РЕШЕНИЕ г. Тутаев Ярославской области 05 марта 2019 года Судья Тутаевского городского суда Ярославской области Неустроева Н.Н., при секретаре Кошкиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе главы Тутаевского муниципального района ФИО1 на постановление об административном правонарушении, предусмотренном 8.2 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям ФИО2 № 516/6161 от 13.12.2018г. глава ТМР ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившимся в ненадлежащем содержании и обустроенности площадки под складирование снежных масс в зимний период, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Глава ТМР ФИО1 не согласен с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Мотивировано тем, что 15.01.2018г. в адрес ДМИ Администрации ТМР поступило заявление от МУ «Агентство по развитию ТМР» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, юго-восточнее земельного участка с к.н. № и севернее з.у. №. Постановлением Администрации ТМО от 16.02.2018г. № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (с разрешенным использованием для размещения полигона для хранения снежно-ледяных отложений, вывезенных с территории дорог, тротуаров и общественных пространств правобережной части г. Тутаева). Срок действия постановления составляет два года. В течение указанного срока земельный участок должен быть замежеван и поставлен на кадастровый учет и только после этого возможно оформление права постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного пользования земельным участком. Только после проведения всех указанных процедур по оформлению указанного земельного участка, МУ «Агентство по развитию ТМР» сможет приступить к работам по обустройству полигона для хранения снежно-ледяных масс в соответствии с требованиями действующего законодательства. Если межевые работы и постановка на кадастр в указанный срок (то есть до 16.02.2020г.) произведены не будут – постановление утрачивает силу, участок высвобождается. В настоящее время земельный участок не замежеван, на кадастровый учет не поставлен, ни на каком праве никакому хозяйственному субъекту не предоставлен, для хранения отходов снеготаяния не используется. В зимний период 2017-2018г.г. снежные массы на земельный участок не вывозились. В предстоящий период 92018-2019г.г.) вывоз и утилизация снега возлагается на подрядную организацию в рамках муниципального контракта на содержание автодорог и иных территорий. В случае обильного снегопада рассматривается возможность размещения снежных масс на полигоне ТКО ФИО3 (у <адрес>). Рейдовое мероприятие по осмотру указанного зем. участка проводилось 27.09.2018г. Факты, подтверждающие использование указанного зем. участка для складирования снежных масс на момент составления протокола об АП, вынесения постановления, отсутствуют. Согласно п.3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов на открытых площадках должны соблюдаться условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Ориентировочная стоимость проведения работ по обустройству вышеуказанной площадки составляет около 15 млн. руб. данные ассигнования не были предусмотрены в бюджете ТМР на 2018г. В судебном заседании представитель ФИО4 по доверенности ФИО5 жалобу поддержала, пояснила, что вины ФИО6 в совершении административного правонарушения нет. Представитель Межрегионального управления службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. В представленном отзыве на жалобу ФИО1 указала, что ФИО1 допустил нарушение экологических требований в части несоответствия площадки накопления отходов действующему законодательству РФ, просит признать постановление о привлечении ФИО1 К административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ законным и обоснованным, жалобу заявителя оставить без удовлетворения. В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушав участников процесса, исследовав дело в полном объеме, считаю жалобу заявителя подлежащей удовлетворению. В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. В силу п. 3.7 СанПин Н 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Согласно п.1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации ТМР от 16.02.2018г. № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием для размещения полигона для хранения снежно-ледяных отложений, вывезенных с территории дорог, тротуаров и общественных пространств правобережной части г. Тутаева. На основании плана-графика Межрегиональным управлением 27.09.2018г. проведены рейдовые мероприятия. После зимнего периода 2017-2018г. земельный участок был прогрейдирован, очищен. Свалок зафиксировано не было. При осмотре территории установлено, что участок, предназначенный для снега, чистый, после уборки с улиц города следов отхода не обнаружено. По мнению Росприроднадзора, на земельном участке по адресу: <адрес>, в территориальной зоне - зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенного пункта СХ-2 ФИО1 своим действием (бездействием) нарушает экологические требования, в части не соответствия площадки накопления отходов в соответствии с действующим законодательством РФ, в период времени с 27.09.2018г. по 13.12.2018г., что послужило основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленной нормой. В пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из системного толкования приведенных выше положений Закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. Из материалов дела также установлено, что после постановки спорного земельного участка на кадастровый учет и оформления прав на земельный участок МУ «Агентство по развитию ТМР» будут проведены работы по обустройству полигона для хранения снежно-ледяных отложений (масс), вывезенных с территории дорог, тротуаров и общественных пространств правобережной части города Тутаева, в соответствии с требованиями действующего законодательства. То есть, именно на Агентство возложена обязанность по обустройству площадки накопления отходов в соответствии с действующим законодательством РФ. В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что Глава администрации ТМР осуществляет деятельность по обустройству площадки накопления отходов в соответствии с действующим законодательством РФ. Данные полномочия, по мнению суда, являются властно-распорядительной функцией, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ. Следовательно, ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, что исключает наличие в действиях (бездействие) состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям ФИО2 № от 13.12.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Главы ТМР ФИО1 подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7, суд р е ш и л: Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской и Костромской областям ФИО2 № от 13.12.2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Главы Тутаевского муниципального района ФИО1 о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в 10-дневный срок в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд. Судья Н.Н. Неустроева |