже проводилось, не обоснован.

Приказом Министерства транспорта РФ от 27.11.2020 № 522 утвержден Порядок проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков).

Согласно п. 21 указанного Порядка проведение тренировочных учений не требуется при внесении заявителем изменений в утвержденный план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, за исключением внесения следующих изменений: изменения максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (в сторону увеличения); изменения расчета достаточности состава сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (в сторону уменьшения количественного состава сил и средств и (или) снижения технических характеристик судов и оборудования); изменения расчетного времени (сроков) ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (в сторону увеличения); замены аварийно-спасательной службы (формирования), обеспечивающей (обеспечивающего) выполнение мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; изменения мест проведения деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов; замены организации, обеспечивающей выполнение мероприятий по организации временного хранения, транспортировке и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов.

В План внесены изменения - указан еще один объект - причал № 7 морского порта Магадан, при том, что План разработан в отношении двух объектов, расположенных в различных местах на значительном удалении друг от друга, тренировочные учения проведены только по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов на одном объекте. При внесении изменений в План вопреки вышеуказанным требованиям законодательства тренировочные учения на втором объекте – нефтепирсе - не проводились.

Довод о том, что в Плане имеется раздел 5.1 «Прогнозируемые объемы и зоны распространения нефтепродуктов», который содержит геометрические характеристики возможного разлива при различной скорости ветра, применимые к случаям разлива нефтепродуктов как на нефтепирсе, так и на причале № 7, также отклоняется судом, в силу того, что несмотря на то, что ООО «МАГАДАННЕФТО» осуществляется перевалка нефтепродуктов с использованием двух гидротехнических сооружений, размещенных в различных местах морского порта Магадан на существенном удалении друг от друга, в Плане отсутствуют различные варианты распространения нефтяного пятна для каждого из указанных мест перевалки, только указаны расстояния до береговой полосы (магаданского пляжа) бухты ФИО3 от не идентифицированного гидротехнического сооружения. Прогнозируемые зоны распространения разливов нефтепродуктов в Плане отсутствуют, в том числе в разделе 5.1 «Прогнозируемые объемы и зоны распространения нефтепродуктов».

Между тем, как установлено пп. «г» п. 5 Правил № 2451 план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (с учетом проектных решений по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения (с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей места расположения объекта). По Плану свою деятельность ООО «МАГАДАННЕФТО» осуществляет на двух объектах.

Не освобождает от административной ответственности и довод заявителя о том, что в ООО «МАГАДАННЕФТО» отсутствует аттестованное аварийно- спасательное формирование, поэтому предусмотренные Планом 16 сотрудников организации к действиям по ликвидации аварийной ситуации привлекаться не будут. Для этих целей привлечено профессиональное аварийно-спасательное формирование ФГБУ <данные изъяты>. Не предусмотренные договором между ООО «МАГАДАННЕФТО» и ФГБУ «Морспасслужба» силы и средства будут привлечены к ликвидации и локализации разливов нефтепродуктов по договорам между ФГБУ <данные изъяты> и ИП ФИО8., а также ПАО <данные изъяты>. Кроме того, между ООО «МАГАДАННЕФТО» и АО <данные изъяты> заключен договор, в соответствии с которым для ликвидации разливов нефтепродуктов на объектах ООО «МАГАДАННЕФТО» АО <данные изъяты> предоставляет дежурную смену в составе не менее 4 спасателей.

Планом ООО «МАГАДАННЕФТО» предусмотрено привлечение к локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов как работников предприятия, так и спасателей профессиональных аварийно-спасательного формирования ФГБУ <данные изъяты>. Так, в ходе прокурорской проверки представлен договор между ООО «Магаданнефто» и ФГБУ <данные изъяты> на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти нефтепродуктов от 26.08.2022 № 47-АСГ-М, согласно которому исполнитель - ФГБУ <данные изъяты> предоставляет 2 резиновые лодки с подвесным мотором (вместо предусмотренных Планом четырех судов), а также не указанное в договоре количество спасателей. Документы, подтверждающие привлечение иных аварийно-спасательных формирований, предоставляющих личный состав спасателей и морские суда, отсутствуют, поскольку указанные формирования ООО «МАГАДАННЕФТО» не привлекались. Предусмотренный Планом приказ о привлечении 16 работников организации к ликвидации и локализации разливов нефтепродуктов также отсутствует, нештатное аварийно-спасательное формирование в организации не создано.

Конкретные силы и средства, дополнительно привлекаемые ФГБУ <данные изъяты> в количестве, установленном Планом, основания такого привлечения в договоре от 26.08.2022 № 47-АСГ-М не указаны.

Кроме того, пп. «з» п. 5 Правил № 2366 обязывает указывать в Плане состав собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов, а п. 4 Правил № 2366 – прикладывать к Плану не только документы о наличии собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, но и документы об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и паспорт аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований); лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I - IV классов опасности, в том числе подрядных организаций.

Данные документы к Плану ООО «МАГАДАННЕФТО» не приложены.

Более того, договоры между ФГБУ <данные изъяты> и ПАО <данные изъяты>, ИП ФИО9 заключены после вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в договоре с АО <данные изъяты> имеется требование о наличии действующего на период оказания услуг Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (Свидетельство профессионального аварийно-спасательного формирования), выданного аттестационной комиссией, в том числе поисково-спасательные работы, газоспасательные работы, однако указанные документы к договору не приложены.

Наказание ООО «МАГАДАННЕФТО» назначено с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, что соответствует требованиям ст. 4.1 КоАП РФ. Наказание юридическому лицу назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 8.50 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив собранные в деле доказательства и установив юридически значимые обстоятельства прихожу к выводу, что выводы должностного лица о виновности ООО «МАГАДАННЕФТО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.50 КоАП РФ, сомнений не вызывают, являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доказательства, на основании которых установлена виновность ООО «МАГАДАННЕФТО», получены уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 КоАП РФ. Оснований для признания доказательств по делу недопустимыми не имеется.

Каких-либо противоречий материалы дела не содержат. Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность обжалуемого постановления, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, на квалификацию совершенного ООО «МАГАДАННЕФТО» деяния не влияют и не могут повлечь за собой отмену состоявшегося постановления.

Постановление вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, поскольку должностным лицом не нарушены нормы процессуального права при рассмотрении настоящего дела, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ являются основанием к отмене или изменению постановления, правовых оснований к пересмотру обжалуемого постановления по доводам жалобы и материалам административного дела не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 19-01/2023 от 24 мая 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.50 КоАП РФ в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «МАГАДАННЕФТО» оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «МАГАДАННЕФТО» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано в том же порядке прокурором.

Судья А.В. Ли

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>