ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-131/2017 от 19.12.2016 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 12-131/2017

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж 4 апреля 2017 г.

Судья Советского районного суда г. Воронежа Платонов В.В.,

с участием представителя УГАДН по Воронежской области ФИО11 (доверенность от 17.03.17), представителя АО «ВПАТП №3» ФИО12 (доверенность от 19.12.2016),

рассмотрев жалобу генерального директора АО «ВПАТП №3» ФИО13 на постановление по делу об административном правонарушении от 28.02.2017,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Воронежской области №152 по делу об административном правонарушении от 28.02.2017 за не обеспечение юридическим лицом АО «ВПАТП №3» соответствия работников данного АО профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в частности предусмотренным приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 №287, которое было выявлено в ходе проведения плановой выездной проверки в 10 часов 14.02.2017 по адресу: <адрес>, юридическое лицо АО «ВПАТП №3» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Генеральный директор АО «ВПАТП №3» ФИО13 обратился в Советский районный суд г. Воронежа с жалобой, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить, так как АО «ВПАТП №3» были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства.

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, разъяснены их права.

Заявлений, отводов, самоотвода, не поступило.

Оглашена жалоба.

Судьей удовлетворены заявленные ходатайства представителем УГАДН по Воронежской области ФИО11 - о приобщении к материалам жалобы отзывов на жалобу, представителем АО «ВПАТП №3» ФИО12 – о приобщении дополнения к жалобе.

В судебном заседании представитель АО «ВПАТП №3» ФИО12 поддержала доводы жалобы, пояснив, что квалификация ряда сотрудников Общества действительно не соответствует требованиям приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 №287, но они были приняты на работу до вступления в силу указанного нормативного акта в соответствии с действующим на тот момент приказом Минтранса от 22.06.1998 №75. В целях выполнения требований положения приказа данным сотрудникам Обществом было предложено заключить соглашение о получении дополнительного образования в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты РФ, данными в письме от 4.04.2016 №14-0/10/В-2253, на что те отказались. Однако данное обстоятельство не является основанием для увольнения этих сотрудников, или перемещения их на другую работу. Кроме того, при выявлении нарушений действующего законодательства, сотрудники УГАНД должны были провести досрочную аттестацию работников предприятия, и в случае несоответствия их занимаемым должностям, АО «ВПАТП №3» приняло бы к данным работником предусмотренные трудовым законодательством меры.

Представитель УГАДН по Воронежской области ФИО11 возражал против удовлетворения жалобы, так как АО «ВПАТП №3» было обязано принять меры и направить сотрудников, квалификация которых не отвечает требованиям законодательства, на дополнительное обучение, на что у юридического лица имелось достаточно времени.

Изучив материалы дела в полном объеме, жалобу генерального директора АО «ВПАТП №3» ФИО13, выслушав представителя АО «ВПАТП №3» ФИО12, представителя УГАДН по Воронежской области ФИО11, дополнительно приобщенные документы, судья приходит к следующему выводу.

Статьей 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из анализа представленных материалов дела усматривается, что действительно квалификация отдельных сотрудников АО «ВПАТП №3» не соответствует требованиям приказа Минтранса РФ от 28.09.2015 №287, а именно: у контролеров ФИО1, ФИО2, ФИО3 в нарушением п. 14.3 Приказа отсутствует диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" либо диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" (за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта") либо диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств; а у диспетчеров ФИО4, ФИО5, ФИО6ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в нарушение п. 13.3 Приказа - диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" либо диплом о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Во исполнение приказа Минтранса России №287 от 28.09.2015 генеральным директором АО «ВПАТП №3» ФИО13 подписан приказ от 23.06.2016, согласно которому начальнику отдела кадров поручено проверить соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям и в случае несоответствия предложить им заключить соглашение о получении образования, необходимого для выполнения должностных обязанностей.

30.06.2016 работники Общества ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО5, ФИО4, ФИО3 были извещены о необходимости приведения в соответствие их профессиональных и квалификационных качеств требованиям, предусмотренным приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 №287, им предложено заключить соглашение о получении образования, необходимого для выполнения должностных обязанностей. Однако согласно докладной записки от 21.07.2016 указанные работники отказались от подписания соглашения о получении образования.

Как отмечено в п.10 письма Министерства труда и социальной защиты РФ, от 4.04.2016 №14-0/10/В-2253, обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора. По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

В пункте 3 «Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 N 13/11 (далее Положение) установлено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет после повышения квалификации аттестуемого. Досрочно аттестация проводится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Как указано в п. 4 названного Положения аттестация указанных лиц предприятий независимо от форм собственности проводится в аттестационных комиссиях региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случаях их отсутствия в органах, выдающих соответствующие лицензии организациям.

Согласно пункту 8 Положения по результатам аттестации аттестационная комиссия дает оценку: соответствует назначаемой (занимаемой) должности либо не соответствует назначаемой (занимаемой) должности.

Несоответствие уровня образования работника требованиям, установленным приказом Минтранса России №287 от 28.09.2015, согласно действующему трудовому законодательству не является основанием для увольнения данного работника, о чем дает разъяснение в своем письме Государственная инспекция труда в ВО от 14.03.2017. Таким образом, поскольку аттестация работников не проводилась, у Общества не было основания для увольнения работников, квалификация которых не соответствует выполняемой ими работе.

При этом судья находит неубедительными доводы представителя УГАНД о том, что инициировать досрочное проведение аттестации работников должно было само юридическое лицо, поскольку данное требование не закреплено вышеназванными нормативными актами. Кроме того, сам представитель Управления пояснил, что в случае совершения транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, досрочная аттестация соответствующих руководителей или специалистов проводится по инициативе УГАНД.

Таким образом, АО «ВПАТП №3» приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

В связи с этим, в действиях АО «ВПАТП №3» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу генерального директора АО «ВПАТП №3» ФИО13 на постановление заместителя начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Воронежской области №152 по делу об административном правонарушении от 28.02.2017 удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Воронежской области от 28.02.2017 по делу об административном правонарушении в отношении АО «ВПАТП №3», предусмотренном ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, отменить. Прекратить производство по настоящему делу за отсутствием в действиях АО «ВПАТП №3» состава указанного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.В. Платонов