Дело № 12-131/2021
УИД 21RS0015-01-2021-000505-60
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
23 июля 2021 года гор. Цивильск
Судья Цивильского районного суда Чувашской Республики Ильин В.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Цивильского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении административного наказания на основании ч.6 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Цивильского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с назначенным административным наказанием, ФИО1 обжаловал постановление должностного лица пожарного надзора в суд. Ставя вопрос об отмене обжалуемого постановления, заявитель в жалобе указал на истечение срока давности привлечения к административной ответственности и на недоказанность в его действиях состава вмененного правонарушения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, заявитель ФИО1 и потерпевший Х. в суд не явились.
В связи с тем, что указанные лица не просили об отложении рассмотрения дела судья считает возможным рассмотреть жалобу ФИО1 без их участия.
Согласно ст. 38 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 20 названного Закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, ФИО1 в 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на участке, расположенном по адресу: <адрес>, нарушил п. 81 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Также, из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ на указанном участке произошел пожар.
Согласно ст.1 Федерального закона о пожарной безопасности термин «Пожар» означает неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Для привлечения виновного лица к административной ответственности по ч.6 ст. 20.4 КоАП РФ необходимо наступление противоправных последствий: возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Диспозиция статьи 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности нужно установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.
Пунктами 2, 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из протокола об административном правонарушении, составленного ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Цивильского района по пожарному надзору, следует, что событие вмененного ФИО1 правонарушения выражается в том, что он в 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, находясь на участке по адресу: <адрес>, нарушая требования п.85 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390, выгреб золу из топки и выбросил рядом с сараем.
Согласно п. 85 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, действовавших на момент указанных событий, зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть залиты водой и удалены в специально отведенное для них место.
Аналогичные требования при эксплуатации печного отопления предусмотрены п.81 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Х..
Из объяснений потерпевшего Х. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в принадлежащем ему указанном жилом доме проживает его дядя- ФИО1. хозяйство застраховано. О пожаре он узнал по телефону от матери. Причинений ущерб оценивает в 95 000 рублей. Причину пожара назвать не может.
Кроме вышеприведенных доказательств, обжалуемое постановление должностного лица по пожарному надзору также основано на объяснениях ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что с 09 часов ДД.ММ.ГГГГ в течение часа на территории участка, находящегося по вышеназванному адресу, на расстоянии 10 метров от сгоревшего сарая, грел на костре воду. Около 13 часов того же дня совковой лопатой перекинул золу рядом со сгоревшим сараем. После 14 часов находился дома. Около 22 часов ему сообщили, что горят надворные постройки.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Из протокола объяснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что они получены в рамках доследственной проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ, и заявителю предварительно не были разъяснены права, предусмотренные ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ, до составления протокола об административном правонарушении, ОНД и ПР по Цивильскому районе от ФИО1 поступили письменные возражения, в которых он указывал, что золу с места на место не перекладывал. Причина пожара ему не известна, а также, по его мнению, не установлена. Все ранее подписанные документы по факту пожара он подписывал в момент тушения пожара, в связи с чем, не имел возможности правильно и адекватно оценить всю ситуацию и обстановку.
При таких обстоятельствах, объяснения ФИО1 следует признать недопустимыми.
В представленных материалах дела отсутствуют доказательства того, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 эксплуатировал печное отопление и непотушенную золу из топки удалил в неотведенное место. Кроме того, невозможно установить место разведения им костра относительно требований п.77 Правил противопожарного режима от ДД.ММ.ГГГГ, а равно идентифицировать имущество, уничтоженное или поврежденное пожаром, причины возникновения пожара и следственная связь между действиями ФИО1 и последствиями, указанным в диспозиции в ч.6 ст. 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление нельзя признать законным, оно подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено это постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Цивильского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении ФИО1 административного наказания на основании ч.6 ст. 20.4 КоАП РФ отменить, а производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховый Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии.
Судья Ильин В.Г.
Решение02.08.2021