Дело № 12-131/2016
Судья Ермолаева Т.П.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
19 июля 2016 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии, Учреждение),
У С Т А Н О В И Л:
12 мая 2016 года государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1 в отношении МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июня 2016 года производство по делу в отношении МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, государственный инспектор Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1 подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить постановление судьи, поскольку вина Учреждения во вменяемом правонарушении подтверждается представленными доказательствами.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, мнение представителя Учреждения ФИО2 об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно пункту 18 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы производства и потребления на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 6 ноября 2015 года № 1049, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с Методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в Минприроды Чувашии (далее - Технический отчет). Технический отчет представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями непосредственно в Минприроды Чувашии или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, технический отчет по обращению с отходами является неотъемлемой частью утверждаемых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
12 мая 2016 года государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1 в отношении МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку технический отчет по обращению с отходами за период с 24 декабря 2014 года по 24 декабря 2015 года представлен Учреждением в Минприроды Чувашии 27 апреля 2016 года с нарушением установленных законом сроков, что является нарушением пункта 18 Порядка, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 6 ноября 2015 года № 1049 и статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях Учреждения состава административного правонарушения, суд, сославшись на статьи 1, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пришел к выводу о недоказанности осуществления МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии деятельности по обращению с отходами, в том числе накоплению, и как следствие этого, отсутствия у Учреждения обязанности по представлению отчетности по образованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Однако указанные выводы судьи являются преждевременными, сделанными без надлежащего изучения и оценки всей совокупности доказательств по делу.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Изложенные требования закона при рассмотрении дела судьей в полной мере соблюдены не были.
Судья, рассматривающий в порядке административного судопроизводства жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вправе, руководствуясь приведенной нормой, осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов – это временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Из представленных материалов следует, что 24 декабря 2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской республике Учреждению утверждены нормативы образования отходов и лимиты их размещения, согласно которым образуемые отходы передаются другому юридическому - ОАО <данные изъяты>, для размещения на санкционированной свалке ТБО. Срок действия нормативов и лимитов - с 24 декабря 2012 года по 24 декабря 2017 года.
Согласно техническому отчету по обращению с отходами за период с 21 декабря 2014 года по 21 декабря 2015 года у Учреждения образовались отходы из жилищ несортированные (за исключением крупногабаритных) - 37,570 тонн, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – 123,08 тонн, смет с территории предприятия малоопасный - 49,78 тонн, пищевые отходы с кухонь и организаций общественного питания несортированные 19,08 тонн. Указанные отходы переданы АО <данные изъяты> для размещения (захоронения на санкционированной свалке) на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Каким-образом Учреждение обращалось с отходами производства и потребления с момента их образования до передачи специализированной организации для осуществления захоронения на санкционированной свалке, судьей районного суда не выяснено, факт подачи технического отчета об обращении с отходами, необходимость которого признана Учреждением, наименование видов отходов и технологических процессов, в результате которых образуются отходы, судьей не учтены.
Между тем обстоятельства обращения Учреждения с отходами в вышеуказанный период имеют существенное значение для дела, поскольку они не исключают осуществление Учреждением накопления отходов.
Из-за указанных существенных нарушений норм административного законодательства, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи в соответствии с требованиями пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев