№12-131/2020
Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2020 года г. Шебекино
Судья Шебекинского районного суда Белгородской области Котельвина Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Роговой А.Д.,
с участием защитников ООО «РЖД» Лукиной Л.А., Горан С.В. (по доверенностям), представителя Управления лесами Белгородской области Агафоновой Е.А. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Российские железные дороги» на постановление должностного лица Управления лесами Белгородской области от 04.09.2020г. о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица от 04.09.2020 ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ОАО «РЖД» подал жалобу в суд, в которой просит постановление должностного лица отменить, а в случае оставления без изменения снизить размер административного штрафа с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ. Полагает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Указывает на то, что ОАО «РЖД» проведено отделение территории, прилегающей к лесу, минерализованной полосой не менее 0,5 метра; наличие полосы отвода железной дороги, граничащей с государственным лесным фондом в квартале 315 выдел 12 установлено должностным лицом неправомерно. Обращает внимание на допущенные должностным лицом процессуальные нарушения, которые по мнению автора жалобы являются существенными и влекут отмену постановления. Указывая на то, что должностным лицом в нарушение ст. 27.8 КоАП РФ протокол осмотра территории юридического лица (квартала 315 выдел 12) не составлялся, акт совместного обследования от 07.08.2020 составлен без участия представителя ОАО «РЖД», подписан только должностными лицами ОКУ «Шебекинское лесничество» и органа местного самоуправления.
В судебном заседании защитники Лукина Л.А., Горан С.В. поддержали доводы жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Представитель Управления лесами Белгородской области Агафонова Е.А. полагала необходимым отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах, являющиеся обязательными, в том числе, юридическими лицами.
Согласно п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно п.27 Правил пожарной безопасности в лесах, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 38 Правил).
Подпунктом «г,д» п.4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 №611, предусмотрено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, должна отделять границу полосы отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В соответствии с п.2 указанных Правил заинтересованной организацией считается владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно абз.17 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» полосой отвода железных дорог (далее - полоса отвода) являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Постановлением Правительства Белгородской области от 06.04.2020 №139-пп на территории Белгородской области, в том числе ОКУ «Шебекинское лесничество» введен особый противопожарный режим. Постановлениями Правительства Белгородской области, в частности постановлением от 10.08.2020 N 358-пп внесены изменения в указанное постановление, которым особый противопожарный режим на территории Белгородской области продлен с 14 августа по 3 сентября 2020 года.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления мероприятий по контролю в ОКУ «Шебекинское лесничество» 07 августа 2020г. в 10 часов 30 минут в полосе отвода железной дороги ОАО «РЖД», граничащей с кварталом 315 выдел 12 (ОКУ «Шебекинское лесничество Белгородская область Шебекинский район), участковым государственным инспектором леса ОКУ «Шебекинское лесничество» ФИО11. выявлено нарушение п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, выразившееся в захламлении полосы отвода порубочными остатками протяженностью 250 м (от опоры линии электропередач под № 142 до 147).
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается следующим.
О выявлении 07.08.2020г в ходе осуществления мероприятий по контролю в ОКУ «Шебекинское лесничество» нарушения п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, выразившегося в захламлении полосы отвода порубочными остатками участковым государственным инспектором леса ОКУ «Шебекинское лесничество» ФИО12. доложено в рапорте директору ОКУ «Шебекинское лесничество».
07.08.2020г было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД», и проведено административное расследование.
Согласно акта совместного обследования территории лесного участка от 07.08.2020г., проведенного УГИЛ ОКУ «Шебекинское лесничество» ФИО13., ФИО14. совместно с главой Графовской территориальной администрации ФИО15 установлено, что в полосе отвода железной дороги ОАО «РЖД», граничащей с государственным лесным фондом в квартале 315 выдел 12, выявлен факт захламления полосы отвода порубочными остатками протяженностью 250 м (от опоры линии электропередач под № 142 до 147).
Измерения проводились рулеткой измерительной металлической Р50УЗК, регистрационный №35281-07, свидетельство о проверке № ЧСП-212441, действительное до 03.08.2021 года.
При составлении акта обследования должностным лицом составлена карта – схема и фототаблица, на которой запечатлены порубочные остатки в зоне полосы отвода железной дороги ОАО «РЖД», граничащей с кварталом 315 выдел 12, соответствующий таксационному описанию ОКУ «Шебекинское лесничество» книга 3 кварталы 272-421.
Согласно акта совместного обследования территории лесного участка от 21.08.2020г., проведенного УГИЛ ОКУ «Шебекинское лесничество» ФИО17. совместно с представителем ОАО «РЖД» ФИО18. произведен повторный осмотр территории лесного участка, на которой 07.08.2020г. были выявлены признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, в результате которого в полосе отвода железной дороги ОАО «РЖД», граничащей с государственным лесным фондом в квартале 315 выдел 12 имелось захламление полосы отвода порубочными остатками протяженностью 250 м (от опоры линии электропередач под № 142 до 147). В ходе проведения осмотра проводилась видеофиксация.
В результате выявленного правонарушения в адрес ОАО «РЖД» 21.08.2020г вынесено предписание об устранении нарушения, выразившегося в захламлении полосы отвода, прилегающей к кварталу 315 выдел 12, порубочными остатками, в срок до 21.10.2020г., которое получено представителем ОАО «РЖД» ФИО16. 21.08.2020г.
21.08.2020г. уполномоченным должностным лицом в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом, в присутствии представителя привлекаемого лица, соответствует требованиям, предъявляемым к таким документам главой 28 КоАП РФ. Замечаний к содержанию протокола не имелось.
04.09.2020г вынесено постановление о признании ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350000 руб.
Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается: рапортом должностного лица ФИО19 от 07.08.2020 о выявлении административного правонарушения, определением №39 от 07.08.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, актом совместного обследования от 07.08.2020, свидетельством о поверке СП-212441, фотоматериалом с места совершения правонарушения, картой – схемой выявленного правонарушения от 07.08.2020, таксационным описанием, актом совместного обследования от 21.08.2020г., протоколом об административном правонарушении от 21.08.2020, постановлением от 04.09.2020.
Действия ОАО «РЖД» правильно квалифицированы по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление по делу оформлено уполномоченным должностным лицом Управления лесами Белгородской области в рамках выполнения им своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений требований закона при его составлении не допущено.
Таким образом, все письменные доказательства по делу получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, оснований сомневаться в их достоверности не имеется.
Доводы заявителя о проведении отделения территории, прилегающей к лесу, минерализованной полосой не менее 0,5 метра, неправомерном установлении наличия полосы отвода железной дороги, граничащей с государственным лесным фондом в квартале 315 выдел 12, высказаны вопреки положениям п.27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, и положениям подпунктов «г,д» п.4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 №611, из которых следует, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от порубочных остатков, а границы полос отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге отделяются от опушки леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров, а владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования обязан не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопления порубочных остатков и отделять границу полосы отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге от опушки естественного леса минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Ссылка автора жалобы на пункт 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, приведена без учета того, что в нем содержатся общие требования к соблюдению пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, предусматривающие, в частности, что пользователи территории, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от порубочных остатков на полосе шириной не менее 10 метров, а в пункте 27 этих же Правил специальные требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог.
При этом, исходя из Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, норм отвода земельных участков, ширина полосы отвода определяется расстоянием от оси крайнего пути.
Защитники ОАО «РЖД» в судебном заседании не оспаривали, что полоса отвода железнодорожного транспорта (шириной до 50 метров), включая прохождение линии ЛЭП), находится в зоне ответственности ОАО «РЖД», и сам факт наличествования порубочных остатков на части земельного участка, входящего в полосу отвода железнодорожных путей.
Из пояснений свидетеля ФИО20 следует, что ширина полосы от оси крайнего пути до линии ЛЭП составляет около 12 метров, порубочные остатки находились перед линией ЛЭП, на полосе отвода в границе 10-метровой полосы, протяженностью около 250 метров, что и зафиксировано в акте обследования.
Пояснения свидетеля нахожу допустимым доказательством по делу, согласующимся с исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, имеющимся в материалах дела фотоматериалом от 07.08.2020г.
Ссылку защитников в обоснование доводов об отсутствии состава административного правонарушения на то, что ОАО «РЖД» не имеет смежных пользователей земельного участка, в пределах которого пролегает полоса отвода железнодорожного транспорта, что данный участок местности не является землями лесного фонда, нахожу несостоятельной.
Согласно ст. 87 Земельного кодекса РФ земли, занятые федеральным транспортном, путями в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В силу статьи 16 ЗК РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Разграничение государственной собственности осуществляется на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
Пользователем территории, прилегающей к железнодорожному полотну, является ОКУ «Шебекинское лесничество» Управления лесами Белгородской области.
Вышеуказанные нарушения выявлены в период действия на территории Белгородской области особого противопожарного режима, отражены в акте обследования от 07.08.2020г. и от 21.08.2020г., зафиксированы в фотоматериале к нему.
Имеющиеся в материалах дела и исследованные в судебном заседании доказательствам в совокупности подтверждают факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ. Доводы жалобы не опровергают наличия в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.32 КоАП РФ.
Довод жалобы о допущенных должностным лицом процессуальных нарушениях при составлении акта обследования территории, и что данный акт является недопустимым доказательством, не убедительны, и не могут повлечь отмену постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Обязательный вызов представителя ОАО «РЖД» на осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей предусмотрен ст. 27.8 КоАП РФ при применении меры обеспечения производства по делу, которая по настоящему делу не проводилось и на проведенные действия должностным лицом ФИО21. по составлению акта 07.08.2020 и фототаблицы требования данной статьи не распространяются.
Полоса отвода железной дороги ОАО «РЖД», граничащая с кварталом 315 выдел 12, не является территорией, принадлежащей ОАО «РЖД», на которую распространяются положения ст. 27.8 КоАП РФ, предусматривающей осмотр только территории, используемой для осуществления предпринимательской деятельности. Полоса отвода железной дороги не используется в предпринимательских целях.
Правонарушение по настоящему делу выявлено в ходе текущего патрулирования лесов, которое предусмотрено ст.96 Лесного кодекса РФ, п.12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 №394, в качестве самостоятельного мероприятия по контролю в лесах, поэтому довод о необходимости привлечения привлекаемого лица к осмотру территории, не основан на законе.
Кроме того, как следует из материалов дела, представитель ОАО «РЖД» присутствовал при осмотре территории 21.08.2020г., проводилась видеофиксация, и в ходе которого выявленный 07.08.2020г. факт наличия порубочных остатков был подтвержден.
Факт совершения вышеуказанного административного правонарушения и вина ОАО «РЖД» в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, доказаны.
Представленные суду фотоматериалы о выполнении 04.09.2020г. предписания, выданного 21.08.2020г. сроком исполнения до 21.10.2020, об устранении нарушений законодательства, согласующиеся с показаниями свидетеля ФИО22., а также план-графиком уборки порубочных остатков, утвержденный 03.08.2020г, согласно которого уборка на участке от линии ЛЭП 131 до 152 была запланирована с 24.08.2020 по 08.09.2020г., пояснения защитников в данной части об уборке порубочных остатков 04.09.2020г., фактически свидетельствуют о признании факта выявленного правонарушения.
Присутствовавший при составлении 21.08.2020г. уполномоченным должностным лицом в отношении ОАО «РЖД» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, представитель ОАО «РЖД» замечаний к содержанию протокола не имел.
Составление протокола в отношении Общества соответствует положениям ст. 28.2 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении содержит в себе все предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ сведения, в том числе и обстоятельства совершенного правонарушения.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что оспариваемое постановление по делу вынесено полномочным должностным лицом, в пределах установленных законом сроков, с соблюдением, установленного КоАП РФ порядка привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, процессуальных нарушений влекущих отмену оспариваемого постановления не установлено.
ОАО «РЖД» обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при эксплуатации железных дорог, в том числе, в сфере пожарной безопасности, в местах примыкания земельного участка к лесным массивам, но не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований и условий законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, требований пожарной безопасности в лесах, своевременно не обеспечив очищение участка территории в зоне ответственности, от порубочных остатков.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности за совершенное правонарушение не имеется.
Административное наказание ОАО «РЖД», как юридическому лицу, назначено в пределах санкции части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого является пожарная безопасность в лесах.
Вместе с тем, учитывая, что сведений о совершении Обществом однородных административных правонарушений материалы дела не содержат, виновное лицо приняло меры к выполнению предписания, и исполнило его 04.09.2020г., что не оспаривается представителем Управления лесами, полагаю, что размер штрафа на основании ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ с учетом смягчающих обстоятельств, может быть определен в размере менее минимального размера, установленного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление зам.начальника отдела охраны и защиты лесного фонда Управления лесами Белгородской области №888 от 04.09.2020 года о признании ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 руб. в части назначенного наказания изменить, снизить размер штрафа с 350 000 руб. до 180 000 руб., в остальном постановление оставить без изменения, жалобу ОАО «РЖД» - удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии, через Шебекинский районный суд Белгородской области.
Судья Е.А. Котельвина