Дело №
РЕШЕНИЕ
<адрес> 19 февраля 2018 года
Судья Люберецкого городского суда Московской области Нестерова О.А., при секретаре ФИО, рассмотрев жалобу <...> на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГ о привлечении <...> к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГ<...> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <...> рублей, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, а именно: не предоставление отчетности о деятельности общества, связанной с потреблением, размещением и утилизацией отходов.
Не согласившись с вынесенным постановлением, <...> обжалует его как незаконное и необоснованное. Постановление вынесено в отсутствие представителя общества.
Представитель <...>» в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, просил постановление отменить.
Представитель министерства экологии и природопользования МО МИЛ просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Показала, что представитель общества был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, однако не явился. У общества отсутствуют все необходимые договоры и отчетная документация. Даже после вынесения постановления об административном наказании, обществом предоставлены не все запрашиваемые документы, отсутствуют самые необходимые.
Исследовав материалы дела, доводы сторон, жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КРФоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Ст. 26.2 КРФоАП указывает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,…. устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ- административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу частит 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны состава административного правонарушения.
Проверка в отношении <...> проводилась на основании поступившего в Министерство экологии и природопользования Московской области обращения председателя Президиума <...>» МОЛ по вопросу несанкционированного размещения <...>» отходова, образовавшихся в результате термической обработки твердых бытовых отходов (зола) на мусоросжигательном заводе №<адрес>№ от ДД.ММ.ГГ).
По вышеуказанному факту Министерством в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В ходе проведения административного расследования установлено, что Общество создано ДД.ММ.ГГ (согласно информации с официального сайта Федеральной налоговой службы https://egrul.nalog.ru).
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (<...> Общество является микропредприятием (с ДД.ММ.ГГ).
Согласно п. 4.1 Уставу, утвержденному Решением № Единственного учредителя от ДД.ММ.ГГ (далее – Устав), цель создания Общества – получение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами.
В соответствии с п. 5.1 Устава Общество вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5.2 Устава, для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, Общество получает лицензию в установленном законодательством РФ порядке.
Обществом в ДД.ММ.ГГ в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу лицензия сер. № от ДД.ММ.ГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов III-IV класса опасности на земельном участке по адресу: <адрес>, г.<адрес> (промышленная зона) (кадастровый №).
В 2017 г. вышеуказанная лицензия Обществом переоформлена в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу и получена лицензия № от ДД.ММ.ГГ на осуществление деятельности по сбору, обработке, транспортированию, утилизации и обезвреживанию отходов <...> опасности на земельных участках по адресам: 1. <адрес>А; 2. <адрес>, г.<адрес> (промышленная зона) (кадастровый №).
Согласно вышеуказанной лицензии Общество осуществляет сбор, транспортирование, обезвреживание и утилизацию отходов <...> опасности, в том числе отходов IV класса опасности «Отходы газоочистки при сжигании твердых коммунальных отходов малоопасные» (код по ФККО 7 47 117 11 40 4) и «Зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным» (<...>
Для осуществления вышеуказанного вида деятельности Общество арендует у физических лиц ПОВ, РСВ и ПАИ земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060606:211 (категория земель – земли населенных пунктов) общей площадью <...> сооружением (разворотная площадка) площадью <...> м по адресу: <адрес> (промышленная зона) (согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГ №б/н, от ДД.ММ.ГГ №б/н).
Общество так же арендовало с ДД.ММ.ГГ у физических лиц СЕВ, РСВ, ПАИ земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 46 <...> с сооружением (разворотная площадка) общей площадью <...> кв. м по адресу: <адрес> в районе полей аэрации вблизи <адрес> по улице <адрес> (согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГ №б/н). Согласно письму Общества, по состоянию на «ДД.ММ.ГГ г. вышеуказанный земельный участок в аренде у Общества отсутствует.
Обществом заключен с <...>» договор аренды технического оборудования от ДД.ММ.ГГ №б/н. Согласно вышеуказанному договору Общество арендует у ООО <...>» техническое оборудование по сортировке отходов, пресс для упаковки и обвязки мусора FDY-180 производства Китайской народной республики, технологическую линию первичной переработки отходов, дробилку щековую <...> вибрационный грохот сортировки сыпучих материалов и отходов модель S190, термодеструкционную установку «<...> бункер для приема, резервуар для жидких отходов. Кроме того, согласно лицензионному делу ДД.ММ.ГГ переданному в Министерство Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Общество приобрело в собственность у <...>» сепарационную линию <...> (договор поставки №-Э/16 от ДД.ММ.ГГ).
Министерством в ходе проведения административного расследования истребованы у Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (письмо исх. от ДД.ММ.ГГ№Исх-16900), у <...>» (Определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ№) сведения и документы.
Согласно ответу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (исх. от ДД.ММ.ГГ№; вх. от ДД.ММ.ГГ№Вх-44562) Общество не представляло в 2017 г. в Департамент «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (форма №-ТП (отходы)) за 2016 г.
Согласно документам, представленным в Министерство <...>» (исх. от ДД.ММ.ГГ№), Обществом заключен с <...> договор от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП на оказание услуг по обращению с отходами - сбор, транспортирование, утилизация (обезвреживание) остатков о сжигания твердых коммунальных отходов, содержащих преимущественно оксиды кремния, железа и алюминия (шлак от термического обезвреживания твердых коммунальных отходов) (далее – Шлак), находящихся на объектах ГУП «<...> (Спецзавод №) в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение № к договору от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП) Общество доставляет Шлак к месту осуществления лицензируемого вида: обезвреживание и утилизация по адресу: <адрес>, д.<адрес>, <...> (промышленная зона).
Согласно п. 1.2 договора от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП Общество принимает на себя ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами. В соответствии с п. 1.3 договора от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП Общество обязуется нести бремя содержания отходов, и обязанности собственника отходов и природопользователя.
Обществом так же заключен с <...>» договор от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП на оказание услуг по обращению с отходами – сбор, транспортирование, утилизация (обезвреживание) отходов газоочистки при сжигании твердых коммунальных отходов малоопасных (зола от термического обезвреживания твердых коммунальных отходов) (далее – Зола), находящихся на объектах <...>» (Спецзавод №) в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение № к договору от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП) Общество доставляет Золу к месту осуществления лицензируемого вида деятельности: обезвреживание и утилизация по адресу: <адрес>, д.<адрес>, <...> (промышленная зона).
Согласно п. 1.2 договора от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП Общество принимает на себя ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами. В соответствии с п. 1.3 договора от ДД.ММ.ГГ№-ЭТП Общество обязуется нести бремя содержания отходов, и обязанности собственника отходов и природопользователя.
Согласно Актам выполненных работ (услуг) Общество в период с ноября 2016 г. по декабрь 2016 г. включительно предоставило ГУП «Экотехпром» услуги по сбору, транспортированию, утилизации (обезвреживанию) <...> Шлаков и <...>.
Сведения (с подтверждающими документами) о том, каким образом Общество осуществило обезвреживание и утилизацию вышеуказанных отходов, в Министерство в ходе административного расследования Обществом не представлены.
Вместе с тем, Министерством неоднократно истребовались у Общества вышеуказанные документы (Определения об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ№, от ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ№), в том числе статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» ДД.ММ.ГГ с документами, подтверждающими достоверность сведений и порядок учета в области обращения с отходами за 2016 -2017 гг.
Однако, в ходе административного расследования статистическая отчетность по форме <...> об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» ДД.ММ.ГГ. с документами, подтверждающими достоверность сведений, и порядок учета в области обращения с отходами ДД.ММ.ГГ Обществом представлены не были.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Общество является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потребления (в части их сбора, накопления, транспортировки, обезвреживания и утилизации) на территории Центрального федерального округа.
Согласно п. 1 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (далее – Приказ) порядок учета в области обращения с отходами (далее – Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
В соответствии с п. 4 Приказа учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Согласно п. 10 Приказа таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю. Согласно п. 5 Приказа учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. В соответствии с п. 20 Приказа индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Центрального федерального округа, а также территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Москвы и Московской области, является Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (согласно Положению о Департаменте, утвержденному приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГ№).
<...>» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потребления (в части их сбора, накопления, транспортировки, обезвреживания и утилизации) на территории Центрального федерального округа. Следовательно, «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (форма №-ТП (отходы)) должны ежегодно до «01» февраля предоставляться Обществом в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
В нарушение указанных выше норм,
- <...>» не предоставило в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в установленные законом сроки (ДД.ММ.ГГ г.) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (форма №-ТП (отходы)) за 2016 г.;
- не ведет в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Таким образом, ДД.ММ.ГГ г. в 09 часов 00 минут по адресу: 143407, <адрес>, бульвар Строителей, <адрес>, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области установлен факт события административного правонарушения.
У юридического лица <...>» имелась возможность для соблюдения требований ч. 1, ч. 2 ст. 19 федерального закона от ДД.ММ.ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказ Росстата от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»; приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГ№ «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ДД.ММ.ГГ в отношении <...>» вынесено постановление, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ т назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...>.
Наказание назначено в пределах санкции статьи.
Доводы представителя юридического лица о том, что они не знали о возбужденном деле об административном правонарушении, составлении протокола и вынесении решения, поскольку не были уведомлены, суд не может признать убедительными, поскольку в деле имеются документы, свидетельствующие о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности и направлении ему по месту регистрации юридического лица, указанной в ЕГРЮЛ, процессуальных документов. Согласно ответа почтового отделения, данной организации по адресу не существует. Поскольку юридические лица несут риск неполучения значимой информации по месту регистрации юридического лица, то общество считается надлежаще уведомленным. Кроме того, информация о времени и месте составления постановления была продублирована на сайт организации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вина <...>» установлена совокупностью доказательств по делу, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, определениями об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ.телефонограммой о том, что телеграмма о явке на составление административного протокола не доставлена, т.к. почту получает до востребования курьер, дублирующим уведомлением на электронную почту организации, ходатайством об отложении времени составления протокола, определением об отказе в удовлетворении ходатайства (суд считает, что поскольку имеется представитель общества по доверенности, он мог присутствовать при составлении протокола), протоколом об административном правонарушении, постановлением о привлечении к административной ответственности, другими материалами дела, суд считает, что оснований для отмены постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГ о привлечении <...>» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области, консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами МИЛ от ДД.ММ.ГГ о привлечении <...> к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу <...> - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья