ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1316/2017 от 18.12.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-1316/2017

Р Е Ш Е Н И Е

18.12.2017 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым Шкулипа В.И. от 30.10.2017 г. по делу №5-631/2017, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, за отсутствием состава административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Керченского городского суда Республики Крым от 30.10.2017 г. по делу №5-631/2017 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2, за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением суда, начальник Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым ФИО3 обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить постановление Керченского городского суда Республики Крым от 30.10.2017 г. по делу №5-631/2017 и вернуть дело на рассмотрение судье.

Жалоба обоснована тем, что отсутствие печати у юридического лица или индивидуального предпринимателя не является препятствием для своевременного предоставления отчета по форме СЗВ-М, поскольку не является обязательным реквизитом. При этом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года были представлены ФИО2 посредством постовой связи 01.08.2017г. без печати, получены и приняты Управлением 03.08.2017 г.

В судебное заседание 18.12.2017 г. начальник Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым ФИО3 и ФИО2 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» от 01.04.1996г. №27-ФЗ (далее – Закон №27-ФЗ) застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона №27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона №27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии со ст. 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении №133 от 19.09.2017 г. председатель правления СПК «Степное-2» ФИО2 предоставил отчет по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2017 года средствами почтовой связи 01.08.2017 г., что подтверждается Print Screen «Журнала учета приема сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М)» рабочей программы специалиста Perso, тогда как, в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона №27-ФЗ, последним днем предоставления отчета являлось 17.07.2017 г. (т.к. 15.07.2017 г. суббота), что влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что предоставленной справкой следователя Следственного отдела по г. Керчь ГСУ СК России по Республике Крым от 13.10.2017 г. №11702350006537084 объективно подтверждаются обстоятельства того, что председатель правления СПК «Степное-2» ФИО2 был лишен возможности предоставить отчет по форме СЗВ-М по независящим от него причинам, а именно в связи с изъятием 27.06.2017 г. круглой печати СПК «Степное-2», которая была признана вещественным доказательством по уголовному делу и помещена в камеру хранения вещественных доказательств СО по г. Керчи ГСУ СК России по Республике Крым, возвращена председателю правления СПК «Степное-2» после рассмотрения судом по существу уголовного дела 06.09.2017г.

Считаю данные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, исходя из следующего.

Так, согласно п.п. 29, 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. №766н, индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи); в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, «личного кабинета», обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; через многофункциональный центр.

При представлении индивидуальных сведений страхователем, являющимся юридическим лицом, на бумажном носителе данные сведения заверяются подписью руководителя и печатью организации (при наличии печати).

Таким образом, из изложенного выше следует, что при предоставлении индивидуальных сведений страхователем, заверение данных сведений печатью не является обязательным.

Указанное также следует из самой формы СЗВ-М, в которой указано, что печать ставится при ее наличии.

При таких обстоятельствах, тот факт, что круглая печать СПК «Степное-2» была изъята у СПК «Степное-2» 27.06.2017 г. в связи с признанием вещественным доказательством по уголовному делу, не может служить основанием для освобождения председателя правления СПК «Степное-2» ФИО2 от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.33.2 КоАП РФ за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Более того, из материалов дела усматривается, что председатель правления СПК «Степное-2» ФИО2 предоставил отчет по форме СЗВ-М за июнь 2017 года 01.08.2017 г. без печати и данный отчет был принят Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи 03.08.2017г. (л.д. 15, 32), при этом обстоятельств, объективно препятствующих ФИО2 также подать данный отчет без печати в установленный п. 2.2 ст. 11 Закона №27-ФЗ срок материалы дела не содержат и ФИО2 представлены не были.

Данным обстоятельствам суд первой инстанции оценки не дал, в связи с чем постановление Керченского городского суда Республики Крым от 30.10.2017 г. по делу №5-631/2017 нельзя признать законным, обоснованным и мотивированным, в связи с чем судебное решение подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Керченского городского суда Республики Крым от 30.10.2017 г. по делу №5-631/2017 отменить. Материалы возвратить на новое рассмотрение судье, правомочному рассматривать дело.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП.

Судья (подпись) З.И. Курапова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>