Дело № 12-1315/16
(в районном суде № 5-115/16) судья Ягубкина <...>
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова <...> при секретаре Васильевой <...> рассмотрев 12 июля 2016 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2016 года в отношении
Публичного акционерного общества Банк ВТБ (далее Банка ВТБ (ПАО)), ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 29;
У С Т А Н О В И Л :
24 февраля 2016 старшим уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Новороссийской таможни в отношении юридического лица – Банка ВТБ (ПАО) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, по следующим обстоятельствам.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП России, при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
25.01.2016 при производстве по делу об административном правонарушении №..., возбужденному в отношении ООО «СКФ <...>» по ч.2 ст. 16.19 КоАП России, в соответствии со ст. 26.10 КоАП России, вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в том числе сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа, а именно сведения о наличии и размере, находящихся на счетах, открытых ООО «СКФ <...>» в филиале ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в г. Санкт-Петербурге, к/с №..., БИК №..., а также о наличии ценных бумаг, принадлежащих ООО «СКФ <...>», которыми располагает филиал ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в г. Санкт-Петербурге.
26.01.2016 года указанный запрос направлен в адрес руководителя филиала ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в г. Санкт-Петербурге, расположенного по адресу: 199406, Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 78/12, литер. А сопроводительным письмом.
15.02.2016 в Новороссийскую таможню поступило письмо филиала ОПЕРУ-5 Банка ВТБ (ПАО) в г. Санкт-Петербурге от 08.02.2016 № №..., в котором сообщается, что согласно статье 857 Гражданского кодекса РФ сведения о клиенте относятся к банковской тайне. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В соответствии со ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1, документы и сведения, которые содержат банковскую тайну юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставляются кредитными организациями таможенным органам Российской Федерации в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании и Российской Федерации». Согласно ст.134 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, кающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза. В соответствии со статьей 167 Закона № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и порядком, утвержденным Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 года № 2721 «Об утверждении порядка направления таможенным органом в банки и иные кредитные организации запроса о предоставлении документов и сведений», таможенные органы имеют право запрашивать у уполномоченных банков документы, исключительно при проведении таможенной проверки. При этом, представлению подлежат документы, поименованные в ч. 1 указанной статьи, в том числе, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей). Форма и порядок направления таможенным органом запроса в банк установлена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Форма и порядок представления банками документов и сведений по запросам таможенных органов также установлены указанным выше органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. На основании изложенного сведения, указанные в определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, от 25.01.2016 года не могут быть представлены.
В соответствии со ст.26.10 КоАП России должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Ответственность за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, установлена ст. 17.7 КоАП России.
Поскольку определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, от 25.01.2016 выносилось в рамках предоставленных должностному лицу, осуществляющему производство по делу, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, то у филиала ОПЕРУ-5 Банка ВТБ (ПАО) в г. Санкт-Петербурге отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении запрашиваемых лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, сведений.
Порядок истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях, установлен приказом ФТС России от 24.04.2007 № 523 «Об утверждении Инструкции о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях».
В соответствии с разделом II Инструкции о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях, утвержденной приказом ФТС России от 24.04.2007 № 523 «Истребование сведений», должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело, для истребования из организаций сведений, необходимых для его разрешения, выносит определение об истребовании сведений. В определении следует указывать: дату и место составления определения; должность, инициалы и фамилию лица, составившего определение; номер дела; наименование и адрес лица, у которого истребуются сведения; статью 26.10 КоАП России, предусматривающую право должностного лица таможенного органа, осуществляющего производство по делу, вынести определение об истребовании сведений, необходимых для его разрешения; обстоятельства возбуждения дела; истребуемые сведения (после перечисления конкретных обстоятельств допускается использование формулировки «а также другие сведения, могущие иметь значение по делу»); срок направления истребуемых сведений в соответствии со статьей 26.10 КоАП России (при невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение); статью 17.7 КоАП России, предусматривающую административную ответственность за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу. Определение подписывает должностное лицо, в производстве которого находится дело. При необходимости определение может сопровождаться письмом, составленным на бланке таможенного органа и подписанным заместителем начальника таможенного органа, курирующим правоохранительную деятельность.
В соответствии с п. 2 порядка направления таможенным органом в банки и иные кредитные организации запроса о представлении документов и сведений, утвержденного Приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2721, Порядок определяет действия должностных лиц таможенных органов по направлению в банки и иные кредитные организации запросов о представлении документов и сведений при проведении таможенной проверки, а также содержит требования к форме и содержанию указанных запросов.
Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении №..., направленное в филиал ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в г. Санкт-Петербурге вместе с сопроводительным письмом от 26.01.2016 №..., было направлено в рамках производства по делу об административном правонарушении №..., а не в рамках проведения таможенной проверки, в связи с чем, действие Порядка не распространялось на указанное определение.
Таким образом, Банк ВТБ (Публичное акционерное общество) 08.02.2016 года в городе Санкт-Петербург, по месту нахождения филиала ОПЕРУ-5 Банка ВТБ (ПАО) в Санкт-Петербурге по адресу: 199406, Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 78/12, литер. А совершено административное правонарушение, выразившееся в умышленном невыполнении законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении №..., ответственность за которое предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2016 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении Банка ВТБ (ПАО) прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. заместителя начальника Новороссийской таможни <...> Р.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления, указывая, что определение об истребовании сведений, было направлено в рамках производства по делу об административном правонарушении №..., а не в рамках проведения таможенной проверки, в связи с чем, действие Порядка не распространялось на указанное определение. Кроме того, вывод о том, что правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, может быть совершено только с прямым умыслом не состоятелен, поскольку юридическое лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения, если в ходе производства по делу будет доказано, что нарушение не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. То есть юридическое лицо посредством всех своих представителей должно предпринять все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в то время, когда у юридического лица имелась возможность принятия таких мер. При этом формы вины в виде умысла и неосторожности не применимы к данному субъекту ответственности, поскольку связаны с интеллектуально-волевым признаком, который присущ исключительно физическому лицу и не может существовать у юридического лица.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – президент – председатель правления Банка ВТБ (ПАО) ФИО1 <...> и и.о. заместителя начальника Новороссийской таможни <...> Р.А. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, согласно пояснениям защитника юридического лица ФИО2 <...> и материалам дела, соответственно, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены.
В ходе рассмотрения жалобы защитник Банка ВТБ (ПАО) ФИО2 <...> поддержала возражения на жалобу, представленные защитником Хвиюзовой <...> из которых следует, что постановление является законным и обоснованным. Так, на поступивший запрос Новороссийской таможни от 26.01.2016 №... о предоставлении информации в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ о количестве денежных средств, находящихся на счетах клиента Банка - ООО «СКФ <...>», а также сведений о наличии ценных бумаг, принадлежащих указанному клиенту, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, письмом от 08.02.2016 №... Банк уведомил о невозможности предоставления запрашиваемых сведений в связи с тем, что указанная информация относится к банковской тайне, порядок истребования которой строго регламентирован в действующем законодательстве, в частности, статьей 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». При этом ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц (органов), которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну, а также основания для истребования информации. Иные случаи для истребования таможенным органом информации, составляющей банковскую тайну клиента банка, например, при производстве дела об административном правонарушении, ни указанной статьей Закона, ни иными нормами действующего законодательства не предусмотрены. Расширительное толкование нормы ст. 26.10 КоАП РФ привело бы к возможности получения таможенным органом, в том числе, и сведений, относящихся к государственной тайне, и имеющей также особый правовой режим охраны. Следовательно, у Банка имелись объективные и законные основания, препятствующие предоставлению сведений, в том числе в связи с наличием риска предъявления клиентом, права которого нарушены неправомерным раскрытием Банком сведений, составляющих банковскую тайну, требований о возмещении Банком причиненных убытков (ст. 857 ГК РФ). Кроме того, таможенный орган был проинформирован об объективных причинах, по которым Банк не вправе исполнить запрос таможенного органа.
Исследовав представленные по делу доказательства, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.ст.26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным. При этом использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Исследовав представленные по делу доказательства судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга пришла к выводу о том, что Банк ВТБ (ПАО), руководствуясь положениями статьи 26 Закона № 395-1, правомерно отказал в предоставлении по требованию должностного лица таможенного органа в рамках производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении ООО «СКФ <...>», сведений о наличии и размере денежных средств на счетах последнего, а также о наличии принадлежащих ему ценных бумаг, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
Данные выводы постановления судьи не противоречат материалам дела и нормам закона.
Так, ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридического лица за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ, для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
В силу положений ст. 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа.
Вместе с тем, статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Указанной статьей Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" определен перечень государственных органов и должностных лиц, которым могут быть предоставлены сведения, составляющие банковскую тайну. К указанным лицам таможенные органы не относятся, в силу чего сведения, составляющие банковскую тайну (а именно сведения о наличии и размере, находящихся на счетах, открытых ООО «СКФ <...>» в филиале ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в г. Санкт-Петербурге, к/с №..., БИК №..., а также о наличии ценных бумаг, принадлежащих ООО «СКФ <...>», которыми располагает филиал ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в г. Санкт-Петербурге ему предоставлены быть не могли.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа в предоставлении по требованию должностного лица таможенного органа в рамках производства по делу об административном правонарушении сведений, составляющих банковскую тайну, в связи с чем судом принято обоснованное решение о прекращении производства по делу в отношении Банка ВТБ (ПАО) за отсутствием состава административного правонарушения.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении Банка ВТБ (ПАО) оставить без изменения, жалобу и.о. заместителя начальника Новороссийской таможни <...> Р.А. - без удовлетворения.
Судья Широкова <...>