ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-131 от 31.12.9999 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-131/11

РЕШЕНИЕ

Дата город Мурманск

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Кулдыкин А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Амплеева В.И. на постановление Государственной морской инспекции пограничного управления ФСБ России по Мурманской области по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

Амплеев В.И. обратился в суд с жалобой на постановление Государственной морской инспекции пограничного управления ФСБ России по Мурманской области по делу об административном правонарушении, которым он, как капитан-директор судна М-№ **, привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в виде штрафа 30 000 рублей.

В обоснование указал, что вывод ПУ ФСБ по МО о том, что в его действиях имеется состав административного правонарушения по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является необоснованным. Как указано в постановлении: «.... судно М-№ ** при следовании от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации до государственной границы Российской Федерации в период времени с 20:32 мск по 21:32 мск маневрировало в территориальном море РФ в средних географических координатах . Однако законодательство, на которое ссылается административный орган, не содержит определений «маневрирование». Не подлежит применению ссылка административного органа на часть 2 статьи 10 Закона № 155-ФЗ, поскольку данное положение законодательства устанавливает требования к проходу через территориальное море, который должен быть непрерывным и быстрым. Ограничений по маневрированию судов данная норма не устанавливает. Довод административного органа о том, что материалами дела об административном правонарушении установлено, что судно М-№ ** Дата при следовании от пункта пропуска через Государственную границу до Государственной границы Российской Федерации произвело остановку в территориальном море Российской Федерации без соответствующего на то разрешения Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области, не соответствует действительности. Согласно МППСС-72 термин «на ходу» означает, что судно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу и не стоит на мели». Изложенные в постановлении фактические обстоятельства дела, как раз подтверждают, что судно М-№ ** весь период времени находилось на ходу, то есть, не допускало остановку в территориальных водах. Амплеев В.И. в объяснениях при составлении протокола пояснил, что Дата в ГД возникла неисправность, в связи с чем, судно легло в дрейф, однако, продолжало движение. В Постановлении ПУ ФСБ по МО порядок захода и пребывания судов во внутренних морских водах, территориальном море России определен «Режимом плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях (сводное описание)» книга 4140, изданным по материалам, представленным Гидрографической службой Краснознаменного Северного флота, откорректированным по извещениям мореплавателям Управления навигации и океанографии Министерства обороны по выпуску № 30 от 22 июля 2006. Указанный Режим определяет порядок захода и пребывания во внутренних морских водах военных кораблей и других судов, эксплуатируемых в коммерческих и некоммерческих целях, и распространяется на все корабли и суда вне зависимости от ведомственной принадлежности форм собственности. По мнению ПУ ФСБ по МО пребывание и следование в территориальном море России всеми кораблями и судами вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности должно совершаться без остановки, непрерывно, быстро и только по установленным путям движения судов. Полагает, что из указанного документа - Режима плавания - не следует, что он издан во исполнение требований Закона о Государственной границе, Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а значит, применяться к указанным правоотношениям не может. Просил отменить постановление № **от Дата по делу об административном правонарушении как незаконное и прекратить производство по делу.

В судебное заседание заявитель Амплеев В.И. и его представитель не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Представитель Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области А. в судебном заседании с жалобой не согласилась. Указала, что капитан судна нарушил порядок следования судна через Государственную границу РФ, снизив скорость, изменив курс и прекратив движение, осуществлял маневрирование в территориальных водах РФ, не следовал рекомендованными путями, чем нарушил Режим плавания судов в Баренцевом море. Полагала постановление законным и обоснованным.

Судья, выслушав представителя административного округа, исследовав материалы дела, материалы административного производства № **, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом противоправного посягательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.1 КоАП РФ, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Субъектами данного административного правонарушения являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также должностные лица, ответственные за соблюдение правил, регулирующих режим Государственной границы РФ.

Субъективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения выражается в форме прямого умысла или неосторожности.

Объективной стороной правонарушения является нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, порядка следования от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного рассмотрения дела является наличие состава в действиях должностного лица -капитана судна М-№ ** административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.1 КоАП РФ.

Капитан судна М-№ ** Амплеев В.И. является должностным лицом, уполномоченным обеспечивать порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Закон РФ от Дата N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» устанавливает понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяет порядок ее пересечения.

Согласно статье 1 названного закона Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 2 ФЗ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Исходя из смысла статьи 3 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации. При этом охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

В соответствии с пунктом «в» части 7 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», судам, указанным в части шестой настоящей статьи, к которым относятся российские суда, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещается (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации): остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.

При этом в силу пункта «в» части 13 статьи 9 указанного Закона не является нарушением правил пересечения Государственной границы вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств, в том числе сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях.

Капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного (озерного) порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

В судебном заседании установлено, что Дата в отношении капитана судна М-№ ** Амплеева В.И составлен протокол об административном правонарушении № ** за нарушение порядка следования от пункта пропуска через Государственную границу до Государственной границы РФ, а именно, требований пункта «в» части 7 статьи 9 Федерального закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе РФ» и части 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» при следующих обстоятельствах: Дата судно М-№ **, принадлежащее ООО ***, под управлением капитана Амплеева В.И., при следовании от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы в период времени с 20:32 мск маневрировало в территориальном море РФ в средних географических координатах .

Протокол составлен уполномоченным должностным лицом пограничного органа, в пределах компетенции.

Протокол составлен в присутствии Амплеева В.И.

В протоколе об административном правонарушении отражены все существенные условия, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволяющие установить дату и место его составления, должность, фамилию, инициалы лица, его составившего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, необходимое для его правильной квалификации, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение лица в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, сделаны отметки о разъяснении ему прав и обязанностей, о чем ими проставлена подпись в протоколе, с протоколом Амплеев В.И. ознакомлен, был не согласен с протоколом, его копию получил также лично под роспись в день вынесения.

Протоколом об административном правонарушении № ** от Дата установлено, что Дата судно М-№ **, принадлежащее ООО ***, под управлением капитана Амплеева В.И., при следовании от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы в период времени с 20:32 мск маневрировало в территориальном море РФ в средних географических координатах .

Из протокола следует, что должностное лицо - капитан судна М-№ ** Амплеев В.И. своими действиями нарушил порядок следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, то есть, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По факту вменяемого правонарушения Амплеев В.И. при составлении протокола дал объяснения, согласно которым после выхода судна из Кольского залива произошла поломка (разрегулировка) главного двигателя, старший механик потребовал остановки главного двигателя для смены форсунок. Обороты главного двигателя стали падать, что повлекло не управляемость судном и было принято решение для устранения неполадок в дрейфе. По его команде Дата в 18 часов мск остановлен главный двигатель и судно легло в дрейф, в 18:45 запустили главный двигатель и дали малый ход - приступили к регулировке главного двигателя на ходу. Уведомление в ПУ ФСБ, капитану порта он не подавал, так как угрозы судну, экипажу не было. Судно оставалось на плаву. Об остановке он сообщил по УВК береговому посту , где указал координаты остановки и причину остановки, также по телефону сообщил главному инженеру ООО ***. Считает, что остановка была вызвана форс-мажорными обстоятельствами.

Дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на Дата в 14:30 часов, Амплеев В.И лично был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается его росписью в получении, выполненной в протоколе.

В период производства по делу об административном правонарушении Амплеев В.И. с материалами дела не знакомился, других объяснений, доказательств не представил.

Дата старшим специалистом по административному производству подразделения процессуальной деятельности Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области в отношении Амплеева В.И. в отсутствии Амплеева В.И. вынесено постановление № ** о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Начальником штаба Северного флота 09.11.2006 года утвержден и действует Режим плавания судов в Баренцевом, Белом и Карском морях, которым для всех мореплавателей установлены рекомендованные пути следования и общие указания по выполнению Режима плавания.

В судебном заседании установлено, что Дата судно М-№ **, принадлежащее ООО ***, под управлением капитана Амплеева В.И., при следовании от пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации до Государственной границы в период времени с 20:32 мск по 21:32 мск маневрировало в территориальном море РФ в средних географических координатах , при следовании к линии Государственной границы и далее в течение часа двигалось переменными курсами с расчетной скоростью 0,74 узла в средних географических координатах . Судно осуществило остановку, отключение главного двигателя, легло в дрейф.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

- выпиской из судового журнала судна М-№ ** за Дата, согласно которой в 18.00 был остановлен главный двигатель, судно легло в дрейф, объяснениями Амплеева В.И., из которых следует, что судно легло в дрейф по его команде, уведомления в контролирующие органы не подавались, распечатками позиций и маршрутом движения судна М-№ ** за Дата по данным спутникового мониторинга Западного филиала ФГУ *****, распечатками позиций судна М-№ ** за период с 15:32 UTC Дата по 21:34 UTC Дата.

Согласно распечаткам спутниковых данных о позиции судна М-№ ** за период с 15:32 UTC Дата по 212:34 UTC Дата и траектории его перемещения, представленных ФГУ Западного филиала ***** от Дата № **, согласно которым анализ позиционирования и скоростной режим показывает, что судно М-№ ** за период с 17:32 UTC (20:32 мск) по 18:32 UTC (21:23 мск Дата двигался с расчетной скоростью 0,74 узла, в указанном одночасовом интервале судно могло остановиться, но в связи с дискретностью расписания передачи данных о позиции каждый час установить конкретное время и период остановки не представляется возможным

Согласно рапорту заместителя начальника координационного отдела ПУ ФСБ России по Мурманской области от Дата, судно М-№ ** при следовании из порта Мурманск на промысел в РИЭЗ, от пункта пропуска до государственной границы судно совершило остановку в территориальном море. Остановка в территориальном море не была вызвана форс-мажорными обстоятельствами.

Из материалов административного дела не усматривается наличие чрезвычайных обстоятельств, связанных с остановкой судна: несчастного случая; аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна; сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности судна; доставки спасенных людей; оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

Доводы капитана судна Амплеева В.И. о том, что судно было вынуждено остановиться вследствие неисправности главного двигателя, ничем не подтверждены и опровергаются материалами дела.

В соответствии с абзацем двенадцатым статьи 76 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.05.2009 года № 75 утверждено Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами.

Согласно пункту 7 Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами аварийные случаи с судами расследуются как аварии на море в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших, в том числе: повреждение судна; посадку судна на грунт или лишение его возможности движения либо участие судна в столкновении.

Согласно пункту 15 Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае с судном, в том числе: судовладельцу; капитану морского порта (места) регистрации судна, и в силу пунктов 18, 19 Положение о порядке расследования аварийных случаев с судами произвести необходимые действиями по фиксации всех обстоятельств произошедшего аварийного случая.

В данном случае, судом учитывается, что судно М-№ ** фактически ход не теряло, маневрировало, капитаном судна соответствующих сообщений и действий, установленных обязательным к применению вышеприведенным законодательством, не производилось, доказательств поломки главного двигателя не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения капитаном судна М-№ ** Амплеевым В.И. порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации доказан.

Довод Амплеева В.И. о том, что судно М-№ ** не совершало остановку в территориальном море РФ, под которой он понимает прекращение хода с выключением двигателя и постановкой на якорь, не может быть принят судом, поскольку основан на произвольном толковании понятия «остановка», сопряженном с понятиями «на ходу» и «стоянка на якоре», что не допустимо.

В данном случае согласно правилу 3 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года ("Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море" (COLREG) (Заключена в г. Лондоне 20.10.1972), термин "на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не отшвартовано к берегу и не стоит на мели.

Вместе с тем в указанном международном акте понятие «остановка» не раскрывается.

В оспариваемом постановление и протоколе понятие «остановка» используется с учетом того, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства судно без наличия к тому законных оснований в период времени с 17:32 UTC (20:32 мск) Дата по 18:32 UTC (21:32 мск ) Дата исключило непрерывный и быстрый проход через территориальное море, допустило значительное снижение скорости, маневрирование с переменными курсами, в том числе с переходом на противоположные курсы.

При таких обстоятельствах, понятию «остановка» соответствует преднамеренное прекращение движения транспортного средства на определенное время, в том числе и для целей маневрирования с переменными курсами, в том числе с переходом на противоположные курсы, при этом, остановка никак не ставится в зависимость от прекращения работы двигателя судна, не свидетельствует о том, что судно утратило ход в том значении, в котором оно определяется в Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года.

В ходе производства по делу и при рассмотрении жалобы каких-либо доводов, указывающих на случаи, возникшие вследствие непреодолимой силы или бедствия, а равно подтверждающих наличие объективных причин невозможности соблюдения правил пересечения Государственной границы РФ и порядка следования судном М-№ ** Дата от пункта пропуска через Государственную границу РФ до Государственной границы Российской Федерации, Амплеевым В.И. не представлено.

Таким образом, в действиях капитана судна М-№ ** Амплеева В.И. содержится состав правонарушения, предусмотренного статьей 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Амплееву В.И. административным органом в пределах санкции статьи 18.1 КоАП РФ, с учетом личности правонарушителя.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.

Следовательно, оснований к удовлетворению жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление Государственной морской инспекции пограничного управления ФСБ России по Мурманской области от Дата о привлечении капитана судна М-№ ** Амплеева В.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей, оставить без изменения, жалобу Амплеева В.И., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Кулдыкин