Судья: Метелкин Е.В. Дело № 12-1326/2021
Решение
«09» июня 2021 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Попова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО «Таманская винная компания - Кубань» <ФИО>3 на постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Таманская винная компания - Кубань»,
установил:
обжалуемым постановлением от 15 марта 2021 года судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края юридическое лицо ООО «Таманская винная компания - Кубань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, генеральный директор ООО «Таманская винная компания - Кубань» Гончар Ю.И. просит отменить решение судьи районного суда, считая его незаконным, вынесенным с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без полного исследования всех обстоятельств по делу, также просит производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья краевого суда не находит доводов для отмены решения судьи районного суда, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
На основании ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения
земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использовании способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 08 июля 2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», плодородный слой почвы - компонент природной среды, сформировавшийся на поверхности земли, состоящий из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности.
Согласно Письму Росприроднадзора от 23 мая 2012 года № ВК-03-03- 36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14 ноября 2011 года № ВК-03- 03-36/14757», порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Как установлено судом первой инстанции, на земельных участках с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, расположенными на <Адрес...><Адрес...> выявлено превышение загрязняющих веществ, а именно: нефтепродуктов, цинка, свинца, мышьяка, азот нитратов в почве, что подтверждается протоколами испытаний (измерений) проб почвы вх. № 11894 от 29 июня 2020 года.
В ходе планового рейдового осмотра специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ в результате сброса неочищенных сточных вод на земельных участках с кадастровыми номерами <№...> категория земель: земли населённых пунктов и <№...>, категория земель: земли населённых пунктов, для строительства цеха по переработке и хранению виноматериалов, складов и подъездных путей с площадкой погрузки-выгрузки.
При обследовании земельного участка с кадастровым номером <№...> установлены места складирования отходов производства виноделия: гребни виноградные, выжимки фруктовые и ягодные, дрожжевые осадки, отжатые непосредственно на земной поверхности. Площадь участка, где находились отходы производства виноделия, составил 50x20м с примерными координатами участка <№...> Также в непосредственной близости к ограждению ООО «Таманская винная компания Кубань» на участке с координатами <№...> установлено нахождение засохшего вещества серого цвета без запаха площадь участка 50x20м.
В ходе планового рейдового осмотра специалистом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ в результате сброса неочищенных сточных вод на земельных участках.
Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы № 8 П от 28 мая 2020 года, отбор проб почвы был произведен методом объединения точечных проб в количестве 5 шт., глубина отбора в интервалах на глубине 0,00 - 0,20м.
Согласно протоколам испытаний (измерений) проб почв 8 П от 17 июня 2020 года, № 19 П от 08 июня 2020 года, № 27П от 09 июня 2020 года, № 20-П-БШ от 09 июня 2020 года, а также на основании экспертного заключения № 82 от 17 июня 2020 года установлено превышение в сравнении с фоновой концентрацией (проба № 41) в пробе № 42 (пробная площадка) по следующим показателям: по нефтепродуктам - в 1,06 раза; по цинку - в 1,3 раза; по свинцу – в 1,5 раза; по мышьяку – в 2,8 раз; по азоту нитратов в 1,1 раза. Также выявлено превышение ПДК (ГН 2.1.7.2041-06): по меди в 4,9 раза; по мышьяку в 5,3 раза.
При обследовании земельного участка с кадастровым номером <№...> категория земель: земли населённых пунктов, для строительства цеха по переработке и хранению виноматериалов, складов и подъездных путей с площадкой погрузки-выгрузки, установлен факт сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности из очистных сооружений. Неочищенные сточные воды сбрасываются на рельеф местности и под уклоном протекают по территории данного участка. Юго-западная часть участка не огорожена, участок представляет собой леса-полосу, заросшую древесно-кустарниковой и травянистой растительностью. При обследовании установлено, что на участке с координатами <№...> видны следы строительной техники, предположительно по проведению работ по устранению следов розлива жидкости темного цвета, с характерным запахом отходов производства виноделия, размер участка 66x9м. На участке леса- полосы, на котором производились работы по засыпке грунтом обнаружена засохшая древесно-кустарниковая растительность.
Согласно протокола отбора (измерений) проб почвы № 9 П от 28 мая 2020 года, отбор проб почвы был произведен методом объединения точечных проб в количестве 5 шт., глубина отбора в интервалах на глубине 0,00 - 0,20; 0,20 - 0,5; 0,5 - 1,0 м.
Согласно протоколам испытаний (измерений) проб почв 9 П от 17 июня 2020 года, № 22-П от 08 июня 2020года, № 28П от 09 июня 2020 года, № 23-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 24-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 25-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 26-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 27-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 28-П- БИО от 09 июня 2020 года, а также на основании экспертного заключения № 83 от 17 июня 2020 года установлено превышение в сравнении с фоновой концентрацией (проба № 83/43) в пробе № 86/46 (пробная площадка), отобранной на глубине 0-0,2 м, по следующим показателям: по нефтепродуктам - в 1,7 раза; по цинку – в 1,1 раза; по свинцу - в 1,1 раз; по меди – в 1,0 раза; по фосфору - в 3 раза; по азоту нитратов в 1,5 раза. Также выявлено превышение ПДК (ГН 2.1.7.2041-06): по меди в 5,1 раза; по мышьяку в 2,1 раза.
Согласно протоколам испытаний (измерений) проб почв 9 П от 17 июня 2020 года, № 22-П от 08 июня 2020 года, № 28п от 09 июня 2020 года, № 23-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 24-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 25-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 26-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 27-П-БИО от 09 июня 2020 года, № 28-П- БИО от 09 июня 2020 года, а также на основании экспертного заключения № 83 от 17 июня 2020 года установлено превышение в сравнении с фоновой концентрацией (проба № 84/44) в пробе № 87/47 (пробная площадка) отобранной на глубине 0,2-0,5 м по следующим показателям: по нефтепродуктам - в 1,3 раза; по цинку - в 2,2 раза; по свинцу - в 1,6 раза; по меди - в 1,01 раза; по фосфору - в 3 раза; по азоту нитратов –в 1,5 раза; по азоту нитритному - 3,8 раза. Также выявлено превышение ПДК (ГН 2.1.7.2041-06): по меди – в 5,1 раза; по мышьяку – в 2,0 раза.
17 июня 2020 года установлено превышение в сравнении с фоновой концентрацией (проба № 85/45) в пробе № 88/48 (пробная площадка) отобранной на глубине 0,5-1,0 м по следующим показателям: по нефтепродуктам – в 1,1 раза; по цинку – в 1,6 раза; по свинцу – в 1,7 раз; по меди – в 1,0 раза; по фосфору – в 3 раз; по азоту нитратов – в 1,4 раз; по азоту нитритному – в 1,4 раза; по фосфору – в 1,3 раза. Также выявлено превышение ПДК (ГН 2.1.7.2041-06): по меди – в 5,1 раза; по мышьяку – в 3,3 раза.
В материалах дела имеется договор аренды земельного участка от 15 сентября 2011 года №3000004614, согласно которому Администрация МО Темрюкский район предоставила в аренду ООО «Таманская винная компания - Кубань» земельный участок площадью <№...> м кв., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <Адрес...>, для строительства цеха по переработке и хранению виноматериалов, складов и подъездных путей с площадкой погрузки-выгрузки, кадастровый номер <№...>
Постановлением Администрации МО Темрюкский район №18-74 от 13 сентября 2011 года данный земельный участок предоставлен в аренду ООО «Таманская винная компания - Кубань» сроком на 10 лет.
Земельный участок с кадастровым номером <№...> располагается смежно с земельным участком с кадастровым номером <№...> в непосредственной близости с ООО «Таманская винная компания - Кубань», на котором были установлены места складирования отходов виноделия.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт совершения ООО «Таманская винная компания Кубань» административного правонарушения подтверждается материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО «Таманская винная компания - Кубань» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи.
При проверке законности принятого постановления, судьей районного суда все материалы дела были исследованы в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО «Таманская винная компания - Кубань» к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица по делу об административном правонарушении.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение постановления, судом первой инстанции не допущено.
Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Таманская винная компания - Кубань» Гончар Ю.И. - без удовлетворения.
Судья
краевого суда: Попова С.Г.