ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1316/2022 от 27.09.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 12-1316/2022

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2022 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,

при секретаре Матвеевой Н.И.,

с участием защитника Колесниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра строительства и архитектуры Амурской области Сибирякова Н.А. на постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 от 26 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 от 26 мая 2022 года Сибиряков Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Сибиряков Н.А. подал в Благовещенский городской суд Амурской области жалобу, в которой просит восстановить срок на подачу жалобы, поскольку она первоначально была подана своевременно, но определением судьи Благовещенского городского суда от 20.06.2022г. жалоба была возращена, указанное определение до настоящего времени не было получено, о его вынесении стало известно в августе. В обоснование жалобы привел ссылки на то, что совершенное правонарушение не причинило вреда интересам граждан, организаций, общества и государства, его надлежит квалифицировать как малозначительное. Мировой судья при рассмотрении дела не решил вопрос о социальной опасности деяния. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

С учетом доводов приведенных в ходатайстве, сведений о получении постановления Сибиряковым Н.А. 09.06.2022г., первоначальном обращении в суд с жалобой в установленный десятидневный срок 15.06.2022г., отсутствие данных о дате получения заявителем определения Благовещенского городского суда от 20.06.2022г. о возврате жалобы, с целью реализации права на доступ к правосудию, процессуальный срок для подачи жалобы судом восстановлен.

В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержала, пояснила, что Постановлением Правительства Амурской области от 07.07.2021 года № 455 разработан порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на приобретение спец. техники, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета. Во исполнение Порядка № 455 министерство заключило с АО «Строительная компания №1» типовое соглашение разработанное Министерством Финансов 29.03.2021 года №111, о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическим лицам в целях возмещения части затрат на приобретение спец техники, в которое не включало условие уменьшения субсидии. Денежные средства в пятидневный срок в полном объеме поступили строительной компании, нарушения не было, ситуации с уменьшением министерству ранее доведенных лимитов, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, не возникло. Министерством нарушен пункт 21 Порядка № 455, но это не образует состав административного правонарушения. Министрество пользовалось типовой формой соглашения, которую разработало министерство финансов Амурской области.

В судебное заседание извещенные надлежащим образом иные участвующие в деле лица не явились. При таких обстоятельствах, судья определил, рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие или отсутствие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица, привлекаемого к административной ответственности; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что на основании приказа министерства финансов области от 13.01.2022 № 9 «О назначении планового контрольного мероприятия» (в ред. приказа от 26.01.2022 № 25), пункта 5 Плана контрольных мероприятий министерства финансов Амурской области на 2022 год, утвержденного приказом от 27.12.2021 № 461, пункта 10 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий, обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235, статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в период с 14.01.2022г. по 28.01.2022г. проведена выездная проверка министра строительства и архитектуры Амурской области. В ходе проверки выявлено следующее.

Постановлением Правительства Амурской области от 07.07.2021 № 455 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на приобретение специализированной техники (далее - Порядок № 455), который устанавливает цели, условия и порядок предоставления субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, юридическим лицам на возмещение части затрат на приобретение специализированной техники (далее - субсидия).

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка № 455 субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета - министерством строительства и архитектуры Амурской области (далее - министерство) юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в целях увеличения парка специализированной техники, необходимой для строительства объекта (ов) социальной инфраструктуры.

В 2021 году министерством проведен отбор организаций на предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на приобретение специализированной техники путем размещения объявления о проведении отбора от 22 ноября 2021 года в соответствии с пунктом 7 Порядка № 455.

В указанном отборе приняла участие единственная организация - АО «Строительная компания № 1», которая признана победителем отбора.

Согласно пункту 15 Порядка № 455 в процессе рассмотрения заявлений и документов министерство определяет соответствие (несоответствие) организации категориям лиц, имеющим право на получение субсидии, установленным пунктом 3 Порядка, условиям, установленным в пункте 9 Порядка, осуществляет проверку заявлений и документов, представленных организациями, на соответствие требованиям к заявлениям и документам, установленным в объявлении о проведении отбора, в том числе требованиям, установленным пунктом 10 Порядка, и принимает в форме приказа решение о предоставлении субсидии либо об отклонении заявления.

На основании приказа министерства от 27.12.2021 № 236-Од «О предоставлении субсидии» министерством принято решение о предоставлении субсидии АО «Строительная компания № 1» в сумме 34 584 461,20 руб.

Министерством с АО «Строительная компания № 1» было заключено Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическим лицам в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением специализированной техники от 27.12.2021 № 02-12 (далее - Соглашение № 02- 12).

В соответствии с пунктом 21 Порядка № 455 соглашение должно включать:

1) условие о согласовании новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в Соглашении;

2) положение о согласии Организации на осуществление министерством и органом государственного финансового контроля Амурской области обязательных проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии.

В нарушение подпункта 1 пункта 21 Порядка № 455 Соглашение № 02-12 не содержат условия о согласовании новых условий или о расторжении Соглашения в случае уменьшения министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, приводящего к невозможности предоставления субсидии в определенном размере.

Перечисление субсидии в адрес АО «Строительная компания № 1» осуществлено министерством на основании платежного поручения от 28.12.2021 № 325 на сумму 34 584 461,20 руб.

В соответствии с письмом министерства строительства и архитектуры Амурской области от 10.02.2022 № 596-12 в целях устранения нарушения, выявленного в ходе проверки Минфина АО, министерством было заключено дополнительное соглашение с АО «Строительная компания № 1», которое включает в себя вышеназванное условие согласно подпункту 1 пункта 21 Порядка № 455.

Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическим лицам в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением специализированной техники от 27.12.2021 № 02-12 от имени министерства строительства и архитектуры Амурской области подписано министром строительства и архитектуры области Сибиряковым Николаем Александровичем, назначенным на должность распоряжением губернатора Амурской области от 25.06.2020 № 258-ЛС.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела и привлечения Сибирякова Н.А. к ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Материалы дела получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены мировым судьёй по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.

Факт совершения Сибиряковым Н.А. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и его вина подтверждаются собранными по данному делу доказательствами, которые исследованы мировым судьей при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Оснований подвергать сомнению выводы должностного лица о виновности Сибирякова Н.А. не имеется.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, является формальным. Наступление общественно-опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния.

Использование при заключении соглашения типовой формы, разработанной министерством финансов Амурской области, о чем указала защитник, не исключает обязанность министерство строительства и архитектуры Амурской области, как главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего субсидии юридическим лицам, соблюдать условия их предоставления, в том числе условие согласно подпункту 1 пункта 21 Порядка № 455.

С учетом характера правонарушения, оснований для признания его малозначительным не имеется.

Между тем, как неоднократно указывал в своих правовых позициях Конституционный Суд РФ, правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах, а ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено или отменено (Определение от 12 апреля 2005 года N 113-О).

Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, указанная правовая позиция предполагает обязанность установления полноценной и объективной картины произошедших событий, а также виновности лица в совершенном правонарушении, и как следствие возлагает обязанность назначения виновному лицу справедливого и соответствующего характеру совершенного правонарушения наказания, отвечающего целям восстановления социальной справедливости.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из материалов дела следует, что Сибиряков Н.А. ранее к административной ответственности не привлекался, обстоятельств, отягчающих административную ответственность по делу, установлено не было.

Материалы дела не содержат объективных доказательств причинения в результате действий Сибирякова Н.А. вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинение имущественного ущерба также не доказано.

Учитывая вышеизложенное, конкретных обстоятельств дела, с учетом положений ст.ст. 3.1, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ, соразмерности назначения наказания совершённому правонарушению, обеспечения достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, судья полагает возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 6 от 26 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении министра строительства и архитектуры Амурской области Сибирякова Н.А., изменить, назначить Сибирякову Н.А. административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54).

Судья Благовещенского

городского суда Т.А. Коршунова