ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-131/17 от 11.08.2017 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 12-131/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

Судья Омского районного суда Омской области Печеницын А.В., при секретаре Ковалеве М.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, её представителя ФИО2, действующей на основании доверенности, заместителя прокурора Омского района Омской области советника юстиции Курбацкого А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании 11 августа 2017 года в <...> «а», зал судебных заседаний № 1, жалобу ФИО2, действующей в интересах ФИО1, на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка в Омском судебном районе <адрес> мирового судьи судебного участка в Омском судебном районе <адрес> ФИО3 о привлечении главы Ростовскинского сельского поселения ПОБ к административной ответственности по статье 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> советником юстиции Курбацким А.Н. вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении главы Ростовскинского сельского поселения ПОБ по ст. 5.39 КоАП РФ.

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка в Омском судебном районе <адрес> мирового судьи судебного участка в Омском судебном районе <адрес> ФИО3 глава Ростовскинского сельского поселения ПОБ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ПОБ, ФИО2, действующая на основании доверенности, обратилась с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указала, что согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательством.

Общие принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, в том числе о свободе поиска, получении, передаче, производстве и распространении информации любым законным способом; о достоверности и своевременности предоставления информации; о порядке установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; о свободном доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ).

Статья 5 Закона № 149-ФЗ предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

На основании статьи 8 Закона № 149-ФЗ гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

При этом, в силу требований статьи 2 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ), если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действуя во взаимосвязи со статьями 4, 5 и 7 того же Федерального закона, данные положения предполагают, что указанные в них нормативные правовые акты содержат нормы, конкретизирующие применительно к отдельным видам такой информации способы и формы их предоставления, а также перечень сведений, которые относятся к информации ограниченного доступа.

При этом сам по себе Закон № 8-ФЗ не предоставляет пользователю информации права требовать предоставления информации в конкретном виде, оставляя выбор порядка раскрытия информации за органом.

Муниципальные контракты, указанные в обращении заявителя ФИО4, были заключены Администрацией Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> в 2014 году в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), по правилам пункта 4 статьи 93 о закупке у единственного поставщика на сумму менее ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 4 Закона № 44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Муниципальные контракты на закупки до 100 тысяч рублей у единственного поставщика в соответствии с Законом № 44-ФЗ не требуют размещения в единой информационной системе.

Кроме того, сведения о данных муниципальных контрактах не относятся к информации, размещаемой в форме открытых данных, определенной Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет».

Отмечает, что муниципальный контракт (договор) регулирует правоотношения между двумя определенными сторонами, являясь юридическим фактом, порождающим отношения между этими сторонами, а также документом, фиксирующим факт возникновения обязательств между данными сторонами. Считаю, что контракт - это документ, в котором содержится различная информация (объемы, цены, информация о заказчике и исполнителе и т.д.).

Гражданин Ершов A.JL зарегистрирован по месту жительства в городе Омске. За указанным гражданином имущество (земельный участок, жилой дом, квартира) на территории Ростовкинского сельского поселения не зарегистрировано.

На основании изложенного можно сделать вывод, что применительно к отдельным видам информации о деятельности органов местного самоуправления установлены особенности ее предоставления. Иная информация подлежит предоставлению по правилам Закона № 149-ФЗ в той ее части, которая затрагивает права и свободы определенного заявителя.

Муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, не определенные Законом № 44-ФЗ в качестве общедоступной информации, не требующие, согласно действующему законодательству, размещения в сети «Интернет», а также не являющиеся необходимыми для решения вопросов, непосредственно касающихся прав и законных интересов ФИО7, не относятся к информации, требующей обязательного ее предоставления органом местного самоуправления по запросу граждан.

Таким образом, учитывая, что в действиях ПОБ отсутствовало как само событие административного правонарушения, так и состав административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ПОБ, в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме. Указала, что гр. ЕАП обратился в администрацию Ростовкинского сельского поселения с заявлением, в котором просил предоставить ему для ознакомления с помощью технических средств муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные с ООО Простор-Строй на выполнение подрядных работ по текущему ямочному ремонту внутри поселковых дорог. Контракты должны содержать всю имеющуюся проектно-сметную документацию, а также акты выполненных работ. О времени предоставления информации сообщить по указанному выше телефону или электронной почте. Рассмотрев данное заявление, было принято решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО4, поскольку последний жителем Ростовкинского сельского поселения не является, не имеет собственности и имущества на территории Ростовкинского сельского поселения. Поэтому его интересы напрямую не затрагиваются. Однако, ФИО4 проживает на территории Ростовкинского сельского поселения. Документы были представлены в прокуратуру <адрес>, но это не значит, что гражданин может ознакомиться со всеми документами. Об ознакомлении с документами решает сама прокуратура. Те конкретные контракты не касаются ФИО4. Отказ был правомерен. Обращает внимание на то, что рассматривалась жалоба конкретного лица – обращение ФИО4. Речь не шла о ФИО4, как участнике дорожного движения.

В судебном заседании представитель ПОБ – ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, поскольку у ФИО4 отсутствует интерес, который жителем Ростовкинского сельского поселения не является, не имеет собственности и имущества на территории Ростовкинского сельского поселения. Указала на то, что Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ), раскрывает общий порядок предоставления информации. В законе о контрактах указано два вида: большие контракты и единственный поставщик, который не размещается в системе. Раз контракт не подлежит размещению, размещение не обязательное, поэтому ФИО4 отказали в предоставлении информации. Обращает внимание, что сумма штрафа в 5 000 рублей является большой. Указание заместителя прокурора на дорожную деятельность, не регулируется Федеральным законом . ФИО4 следовало обратиться в правоохранительные органы или прокуратуру. ФИО4 просил выдать бумаги о хозяйственной деятельности администрации Ростовкинского сельского поселения. Данные контракты они не обязаны были не предоставлять, не размещать.

Заместитель прокурора <адрес> советник юстиции Курбацкий А.Н. возражал против удовлетворения жалобы, поскольку согласно части 4 статьи 29 Конституции РФ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ гражданин имеет право на получение информации, непосредственно затрагивающие его права. Перечень сведений, составляющих государственную тайну и иную тайну, установлен законом и является исчерпывающим. Сам по себе муниципальный контракт на закупки до 100 000 рублей у единственного поставщика по смыслу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не является закрытой информацией, хотя и не требует размещения в единой информационной системе. Поэтому администрация Ростовкинского сельского поселения должна была предоставить информацию по заявлению ЕАП, который хотя и не зарегистрирован на территории администрация Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, однако проживает на указанной территории. Имеет право запрашивать информацию, хотя бы как участник дорожного движения. С мнением представителя не согласен, что ФЗ делает ссылку на ФЗ . Существуют принципы открытости и гласности. Действительно, закон не требует размещения сведений, если был единый закупщик, и сумма контракта была до 100 000 рублей, однако, это не свидетельствует о том, что о таких контрактах никто ничего знать не должен. Существуют способы размещения сведений, которые указаны в ФЗ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьёй 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения главы Ростовкинского сельского поселения <адрес>ПОБ к административной ответственности по ст. 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось следующее.

ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района с заявлением о предоставлении ему для ознакомления с помощью технических средств муниципальных контрактов ООО Простор – Строй на выполнение подрядных работ по текущему ямочному ремонту внутри поселковых дорог (л.д.15).

Заявление было зарегистрировано в администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района, в соответствии с данными журнала о регистрации поступающих заявлений, писем и жалоб граждан (л.д.17-18).

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ, полученного ЕАП за подписью Главы сельского поселения ПОБ, в предоставлении информации для ознакомления ФИО4 было отказано, в связи с тем, что информация не относиться к общедоступной (л.д.16).

Ответ был направлен, в соответствии с данными журнала о регистрации отправляемых документов по обращению граждан (л.д.19-20).

В связи с отказом в предоставлении информации, ЕАП было подано заявление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.5.39, ст.5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Главы Ростовкинского сельского поселения, в прокуратуру <адрес> (л.д.13-14).

<адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления в деятельности администрации Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, в ходе которой установлено, что по результатам рассмотрения обращения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного администрацией Ростовкинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом администрации поселения ДД.ММ.ГГГГ подготовлен ответ , который содержал мотивированный отказ в предоставлении возможности ознакомления с помощью технических средств с муниципальными контрактами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для непредставления сведений у должностного лица не имелось.

Постановлением заместителя прокурора <адрес> советника юстиции Курбацкого А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено производство об административном правонарушении в отношении главы Ростовкинского сельского поселения ПОБ по ст.5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.4-6).

Согласно Решения Совета Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, главой Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> избрана ПОБ (л.д.9).

В силу положений части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (часть 4 статьи 29 Конституции РФ).

Статьей 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5485-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной тайне" установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Сведения о муниципальных контрактах на осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, к таковым не относятся.

Согласно ч. ч. 1,2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 8 названного Федерального закона информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.

В силу названных норм государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны предоставлять любым заинтересованным лицам юридически значимую информацию свободного доступа, непосредственно затрагивающую права и свободы заявителя.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством РФ о средствах массовой информации (ст. 3), и не распространяется на: 1) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления; 2) порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан; 3) порядок предоставления государственным органом, органом местного самоуправления в иные государственные органы, органы местного самоуправления информации о своей деятельности в связи с осуществлением указанными органами своих полномочий.

В Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) определено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав законных интересов граждан; в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44 или 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (часть 9 статьи 94 Закона).

Однако, отсутствие у заказчика обязанности по размещению в единой информационной системе контрактов на осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, само по себе не свидетельствует о том, что данная информация является информацией ограниченного доступа, а следовательно, об отсутствии у гражданина права на получения таковой по его запросу. Более того, размещение в единой информационной системе информации о деятельности участников в сфере контрактной системы закупок направлено на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, также на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в статье 8 части 4 пункте 3 указано, что не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

Доводы заявителя о том, что они обоснованно отказали в предоставлении информации ЕАП, поскольку он не является жителем Ростовкинского сельского поселения и не имеет собственности и имущества на территории Ростовкинского сельского поселения, поэтому его интересы напрямую не затрагиваются, при этом ссылаются на Федеральные законы и , что информация не является обще доступной, суд считает несостоятельными.

Поскольку из выше приведенных норм, следует, что администрация Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> обязана была предоставить информацию ЕАП, так как относится к обще доступной, по его заявлению, который проживает на территории Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, что не оспаривается заявителем, чего сделано не было.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что мировой судья дал правильную оценку представленным доказательствам и пришел к правильному выводу о наличии в действиях ПОБ состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания мировой судья учел, характер и общественную опасность совершенного административного правонарушения, а также смягчающие и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и положения ч. 3.4 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо нарушений требований материального и процессуального закона, влекущих отмену вынесенного мировым судьей решения, не усматривается.

Выводы мирового судьи соответствуют требованиям действующего административного законодательства, а также установленным обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах суд находит постановление мирового судьи законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы представителя ПОБ – ФИО2 не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка в Омском судебном районе <адрес> мирового судьи судебного участка в Омском судебном районе <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности должностного лица Главы Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>ПОБ за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента его вынесения.

Судья А.В. Печеницын