ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-131/2010 от 19.07.2010 Советского городского суда (Калининградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Советского городского суда Калининградской области Понимаш И.В.,

при секретаре Качаловой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Советского городского округа ФИО2 ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области по делу об административном правонарушении \П от ДД.ММ.ГГГГ, -

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ глава Советского городского округа ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, за совершение которого ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Глава Советского городского округа ФИО2 обратился в суд с жалобой на данное постановление, указав, что ему вменяется в вину нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы муниципальным служащим отдела ЗАГС администрации Советского городского округа в установленных представительным органом местного самоуправления размерах за счет субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ. По мнению Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области, заработная плата муниципальных служащих ЗАГСА не должна выплачиваться в размерах, превышающих установленные ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». В случае её превышения, выплата должна производиться за счет средств местного бюджета, поскольку федеральным законодательством не предусмотрена обязанность Российской Федерации, при передаче полномочий, финансировать расходы муниципального образования по оплате труда муниципальных служащих в размерах установленных органами местного самоуправления. В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Выплата заработной платы сотрудникам ЗАГС администрации Советского городского округа производилась в соответствии с утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, в пределах лимитов бюджетных обязательств. Тем самым, считает, факт использования средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являлась субвенция из Федерального фонда компенсаций, на иные цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, не доказанным. Просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу.

В судебное заседание глава Советского городского округа ФИО2, не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Защитники ФИО2, действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, Крыловская Е.Н. и ФИО3, поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Дополнительно пояснили, что в отделе ЗАГС администрации Советского городского округа работает четверо служащих, согласно утвержденному штатному расписанию. Данные служащие, в 2005 году, были приняты на муниципальную службу в порядке перевода работников, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в связи с передачей муниципальному образованию отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния. Ежегодная субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по регистрации актов гражданского состояния, расходуется на обеспечение деятельности ЗАГС и в том числе, выплату заработной плату его служащим. Считают противоречащими закону, доводы обжалуемого административного постановления о необходимости применения для расчета заработной платы муниципальным служащим, коими и являются служащие ЗАГС администрации Советского городского округа, положений установленных ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и Указом Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», устанавливающих нормативы оплаты применительно к гражданским служащим. Просят отменить обжалуемое постановление с прекращением производства по делу.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.

Судья, выслушав защитников ФИО2 - Крыловскую Е.Н. и Бабушкину И.П., исследовав материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу ФИО1 подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что в период с 5 по ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса муниципальным образованием «Советский городской округ».

ДД.ММ.ГГГГ проверяющими по результатам проведенной проверки составлен акт (л.д. 31-86), содержащий сведения о выявленных в ходе проверки нарушениях при установлении должностных окладов работникам отдела ЗАГС администрации Советского городского округа (л.д. 42-48).

Как следует из обжалуемого постановления, глава Советского городского округа ФИО2 в нарушение ст.ст. 86, 133, 140, 162 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», произвел выплату заработной платы муниципальным служащим отдела ЗАГС администрации Советского городского округа (расходный кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ) за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, по нормативам, установленным решением окружного Совета депутатов МО «Советский городской округ» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании выборных должностных лиц и муниципальных служащих Советского городского округа», которые превышают установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» нормативы формирования расходов на оплату труда, в сумме 41255,01, тогда как выплата вышеуказанного превышения является расходным обязательством муниципального образования, исполнение которого должно осуществляться за счет собственных расходов и источников финансирования дефицита бюджета МО «Советский городской округ», что согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Однако с такими выводами суд согласиться не может.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно диспозиции ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ ответственность за совершение данного правонарушения наступает в случае использования бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В судебном заседании факты использования бюджетных средств администрацией Советского городского округа на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, не установлены.

В соответствии со ст. 4 п.п. 1, 5, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состоянии» полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно ст.ст. 1, 3 п. 2, 6 закона Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния» в Калининградской области отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния наделены исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Калининградской области, в том числе МО «Советский городской округ». Расходование средств областного бюджета, направляемых органам местного самоуправления для осуществления указанных государственных полномочий, осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательством Калининградской области. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, ежегодно предусматриваются в законе Калининградской области о бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций в пределах средств, утвержденных в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Размер субвенции, предоставляемой органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, указанных в статье 3 настоящего Закона, определяется в соответствии с Методикой расчета общего объема субвенции, предоставляемой местным бюджетам из областного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния согласно приложению к настоящему Закону. Использование финансовых средств, полученных на осуществление отдельных государственных полномочий, предусмотренных в статье 3 настоящего Закона, на иные цели запрещается.

В соответствии с указанной Методикой расчета объем субвенции, предоставляемой муниципальному образованию из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, рассчитывается исходя из:

- среднего норматива финансовых затрат (в расчете на одно юридически значимое действие) на выполнение отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния для муниципальных образований, определяемого в порядке, утверждаемом Правительством области;

- количества актов гражданского состояния и иных юридически значимых действий, совершенных на территории муниципального образования за отчетный период;

- коэффициента сложности актов гражданского состояния и иных юридически значимых действий, совершенных на территории муниципального образования за отчетный период, определяемый на соответствующий финансовый год в порядке, утверждаемом Правительством области.

Таким образом, объем субвенции, предоставляемой определенному муниципальному образованию, зависит от количества и видов совершенных этим муниципальным образованием актов гражданского состояния и иных юридически значимых действий. От количества служащих органов ЗАГСа в муниципальном образовании и размера их заработной платы объем субвенции не зависит.

В соответствии с п.п. 3-5 Правил предоставления субвенции из областного бюджета местным бюджетам на осуществление переданных отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных в целях реализации указанного выше Закона Калининградской области постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которое распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, органы местного самоуправления самостоятельно распределяют полученные средства по кодам бюджетной экономической классификации и имеют право в рамках действующего законодательства в течение года перераспределять средства по кодам бюджетной экономической классификации в сроки, установленные законодательством и правовыми актами исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования. Средства областного бюджета в форме целевой субвенции для осуществления деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния зачисляются в местный бюджет и подлежат учету в его доходах. Расходование финансовых средств на цели, не связанные с исполнением переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, не допускается. Субвенция, предоставленная из областного бюджета, направляется, в том числе на оплату труда служащих, занятых в сфере исполнения переданных полномочий (с учетом начислений на оплату труда).

Согласно п.п. 3, 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования в случае принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

В соответствии с указанными нормами Закона и указанными выше Правилами окружным Советом депутатов МО «Советский городской округ» 25.02.2009 г. принято решение «О денежном содержании выборных должностных лиц и муниципальных служащих Советского городского округа».

Как следует из обжалуемого постановления и акта проверки соблюдения межбюджетного законодательства, составленного ТУ Росфиннадзора в <адрес>, на основании которого вынесено обжалуемое постановление, оплата труда сотрудников отдела ЗАГС администрации Советского городского округа начисляется и выплачивается именно в соответствии с указанным решением окружного Совета депутатов МО «Советский городской округ».

Данный порядок начисления и выплаты заработной платы суд находит законным и обоснованным, с учетом того, что сотрудники отдела ЗАГС администрации Советского городского округа, как следует из штатного расписания муниципальных служащих администрации Советского городского округа, соответствующих распоряжений главы <адрес> и Советского городского округа о принятии сотрудников отдела ЗАГС на муниципальные должности, а также как установлено обжалуемым постановлением, являются муниципальными служащими.

В судебном заседании из документов, представленных защитниками ФИО2 (отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами РФ, муниципальными образованиями на ДД.ММ.ГГГГ; справка о лимитах бюджетных обязательств, разрешенных к доведению; уведомление о бюджетных ассигнованиях; смета расходов администрации Советского городского округа по отделу ЗАГС на 2009 г.; справка об изменении росписи расходов и лимитов на 2009 г.; бюджетная смета бюджетного учреждения за 2009 г.; выписка из бюджета на 2009 г., являющаяся приложением к решениям окружного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из бюджетной росписи Советского городского округа), на осуществление отдельных государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния из областного бюджета на 2009 г. было выделено, с учетом остатка денежных средств с 2008 г., 1 472 381,22 руб. Из них израсходовано, в том числе на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда, 1 471 125, 02 руб. Остаток (сумма неизрасходованной субвенции) составил 1 256,20 руб.

Таким образом, расход денежных средств администрацией Советского городского округа на полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния не превысил размер субвенции, выделенной из областного бюджета на 2009 г. и был произведен в соответствии с утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, в пределах доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией Советского городского округа выделенные в виде субвенции на осуществление отдельных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния денежные средства в соответствии с установленным нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области порядком были зачислены в местный бюджет, распределены по соответствующим кодам бюджетной классификации, в том числе на оплату труда сотрудникам отдела ЗАГС, и израсходованы именно на цели, связанные с исполнением переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния. В связи с этим полагать, что главой Советского городского округа ФИО2 допущено нецелевое использование бюджетных средств оснований не имеется.

Ссылка ТУ Росфиннадзора в Калининградской области на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», в соответствии с которыми по мнению ТУ Росфиннадзора должно производиться начисление и выплата заработной платы сотрудникам отдела ЗАГС администрации Советского городского округа, несостоятельна, поскольку указанными нормативно-правовыми актами регулируется оплата труда гражданских служащих, однако сотрудники отдела ЗАГС администрации Советского городского округа, как установлено в судебном заседании, таковыми не являются.

Поскольку, как указано выше, администрацией Советского городского округа, а соответственно главой Советского городского округа ФИО2, не допущено нецелевого использования бюджетных средств, в действиях последнего отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление руководителя территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГП о назначении ФИО1 наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 ч. 1 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Советский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Понимаш