УИД 36MS0032-01-2021-002625-64
Дело №12-38/2022 (12-1312/2021)
РЕШЕНИЕ
31 января 2022 г. г. Воронеж
Судья Ленинского районного суда г. Воронежа Леденева И.С., с участием ФИО2, представителя Управления Роскомнадзора по Воронежской области по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда ФИО2 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Ленинском судебном районе Воронежской области - мирового судьи судебного участка №6 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 16.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.10 КоАП РФ, в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, главного редактора сетевого издания «Блокнот Воронеж» (ООО «Блокнот Медиа»),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Ленинском судебном районе Воронежской области - мирового судьи судебного участка №6 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 16.11.2021 года главный редактор сетевого издания «Блокнот Воронеж» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.10 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Как следует из постановления, ФИО2 17.09.2021 в 16 часов 34 мин по адресу: <адрес>, совершено нарушение требований п.3 ст.49 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выразившееся в следующем: опубликование в день голосования 17 сентября 2021 года на странице сетевого издания «Блокнот Воронеж» по адресу: <данные изъяты> баннера «19 СЕНТЯБРЯ 2021. ТОЛЬКО ЛДПР».
Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи от 16.11.2021, ФИО2 подал на него жалобу, считает его незаконным и необоснованным, в жалобе приводит следующие доводы.
Судом первой инстанции не исследован характер и размер ущерба, причиненного общественным интересам административным правонарушением, назначенное наказание несоразмерно характеру и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Скриншот сайта «Блокнот Воронеж» является недопустимым доказательством, так как не исключает возможности внесения изменения в отраженные на нем как дату и время, так и монтажа самого баннера, скриншот сайта не заверен надлежащим образом, на момент проведения проверки 23.09.2021 баннер на сайте «Блокнот Воронеж» обнаружен не был. Судом достоверно не установлен факт нахождения баннера на сайте «Блокнот Воронеж» 17.09.2021 г.
Указывает, что спорный баннер был аналитическим материалом для читателей и не содержал призыва голосовать за конкретного кандидата или партию, поэтому его нельзя расценивать как предвыборную агитацию.
Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка скриншоту сайта администрирования «Блокнот Воронеж», согласно которому размещение баннера прекращено в 23 часа 55 минут 16.09.2021 г. и иным представленным доказательствам отсутствия своей виновности: копии договора №11 В от 23 августа 2021г. о предоставлении за плату услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании с кандидатом в депутаты ГД ФС РФ VIII созыва по одномандатному избирательному округу Воронежская область - Правобережный одномандатный избирательный округ №88 - ФИО9, копии графика размещения с 07 сентября 2021 г. по 16 сентября 2021 г. баннера №4, ротации 25%, копии счета №10 от 17 сентября 2021 г. за размещение баннера №4 на сайте <данные изъяты> с 07 сентября 2021 г. по 16 сентября 2021 г.
Кроме того, ссылается на то, что нарушение порядка опубликования агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.5 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к ст.5.10 КоАП РФ.
Просит постановление мирового судьи судебного участка №6 в Ленинском судебном районе Воронежской области - и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 16.11.2021 г. по делу об административном правонарушении по ст.5.10 КоАП РФ в отношении него отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В дополнениях к апелляционной жалобе ФИО2 ссылается на малозначительность совершенного административного правонарушения, а также на факт привлечения ООО «Блокнот Медиа» мировым судьей судебного участка №3 в Ленинском судебном районе Воронежской области» от 08.11.2021 за одно и то же административное правонарушение, что считает противоречащим ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам, просил постановление мирового судьи отменить.
Представитель Управления Роскомнадзора по Воронежской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании полагала обжалуемое постановление мирового судьи законным и обоснованным, просила оставить жалобу ФИО2 без удовлетворения.
Судья, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, исследовав все представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно подпункту 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) агитация предвыборная (предвыборная агитация) - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности, указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.
Пунктом 2.1 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 этой статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 этой статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Пункт 2 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ предусматривает, что агитационный период - период, в течение разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона N 67-ФЗ предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд - в ноль часов по местному времени первого дня голосования.
Согласно п.3 ст.49 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования запрещается.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ №11/87 от 18.06.2021 «О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенные 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд» голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, а также - иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд -17, 18 и 19 сентября 2021 года. Таким образом, 17 сентября 2021 года является первым днем голосования.
В силу части пятой статьи 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации данным законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Статья 5.10 КоАП РФ предусматривает, что предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 17 сентября 2021 года (день голосования) на странице сетевого издания «Блокнот Воронеж» по адресу: <данные изъяты> находился баннер следующего содержания: «19 СЕНТЯБРЯ 2021. ТОЛЬКО ЛДПР», что является нарушением требований п.3 ст.49 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении главного редактора сетевого издания «Блокнот Воронеж» ФИО2 постановления от 16.11.2021 о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт размещения на странице сетевого издания «Блокнот Воронеж» агитационного баннера и его нахождение на странице сайта по состоянию на 17.09.2021 года, то есть на день проведения голосования, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств:
- обращением в Управление Роскомндзора Воронежской области уполномоченного наблюдателя от Общественной палаты Воронежской области на выборы в Государственную Думу РФ ФИО3 от 17.09.2021 года, согласно которому ею в качестве наблюдателя от Общественной палаты Воронежской области на выборах в Государственную Думу РФ была замечена незаконная агитация, на сайте Блокнот Воронеж был размещен баннер ЛДПР (л.д.17);
- ответом Избирательной комиссии Воронежской области от 24.01.2022 №01-26/36, согласно которому ФИО3 была назначена наблюдателем от Общественной палаты Воронежской области при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва для работы в дни голосования 17 – 19 сентября 2021 года;
- скриншотом страницы сетевого издания «блокнот Воронеж» с датой и временем выполнения скриншота – 17 сентября, 16:34, на котором зафиксировано нахождение баннера «19 СЕНТЯБРЯ 2021. ТОЛЬКО ЛДПР», содержащего изображение квадрата с проставленным в нем знаком «галочка», имеется указание об оплате размещения за счет средств кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Воронежская область – Правобережный одномандатный избирательный округ №88 ФИО1 (л.д.18);
- протоколом Избирательной комиссии Воронежской области от 28.09.2021 года, которая признала размещение на странице «Блокнот. Воронеж» баннера «19 СЕНТЯБРЯ 2021. ТОЛЬКО ЛДПР» на момент его фиксации 17.09.2021 года нарушающим требования ст.49 Федерального закона от 12.06.2002 №37-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- договором от 23.08.2021, заключенным между кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Воронежская область – Правобережный одномандатный избирательный округ №88 ФИО1 и ООО «Блокнот Медиа» в лице директора ФИО8 о предоставлении за плату услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании с графиком размещения (л.д. 13, 14);
- выпиской из реестра зарегистрированных СМИ (л.д.22);
- Уставом редакции сетевого издания «Блокнот Воронеж» (л.д.23-25);
- приказом ООО «Блокнот Медиа» от 02.11.2020 №19 о переводе ФИО2 на должность главного редактора отдела журналистики (л.д.26).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеуказанные обстоятельства надлежащим образом установлены мировым судьёй при вынесении обжалуемого постановления, приведенные доказательства в своей совокупности не противоречат друг другу и позволяют сделать вывод о доказанности обстоятельств, подлежащих установлению по делу.
Вопреки доводам жалобы, вышеуказанным доказательствам, в том числе скриншоту страницы сайта, представленного наблюдателем ФИО3, мировым судьей дана надлежащая оценка.
Доводы ФИО2 о том, что при изготовлении скриншота сайта могли быть изменены текущие дата и время, суд оценивает критически, поскольку на указанном скриншоте отражены дата и время как на компьютере пользователя, так и непосредственно на странице сайта – 17 сентября, 16:34, которые друг другу соответствуют, факт исполнения обязанностей наблюдателя ФИО3 в период времени 17-19.09.2021 г. подтвержден документально, данный скриншот представлен в Роскомнадзор 17.09.2021 г., в связи с чем при оценке указанных доказательств в совокупности их достоверность и допустимость у суда сомнений не вызывают.
Доказательства, представленные ФИО2, мировым судьей обоснованно не приняты во внимание, поскольку они данные доказательства не опровергают.
Довод жалобы об отсутствии агитационного характера содержания баннера «19 СЕНТЯБРЯ 2021. ТОЛЬКО ЛДПР», так как данная формулировка не несет в себе агитационный подтекст и не влияет на оценочные категории «за/против», судом отклоняется, поскольку указанный баннер исходя из его содержания имеет агитационный характер, призывающий голосовать исключительно за данную партию; кроме того, предметом договора между кандидатом в депутаты ФИО1 и ООО «Блокнот Медиа» от 23.08.2021 являлось оказание услуг по размещению в сетевом издании «Блокнот Воронеж» агитационных материалов, а именно указанного баннера.
Деяние главного редактора сетевого издания «Блокнот Воронеж» вопреки доводам жалобы и дополнительной жалобы правильно квалифицировано мировым судьей по ст.5.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО2 о том, что ООО «Блокнот Воронеж» было привлечено к административной ответственности мировым судьей судебного участка №3 в Ленинском судебном районе Воронежской области» от 08.11.2021 за то же административное правонарушение, в связи с чем привлечение его к административной ответственности противоречит ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ, суд отклоняет, так как в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу закона, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного, совершенного лицом деяния.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов или референдума. Состав данного правонарушения является формальным и для квалификации содеянного по указанной статье не требуется наступления вредных последствий.
Право избирать, быть избранными, участвовать в референдуме является одним из основных прав граждан Российской Федерации, гарантированных ст. 32 Конституции Российской Федерации. При этом совершение правонарушения, предусмотренного ст. 5.10 КоАП РФ, ставит под угрозу реализацию гражданами данных конституционных прав.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения ФИО2 от административной ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.5.10 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела, данных о личности заявителя и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюдены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы ФИО2 судья не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №7 в Ленинском судебном районе Воронежской области - мирового судьи судебного участка №6 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 16.11.2021, вынесенное в отношении главного редактора сетевого издания Блокнот Воронеж ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст.30.9, 30.13 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.С.Леденева