ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-131/2021 от 01.07.2021 Майминского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 12-131/2021

УИД 02RS0003-01-2021-000904-71

РЕШЕНИЕ

01 июля 2021 года с. Майма

Судья Майминского районного суда Республики Алтай Прокопенко О.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Сибирская продовольственная компания» Бабышева А.С. на постановление заместителя руководителя - начальника отдела государственного экологического надзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Сибирская продовольственная компания»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела государственного экологического надзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> ООО «Сибирская продовольственная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитником ООО «Сибирская продовольственная компания» Бабышевым А.С. подана жалоба, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, по тем основаниям, что ООО «СПК» эксплуатирует объект переработки и консервирования мяса и мясной продукции, расположенный по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, поставленный на государственный учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При разработке ПНООЛР учтена действующая на предприятии схема водопотребления и водоотведения, согласно которой все сточные воды Филиала «Соузгинский» ООО «СПК», в т.ч. хозяйственно-бытовые и производственные, поступают в камеры жироловки и песколовки, а затем перекачиваются в накопитель. В процессе отделения жира на поверхность и осаждения взвешенных частиц в камерах жироловки и песколовки образуются отходы «Всплывающие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» (код по ФККО 7 22 111 21 394) и «Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» (код по ФККО 7 22 109 01 39 4). Таким образом, в накопитель (выгребную яму) попадает сточная вода, не содержащая осадка, в связи с чем, отходов (осадков) из выгребных ям, указанных в оспариваемом постановлении, в результате деятельности филиала «Соузгинский» ООО «СПК» не образуется. Кроме того, такие виды отходов как «Всплывающие вещества, включая жиры, при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» и «Осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные» отнесены согласно ФККО к группе «Отходы (осадки) при механической и физико-химической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 7 22 100 00 00 0), т.е. образование данных видов отходов предполагается в результате механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, что имеет место в рассматриваемом случае, поскольку для очистки смешанных сточных вод на предприятии установлены – жироловка и песколовка.

В судебном заседании защитник ООО «СПК» Бабышев А.С. полагал обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению, по доводам, изложенным в жалобе.

Представители Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, ФИО2 в судебном заседании считал постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Судья, выслушав защитника, представителей, изучив и проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из обжалуемого постановления следует, что ООО «СПК» осуществляет эксплуатацию объекта переработки и консервирования мяса и мясной продукции, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> (код объекта <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>П, 1 категория негативного воздействия, значительный риск), поставленного на государственный учет в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), с учетом проведенной актуализации учетных сведений об объекте НВОС, им не исполнена обязанность по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов I-V классов опасности. Установление данного факта послужило основанием привлечения ООО «СПК» к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки произведен натурный осмотр территории, зданий, строений, сооружений ООО «СПК», и установлено, что на территории предприятия расположены: административное двухэтажное здание; здание производственного корпуса; здание холодильника: здание модуля «Ласка» (недостроенное); котельная; гараж; канализационная насосная станция (КНС); здание жироловки; склады; здание очистных сооружений; накопители жидких отходов и иные объекты. На территории ООО «СПК» предусмотрены и оборудованы места накопления отходов (площадки, контейнеры), с которых отходы в дальнейшем передаются специализированным организациям для утилизации, обезвреживания и/или размещения отходов.

Согласно схеме систем водопотребления и водоотведения ООО «СПК», утвержденной ООО «СПК» и согласованной с Отделом водных ресурсов ВО БВУ и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в 2018 году, вода используется на питьевые и производственно-хозяйственные нужды (административное здание, душ, котельная, гараж, комплексная переработка скота); все объекты водопотребления включены в единый водопровод; сток осуществляется в канализационную сеть предприятия, состоящую из канализационных чугунных труб, через колодцы, жироловку-песколовку, далее канализационно-насосной станцией подаются в водонепроницаемые бетонированные выгребы объемом 160 м3, откуда вывозятся на утилизацию по договору.

В результате осуществления деятельности ООО «СПК» на объекте НВОС в проверяемом периоде образовывались жидкие производственные и бытовые отходы (ЖБО).

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> данный вид отхода: отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО 7 32 100 01 30 4).

Факт образования указанных отходов и их передачи ООО «Коммунальщик» для размещения в 2018 году подтверждается данными учета в области обращения с отходами за 2018 год, отчетом по форме федерального статистического наблюдения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2018 год, справками ООО «Коммунальщик» о приеме на полигон ТБО, ЖБО, актами выполненных работ.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Закона об отходах).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 указанной статьи).

Порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.12.2020 N2 1026 (вступил в силу с 01.01.2021).

В соответствии с п. п. l, 3 указанного Порядка паспорт отходов I-IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе; паспортизация отходов I-IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности.

Для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению № 2 к данному приказу (п. 6 указанного Порядка).

В проверяемом периоде действовал Порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712.

В соответствии с пунктом 4 Порядка паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Из акта проверки от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> следует, ООО «СПК» разработаны и утверждены <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> паспорта на определенные виды отходов I - IV класса опасности. Однако паспорт на образующиеся отходы (осадки) из выгребных ям отсутствует.

Следовательно, материалами дела подтверждается и в судебном заседании установлено, что ООО «СПК», осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте 1 категории, не исполнена обязанность по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности классов опасности.

При вынесении обжалуемого постановления, должностным лицом, верно, установлена объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, характеризующаяся бездействием, которое выразилось в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Нарушение указанных требований допущено по вине ООО «СПК», которое не приняло все зависящие от него меры для выполнения установленных законом требований.

Доказательств не возможности выполнения указанных требований закона при вынесении обжалуемого постановления, при рассмотрении дела в суде представлено не было.

Протокол об административном правонарушении от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Необходимые сведения, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения, в протоколе отражены, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, процессуальных нарушений при его составлении не допущено.

Довод защитника о том, что все отходы, в том числе отходы (осадков) из выгребных ям проходят через жироловку и песколовку, нахожу не состоятельным в виду отсутствия этому доказательств. Материалами дела подтверждается, что в результате хозяйственной деятельности ООО «СПК» образуются опасные отходы, а именно: отходы (осадки) из выгребных ям, согласно указанному каталогу отходов, относящиеся к отходам IV класса опасности. Паспорт на указанный вид опасного отхода не разработан.

Представленный защитником договор от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> о сдаче ООО «СПК» ООО «Надежда» биоотходов для их переработки, не является соответствующим документом по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности.

Оснований для переквалификации вменяемого ООО «СПК» правонарушения с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ на ст. 8.2 КоАП РФ в редакции, действовавшей до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, не усматриваю, поскольку состав ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ направлен на привлечение к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

В рассматриваемом случае отсутствуют основания для объединения дел об административных правонарушениях и применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, так как выявленные в рамках проверки нарушения требований законодательства об охране окружающей среды допущены не в результате одного бездействия. Объективная сторона допущенных правонарушений различна, по каждому факту составлен протокол и вынесено постановление. Жалобы на постановления должностного лица, вынесенные по соответствующим делам, правильно рассмотрены в отдельном производстве с принятием решения по каждому совершенному правонарушению.

Иные доводы, не влияют на выводы должностного лица о виновности ООО «СПК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Таким образом, факт совершения ООО «СПК» административного правонарушения и его виновность подтверждены материалами дела, оцененными в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия ООО «СПК» при вынесении постановления по делу об административном правонарушении квалифицированы правильно – по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, то есть неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Санкция ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, ООО «СПК» назначено минимальное административное наказание в пределах санкции ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, в отношении ООО «СПК» судьей не установлены.

При таких обстоятельствах судья находит постановление законным, вынесенным в соответствии со ст.ст. 25.1, 29.10 КоАП РФ, следовательно, не подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела государственного экологического надзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Сибирская продовольственная компания» - оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Сибирская продовольственная компания» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения его копии в Верховный Суд Республики Алтай.

Судья О.П. Прокопенко