ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-132/17 от 08.12.2017 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

Дело №12-132/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Баталов Р.Г.,

при секретаре Иванченко Л.А.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Старковой Л.Ю., действующей на основании доверенности от **.**.**.,

должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми Елагина А.С., действующего на основании доверенности от **.**.**,

рассмотрев 08 декабря 2017 года в г.Сыктывкаре в открытом судебном заседании дело по жалобе АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» на постановление мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.**,

установил:

Постановлением мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского по адресу ... г. Сыктывкара от **.**.** АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Следовательно, предписание как властный акт уполномоченного органа, за неисполнение которого установлена административная ответственность, должен содержать законные требования, выраженные в указании на совершение конкретных действий по устранению выявленных нарушений.

Предписание должно содержать четкие формулировки. Содержащиеся в предписании требования должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. В предписании должен быть установлен разумный срок для устранения нарушений законодательства в соответствующей сфере правоотношений.

Как следует из материалов дела, Управлением Роскомнадзора по Республики Коми **.**.**. была проведена плановая выездная проверка соблюдения АО «Монди СЛПК» требований законодательства РФ о персональных данных, по результатам которой составлен акт проверки от **.**.** и выдано предписание от **.**.**№... со сроком исполнения до **.**.**.

Письмом от **.**.**. №... Общество уведомило административный орган об исполнении предписания с предоставлением соответствующих документов на 54 листах.

В ходе внеплановой документальной проверки по контролю за выполнением предписания составлен акт от **.**.**№... о том, что АО «Монди СЛПК» не выполнило пункты 1,5 предписания. В отношении Общества должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Коми составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.** АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Разрешая жалобу представителя лица, привлекаемого в административной ответственности, суд исходит из следующего.

Федеральный закон "О персональных данных" регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, если их обработка позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным (часть 1 ст. 1).

Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которому подведомствен Роскомнадзор, разработан Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденный Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 14.11.2011 N 312.

Названным документом регламентируются порядок приема и рассмотрения обращений, порядок очередных и внеочередных проверок, условия проведения проверок и другие сопутствующие обстоятельства.

В силу ст. 23 Закона о персональных данных и п. 6 Административного регламента Роскомнадзор имеет право, в том числе, выдавать обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений в области персональных данных.

В случае выявления в ходе или по результатам проверки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе невыполнения в установленный срок ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, должностные лица Службы или ее территориального органа составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или направляют материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также о возбуждении уголовного дела, при наличии оснований для возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, выявленных в ходе проверки и связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью( п. 88 Административного регламента).

Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме, в котором указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (п. 1, пп. 7 п. 2 ст. 16).

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17).

Как видно из материалов дела, по результатам проверки, проведенной **.**.**, должностным лицом Управления Роскомнадзора по Республике Коми **.**.** составлен акт проверки и выдано предписание Обществу, в котором указаны выявленные нарушения требований законодательства.

В частности, в ходе проверки были выявлены, в том числе, нарушения ч.3 ст.22 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» - представление в Уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения, а именно:

- цель обработки;

- категории субъектов персональных данных;

- категории персональных данных;

-трансграничная передача персональных данных;

- информационные системы персональных данных.

Выявлено нарушение п.5 ст.18 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», что при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, фактически в Австрии за пределами Российской Федерации.

Пунктом 1 предписания на АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» возложена обязанность предоставить информационное письмо о внесении изменений в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, а именно: цель обработки; категории субъектов персональных данных; категории персональных данных, трансграничная передача персональных данных; информационные системы персональных данных.

Пунктом 5 предписания Обществу обязывалось обеспечить в соответствии с требованиями ч.5 ст.18 Федерального закона «О персональных данных» сбор персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся только на территории РФ.

Признавая АО «Монди СЛПК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что Общество не выполнило в установленный срок пункты 1 и 5 законного предписания должностного лица Управления Роскомнадзора по Республике Коми.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами мирового судьи, что неисполнение АО «Монди СЛПК» п. 1 предписания подтверждается тем, что Общество представило в Уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, не указав серию, номер, орган выдавший документ, удостоверяющий личность, место рождения, гражданство, место жительства.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).

В силу ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Таким образом, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.

В частности, к числу идентификаторов (данных, позволяющих однозначно идентифицировать физическое лицо), которые сами по себе однозначно определяют физическое лицо, в том числе могут быть отнесены: номер и серия паспорта; страховой номер индивидуального лицевого счета; идентификационный номер налогоплательщика; биометрические данные; банковский счет, номер банковской карты и.т.д.

Сведения, которые должно содержать уведомление об обработке персональных данных, перечислены в ч. 3 ст. 22 Закона N 152, вместе с тем, состав информации законом не уточнен.

Анализируя содержание пункта 1 предписания и сопоставляя их с содержанием вышеприведенных правовых норм, указанных в предписании, суд полагает, что в предписании в пункте 1 формулировки предлагаемых к проведению мероприятий: предоставить информационное письмо о внесении изменений в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, а именно: цель обработки; категории субъектов персональных данных; категории персональных данных, трансграничная передача персональных данных; информационные системы персональных данных имеют общий характер и не позволяют однозначно определить, что именно, какие конкретно мероприятия, действия необходимо провести Обществу с целью устранения выявленных нарушений требований законодательства в области обработки персональных данных.

Указывая на нарушение ч.3 ст.22 Федерального закона «О персональных данных» должностное лицо органа государственного надзора ни в предписании, ни в акте проверки не указало на конкретные мероприятия, которые необходимо выполнить во исполнение пункта 1 предписания.

Во исполнение пункта 1, Общество направило информационное письмо о внесении изменений в сведения об операторе в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных от **.**.**№..., указав цель обработки; категории субъектов персональных данных; категории персональных данных, трансграничную передачу персональных данных; информационные системы персональных данных.

Оценивая содержание пунктов 3, 4 информационного письма АО «Монди СЛПК» от **.**.**№... в рамках толкования понятий - категории персональных данных и категории субъектов персональных данных с пунктом 1 предписания, суд приходит к выводу о том, что Обществом был выполнен указанный пункт предписания.

Кроме того, вывод об исполнении Обществом пункта 1 предписания от **.**.** подтверждается решением Арбитражного суда Республики Коми от **.**.** по делу №....

Между тем, данное обстоятельство не влияет на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку неисполнение п.5 предписания, является достаточным основанием для установления виновности лица во вменяемом правонарушении.

Пунктом 5 предписания Обществу обязывалось обеспечить в соответствии с требованиями ч.5 ст.18 Федерального закона «О персональных данных» сбор персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся только на территории РФ.

...

Доводы представителя ответчика, что административным органом представлена старая распечатка с сайта общества от **.**.**, в настоящее время раздел «отправить резюме» удален, не может свидетельствовать о выполнении Обществом п.5 предписания, поскольку документально подтвержденных сведений об уничтожении персональных данных, полученных посредством сбора информации с сайта, принадлежащего иностранному юридическому лицу, не представлено, равно как и не представлено документов, свидетельствующих о взаимодействии/сотрудничестве с иностранным юридическим лицом - ... в отношении сведений об уже полученных персональных данных.

Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении.

Суд соглашается с выводами мирового судьи, поскольку в бездействии юридического лица имеется состав вмененного административного правонарушения

Таким образом, все представленные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности, в связи с чем вывод о наличии события правонарушения и виновности АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

Оснований для прекращения производства по делу, установленных ст.ст.2.9 и 24.5 КоАП РФ нет.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

При вышеизложенных обстоятельствах доводы жалобы о незаконности постановления по делу об административном правонарушении являются несостоятельными.

С учетом изложенного, постановление мирового судьи следует оставить без изменения, жалобу АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от **.**.** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» оставить без изменения, жалобу АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья - Р.Г. Баталов