Дело № 12-132/15
РЕШЕНИЕ
«13» июля 2015 года г.Новосибирск
Судья Советского районного суда г.Новосибирска Нефедова Е.П., при секретаре Касьяновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания № от 06.05.2015г.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области С.М., согласно которого за период с 01.01.2014г. по 31.12.2014г. установлено нецелевое использование средств субсидии на иные цели, выделенные из федерального бюджета в сумме 135624,00 рублей (КБК глава 319 раздел/подраздел 0110, целевая статья расходов 1410059, вид расходов 612, подстатья КОСГУ 222 «Транспортные услуги», код субсидии 319300), а именно: средства субсидии на иные цели, выделенные из федерального бюджета на расходы по подстатье 222 «Транспортные услуги» использованы на оплату по платежному поручению № от 25.06.2014г. согласно контракту № от 30.12.2013г., заключенному с ПО «А» на осуществление перевозок пассажиров и грузов (кроме опасных) в пределах г.Москвы и Московской области, т.е. произведено направление средств федерального бюджета, выделенных в форме субсидий, на иные цели, на услуги, финансирование которых не предусмотрено условиями получения средств субсидии (оплата транспортных услуг сотрудникам, находящимся в г.Москва и Московской области). Таким образом, 25.06.2014г. ФИО1, Управляющим делами Учреждения, не соблюдены требования ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ, п.1 ст9 ФЗ от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.10 Устава, утвержденного Постановлением Президиума РАН № от 12.02.2008 г. п.2.3.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели от 30.12.2013г. №319/Ц1905/01 за счет средств субсидии на иные цели. Средства в сумме 118140,00 рублей направлены на цели и мероприятия, не соответствующие условиям получения указанных средств – на оплату по контракту № от 30.12.2013г., заключенному с ПО «А» на оказание транспортных услуг легковым автомобилем представительского класса с телефоном КИА-Маджентис с МСС и микроавтобусом Фольксваген в пределах г.Москвы и Московской области по платежному поручению № от 25.06.2014г., транспортные услуги в рамках которого осуществлены без документального подтверждения использования автомобилей в целях уставной деятельности Учреждения, то есть допущено нецелевое использование средств федерального бюджета, ответственность за которое предусмотрена ст.15.147 КоАП РФ.
Управляющий делами ФГБУ «Сибирское отделение РАН» ФИО1 несет ответственность за работу Управления делами согласно действующего законодательства РФ, а также имеет право первой подписи на банковских и кассовых документах, относящихся к деятельности СО РАН согласно положению о распределении обязанностей, утвержденному Распоряжением от 21.02.2012г. №.
Постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области С.М. от 06 мая 2015г, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ст.15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа 20 000 рублей.
С данным постановлением заявитель не согласился и обратился в суд с жалобой, где указал, что считает постановление незаконным, просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по тем основаниям, что материалы проверки и протокол не содержат доказательств нарушения ФГБУ «СО РАН» условий предоставления субсидии, повлекших нецелевое использование средств федерального бюджета. Нецелевое использование средств наказуемо, если такое нарушение допущено получателем бюджетных средств. ФГБУ «СО РАН» входит в структуру ФГБУ «Российская Академия Наук» (РАН), является его региональным отделением, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями на территории региона и проводящей научные исследования. Функции и полномочия собственника имущества и учредителя, от имени Российской Федерации, осуществляет РАН в порядке и объеме, которые устанавливаются Правительством РФ. В 2014 году финансирование СО РАН осуществлялось за счет субсидий на иные цели в соответствии с аб.2 п.1 ст.78.1 Бюджетного Кодекса РФ, Распоряжением РАН от 19.12.2013г №10115-1033, соглашением от 30.12.13г № и дополнительного соглашения к нему от 17.11.14г №1, заключенных между РАН и СО РАН. В соответствии с указанными документами объем субсидий на иные цели на 2014г для СО РАН составил 689555100 рублей по коду субсидии 319300 «Субсидия на обеспечение деятельности РАН и региональных отделений РАН, включая выплату заработной платы и уплату налогов. В соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности СО РАН на 2014г и плановый период 2015 и 2016г, утвержденный вице –президентом РАН 30.12.2014г и Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, утвержденными 24.12.2014г., общий объем расходов субсидии на иные цели распределялся по конкретным направлениям, которые в том числе, предусматривали транспортные услуги. СО РАН производило расходы в точном соответствии с вышеуказанными документами и использовал денежные средства в соответствии с кодами экономической квалификации и согласно утвержденному плану ПФХД и, следовательно, факт нецелевого использования денежных средств отсутствует.
В судебном заседании ФИО1 и его защитники Воронина Г.П., Филонова О.И., Болдырева Н.В. доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить.
Заинтересованное лицо Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области в суд не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили.
Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ст.15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьей 38 Бюджетного Кодекса РФ (БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст.306.1 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
В силу ст.78.1 БК РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Субсидии на иные цели из федерального бюджета предоставляются учреждениям в порядке, установленном учредителем. Порядок содержит положения о целевом назначении, условиях, размере, сроках и порядке предоставления субсидии.
Согласно статей 161, 162, 225, 250 БК РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
Судом установлено, что ФГБУ «Сибирское Отделение Российской Академии Наук (СО РАН)» находится в г.Новосибирске, входит в структуру ФГБУ «Российская Академия Наук» (РАН), является его региональным отделением, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями на территории региона и проводящей научные исследования. Филиалов и представительств в г.Москва СО РАН не имеет.
Функции и полномочия собственника имущества и учредителя, от имени Российской Федерации, осуществляет Российская Академия Наук в порядке и объеме, которые устанавливаются Правительством РФ.
Распоряжением РАН от 19.12.2013г № « Об установлении численности работников, финансируемых из федерального бюджета, и предельных объемов финансирования региональных отделений РАН» и соглашением от 30.12.2013г №, заключенным между РАН и СО РАН установлен порядок и условия предоставления учредителем учреждению субсидий на иные цели из федерального бюджета, согласно которого использование данных субсидий должно производиться на обеспечение деятельности СО РАН (п.2.3.,2.1.1 соглашения) и определен общий размер субсидий на иные цели на 2014 год в общей сумме 649 555 100 руб. Дополнительным соглашением № от 17.11.2014г. учредитель обязался изменить размер субсидии на иные цели Учреждению в соответствии с Графиком, согласно которому общий размер субсидии составил 689555100 рублей.
10.12.2013г. вице-президентом Учредителя утвержден план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год и плановый период 2015 и 2016г, в том числе по коду бюджетной классификации 222 «транспортные услуги» на 2014 год утверждена сумма 8642800.00 руб.
30.12.2013г между СО РАН и ПО «А», в порядке проведения аукциона, заключен контракт №196, согласно которого исполнитель предоставляет заказчику услуги по перевозке пассажиров и грузов в пределах г.Москвы и Московской области в соответствии с графиком и заявками, общей стоимостью услуг 3479830 рублей, с оплатой за фактически оказанные услуги и по согласованным тарифам.
Платежным поручением № от 03.09.14г СО РАН оплачены ПО «А» транспортные услуги легкового транспорта в сумме 173237,00 рублей.
Вынося оспариваемое постановление о привлечение ФИО2 к административной ответственности, административный орган пришел к выводу о том, что использование средств субсидии на иные цели, выделенные по статье расходов 1410059, вид расходов 612, подстатья КОСГУ 222 «Транспортные услуги» оплатой по платежному поручению № от 25.06.2014г, данные средства направлены на услуги, финансирование которых не предусмотрено условиями получения средств субсидии (оплата транспортных услуг сотрудникам находящимся в командировках в г.Москва и Московской области), тогда как согласно условий Соглашения от 30.12.2013г. данная субсидия предоставлена на обеспечение деятельности Сибирского отделения.
Между тем, данные обстоятельства административным органом не доказаны.
Согласно акта проверки, платежных документов и контракта, в данном случае СО РАН не оплачивает командировочные расходы своих сотрудников, а производит оплату транспортных услуг, оказанных в соответствии с заключенным договором.
Исходя из понятий, изложенных в трудовом законодательстве (ст.168 ТК) работнику, направленному в командировку, работодателем возмещаются понесенные им расходы на проезд к месту командировки и обратно. Между тем, из представленных материалов дела видно, что в данном случае СО РАН оплачивало транспортные услуги ПО «А», а не расходы работников в командировке по проезду.
Как материалы проверки, так и материалы административного производства не содержат доказательств того, что работниками СО РАН, находящимися в командировке в г.Москва производилась самостоятельная оплата транспортных услуг ПО «А», а впоследствии ими предъявлялись требования об оплате понесенных в связи с этим расходов. Предъявленные ФИО1 копии командировочных удостоверений, таких сведений также не содержат
Как следует из Уставных документов СО РАН и представленных копий приказов о командировках, нахождение работников СО РАН в г.Москве и Московской области связано с их работой в Сибирском отделении РАН и использование ими автотранспорта связано с деятельностью СО РАН.
Административным органом не представлено суду доказательств, что в указанное время работники СО РАН, находясь в г.Москве и Московской области, использовали данный транспорт в личных или иных нерабочих целях.
Как следует из Актов об оказании услуг, имеющихся в материалах административного производства, оказанные транспортные услуги приняты заказчиком без каких-либо возражений, талон заказчика заполнен от имени Сибирского отделения, а не какого-либо физического лица и содержит сведения о местах и времени убытия и прибытия.
Таким образом, проанализировав все представленные по делу доказательства, установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие об определенной специфике работы руководства и ведущих научных сотрудников СО РАН, суд приходит к выводу, что оплата по платежному поручению № от 25.06.2014г. ПО «А» за транспортные услуги легкового транспорта в сумме 135624 рублей произведена в соответствии с целевым назначением.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Законодательство Российской Федерации не содержит запрета юридическим лицам заключать договоры на предоставление им услуг, выполнение работ, в другом регионе Российской Федерации.
То что, данные транспортные услуги оказывались СО РАН не в г.Новосибирске, по месту их нахождения, а в г.Москве и Московской области не влияет на их предмет данных услуг, а следовательно и на назначение платежей, произведенных за оказанные транспортные услуги.
Таким образом, суд исходит из отсутствия оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст.15.14 КоАП РФ, поскольку расходы на транспортные услуги были запланированы (запрошены) до их утверждения и в последующем использованы на цели, определенные Распоряжением РАН от 19.12.2013г №10115-1033, соглашением от 30.12.2013г №319/Ц1905/01, дополнительным соглашением к нему и планом финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с бюджетной классификацией.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ФИО1 нельзя квалифицировать как нецелевое использование бюджетных средств, а следовательно в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст.15.14 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ФИО3 от 06 мая 2015г № в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ –отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок 10 дней.
Судья Нефедова Е.П.