ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1326/2021 от 10.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-1326/2021

УИД: 59RS0004-01-2021-005198-67

РЕШЕНИЕ

10 сентября 2021 года г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Полевщиков А.В., с участием заявителя Пономаревой Г.В., защитника Бартовой М.Е., рассмотрев жалобу Пономаревой Г.В. на постановление от 19.03.2021 г. начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Г. (далее – должностное лицо) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении Пономаревой Г.В., 12.10.1980 г.р.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица от 19.03.2021 г. Пономарева Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Пономарева Г.В. признана виновной в том, что являясь работником контрактной службы ГКУ Пермского края «Финансово-хозяйственное управление», допустила нарушение п. 2 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 23 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1279, а именно 25.08.2020 г. внесла изменения в план-график закупок в части включения закупки изделий медицинского назначения на основании государственного контракта № 17 от 15.05.2020 г. с <данные изъяты>, заключенного на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», чем нарушила срок внесения изменений в план-график закупок на 102 дня (изменение необходимо было внести 15.05.2020 г.).

Не согласившись с указанным постановлением, Пономарева Г.В. обжаловала его в Ленинский районный суд г. Перми, просит отменить. В жалобе заявитель указала, что государственный контракт № 17 от 15.05.2020 г. с <данные изъяты> на поставку медицинских изделий был заключен от имени ГКУ ПК «ФХУ» и.о. министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края З. на основании доверенности от 22.04.2020 г.; непосредственно контракт и документы по нему поступили в ГКУ ПК «ФХУ» из министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края 26.08.2020 г. посредством электронной почты и зарегистрированы в системе электронного документооборота (.), в тот же день указанные документы были направлены ей руководителем контрактной службы посредством электронной почты; 26.08.2020 г. по поручению руководителя контрактной службы она внесла сведения о контракте в РИС-Закупки ПК и в ЕИС, направила уведомление в контрольный орган, 27.08.2020 г. контракт был зарегистрирован в ЕИС; при внесении сведений о контракте в РИС-Закупки ПК при указании даты заключения контракта 15.05.2020 г. система сообщила о технической ошибке, поскольку дата заключения контракта не может быть ранее даты публикации лота в плане-графике, в связи с чем была указана дата заключения контракта 26.08.2020 г., скрин-шот с указанием технической ошибки она разместила в ЕИС; на 15.05.2020 г. у ГКУ ПК «ФХУ» отсутствовали лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации, которые были доведены 20.08.2020 г. уведомлением № 3408, после чего по поручению руководителя контрактной службы 25.08.2020 г. она внесла в план-график закупок ЛОТ № 3428461; полагает, что нарушение срока внесения изменений в план-график закупок произошло по независящим от нее причинам и не связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею должностных обязанностей; полагает, что дело об административном правонарушении рассмотрено не всесторонне, без учета причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, т.к. при вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не были учтены указанные выше обстоятельства.

В судебном заседании Пономарева Г.В. поддержала жалобу по изложенным доводам, просила ее удовлетворить.

Защитник Бартова М.Е. поддержала жалобу по изложенным доводам, просила ее удовлетворить, отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Пономаревой Г.В. состава административного правонарушения.

Оценив доводы жалобы, заслушав заявителя Пономареву Г.В., защитника Бартову М.Е., исследовав обжалуемое постановление, материалы дела об административном правонарушении, представленные в обоснование жалобы копии документов – доверенность от 22.04.2020 г. ГКУ ПК «Финансово-хозяйственное управление» на имя и.о. министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края З., уведомления о лимитах бюджетных обязательств на 2020 г. № 3408 от 20.08.2020 г., скрин-шотов из программы «АЦК-финансы», электронной переписки по адресу электронной почты <данные изъяты> за 26.08.2020г., сайта <данные изъяты>, должностной инструкции работника контрактной службы ГКУ ПК «Финансово-хозяйственное управление», представленные защитником Бартовой М.Е. копии писем ГКУ ПК «Финансово-хозяйственное управление» в адрес Министерства здравоохранения Пермского края от 22.04.2020 г. и от 27.04.2020 г. по вопросам организации закупок медицинских изделий и оборудования, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению как наличие события административного правонарушения, так и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, должностное лицо, орган, судья в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства подлежат оценке в их совокупности в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся планирования закупок, информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, регулируются Федеральным законом от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков; закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (часть 1). В планы-графики включаются, в том числе наименование объекта и (или) наименования объектов закупок и объем финансового обеспечения для осуществления закупок (часть 2). Порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики, особенности включения в план-график информации об отдельных закупках, предусмотренных в том числе, частью 1 статьи 93 указанного Федерального закона устанавливаются Правительством РФ (части 3, 4). План-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 6). Планы-графики подлежат изменению при необходимости, в том числе приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий (часть 8). Внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона не позднее чем за один день до дня заключения контракта (часть 9).

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1279 утверждено Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок. В соответствии с п. 2 указанного Положения формирование планов-графиков закупок осуществляется заказчиками. Согласно п. 7 Положения план-график включает информацию, в том числе о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода. В соответствии с п. 23 Положения в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона внесение изменений в план-график осуществляется не позднее дня заключения контракта.

Из содержания обжалуемого постановления следует, что Пономарева Г.В., являясь работником контрактной службы ГКУ Пермского края «Финансово-хозяйственное управление», допустила нарушение п. 2 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 23 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1279, а именно 25.08.2020 г. внесла изменения в план-график закупок в части включения закупки изделий медицинского назначения на основании государственного контракта № 17 от 15.05.2020 г. с <данные изъяты> заключенного на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», чем нарушила срок внесения изменений в план-график закупок на 102 дня (изменение необходимо было внести 15.05.2020 г.).

Однако, всесторонний анализ имеющихся в деле доказательств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, не позволяет прийти к безусловному выводу о доказанности вины Пономаревой Г.В. в совершении административного правонарушения при изложенных в постановлении обстоятельствах.

Имеющиеся в деле доказательства, а именно протокол об административном правонарушении от 19.03.2021 г., письменные объяснения Пономаревой Г.В. от 19.03.2021 г., копии решения по результатам проведения внеплановой проверки № 52 от 25.12.2020 г., государственного контракта № 17 от 15.05.2020 г. между ГКУ ПК «Финансово-хозяйственное управление» в лице З. и <данные изъяты> на поставку защитных комбинезонов на сумму 37 441 320 руб., сведения из Единой информационной системы в сфере закупок, копия приказа № 8 л-с от 18.07.2019 г. о принятии Пономаревой Г.В. на работу в ГКУ ПК «<данные изъяты>» на должность <данные изъяты> с 18.07.2019 г., должностная инструкция работника контрактной службы ГКУ ПК «<данные изъяты>» от 5.11.2019 г. подтверждают факт того, что 25.08.2020 г. именно Пономарева Г.В., являющаяся работником контрактной службы ГКУ ПК «<данные изъяты>», внесла сведения о закупке изделий медицинского назначения (защитных комбинезонов) на сумму 37 441 320 руб. по государственному контракту № 17 от 15.05.2020 г., заключенному на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», т.е. с нарушением срока, предусмотренного п. 23 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1279.

Между тем, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не выяснены и не учтены имеющие существенное значение для полного и всестороннего рассмотрения дела обстоятельства, в виду которых изменения в план-график закупок в части указанных сведений внесены с нарушением установленного срока.

Согласно п. 23 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 г. № 1279) изменения в план-график закупок должны быть внесены не позднее дня заключения контракта, заключаемого на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», т.е. применительно к обстоятельствам дела - не позднее 15.05.2020 г.

При рассмотрении дела должностным лицом и в ходе рассмотрения жалобы Пономарева Г.В. указывала, что на момент заключения государственного контракта № 17 от 15.05.2020г. у ГКУ ПК «ФХУ» отсутствовали лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации, которые были доведены Министерством здравоохранения Пермского края как главным распорядителем бюджетных средств уведомлением № 3408 от 20.08.2020 г., при этом государственный контракт № 17 от 15.05.2020 г. был заключен от имени ГКУ ПК «ФХУ» по доверенности и.о. министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края З., непосредственно государственный контракт № 17 от 15.05.2020 г. поступил в ГКУ ПК «ФХУ» только 26.08.2020 г. по электронной почте, поручение внести изменения в план-график закупок были даны ей лично 25.08.2020 г. руководителем, при этом она довела до сведения руководителя информацию о нарушении установленного срока внесения изменений в план-график закупок.

Указанным объяснениям Пономаревой Г.В. должностное лицо не дало оценки применительно к предусмотренным ст. 2.4 КоАП РФ основаниям административной ответственности должностных лиц.

В то же время в материалах дела имеются копии уведомления об изменении бюджетных ассигнований на 2019-2021 г.г. и на 2020-2022 г.г., об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2019-2021 г.г. и на 2020-2022 г.г. № 3408 от 20.08.2020г., изменения сметы по расходам на 2020 г. и на 2020-2022 г.г. № 3408 от 20.08.2020 г., уведомления о бюджетных ассигнованиях на 2020 г., о лимитах бюджетных обязательств на 2020 г. № 3408 от 20.08.2020 г., из содержания которых следует, что на основании письма Министерства здравоохранения Пермского края от 20.08.2020 г. № СЭД-34-01-12-1053 «О внесении изменений в бюджетную роспись» для ГКУ ПК «ФХУ» были увеличены бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг.

Из имеющихся в деле скриншотов следует, что уведомление об изменении бюджетных ассигнований № 3408 от 20.08.2020 г. обработано в программе АЦК-Финансы 24.08.2020 г.

Из содержания решения по результатам проведения внеплановой проверки № 52 от 25.12.2020 г. следует, что оплата по государственному контракту № 17 от 15.05.2020г. была осуществлена за счет средств бюджета Пермского края платежными поручениями от 3.09.2020 г.

Из содержания копии государственного контракта № 17 от 15.05.2020 г. следует, что он заключен от имени ГКУ ПК «ФХУ» по доверенности от 22.04.2020 г. З.

Из содержания копии доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором ГКУ ПК «<данные изъяты>» П., следует, что и.о. министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края З. предоставляются полномочия от имени ГКУ ПК «Финансово-хозяйственное управление» осуществлять закупочную деятельность, направленную на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также ее ликвидации в Пермском крае в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе на совершение действий в региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края (РИС ЗАКУПОК ПК), единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), по формированию и изменению планов-графиков закупок, подписанию государственных контрактов, заключаемых ГКУ ПК «Финансово-хозяйственное управление».

Из имеющихся в деле скриншотов переписки по электронной почте следует, что государственный контракт № 17 от 15.05.2020 г. поступил в ГКУ ПК «ФХУ» 26.08.2020 г. по электронной почте от специалиста министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края Б.

Указанным доказательствам не дана какая-либо оценка должностным лицом с учетом доводов Пономаревой Г.В. об отсутствии у нее возможности в установленный срок внести изменения в план-график закупок в части заключения государственного контракта № 17 от 15.05.2020 г.

Между тем, выяснение указанных обстоятельств имеет правовое значение для вывода о наличии оснований для привлечения к административной ответственности Пономаревой Г.В. как должностного лица применительно к требованиям ст. 2.4 КоАП РФ.

Имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства не подтверждают в своей совокупности факт того, что нарушение срока внесения изменений в план-график закупок при указанных в обжалуемом постановлении обстоятельствах (не позднее 15.05.2020 г.) имело место в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей работником контрактной службы ГКУ ПК «<данные изъяты>» Пономаревой Г.В.

Сам по себе факт внесения Пономаревой Г.В. соответствующих изменений в план-график закупок 25.08.2020 г. на основании распоряжения своего руководителя не свидетельствует о совершении ею виновных действий применительно к событию административного правонарушения.

Вывод о наличии вины Пономаревой Г.В. в совершении административного правонарушения при указанных в обжалуемом постановлении обстоятельствах является необоснованным и не соответствует предусмотренным ст. 2.4 КоАП РФ основаниям административной ответственности должностных лиц.

При указанных обстоятельствах, учитывая требования ст. 1.5 КоАП РФ о том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, отсутствуют основания полагать, что при осуществлении производства по делу об административном правонарушении должностным лицом выполнены требования ст.ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании должностным лицом всех обстоятельств дела и установлении на основании совокупности имеющихся доказательств вины Пономаревой Г.В. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

В связи с указанным обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что жалоба Пономаревой Г.В. подлежит удовлетворению, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении – отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Пономаревой Г.В. удовлетворить.

Постановление от 19.03.2021 г. начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении Пономаревой Г.В. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья (подпись) А.В. Полевщиков

Копия верна. Судья –

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>