ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-132/19 от 16.07.2019 Долинского городского суда (Сахалинская область)

дело № 12-132/2019

РЕШЕНИЕ

г. Долинск 16 июля 2019 года

Судья Долинского городского суда Сахалинской области Жаботинский С.Ю., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника генерального директора ООО «РСО» Универсал» ФИО1 – Бачевой М.В. на постановление начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ/Э, согласно которому должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «РСО» Универсал» (далее ООО «РСО Универсал») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО4 в отношении должностного лица – генерального директора ООО «РСО» Универсал» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ/Э, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ.

На основании данного протокола и приложенных к нему документов начальником отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО20ДД.ММ.ГГГГ вынесено приведённое выше постановление.

Не согласившись с данным решением, защитник генерального директора ООО «РСО» Универсал» ФИО1 – Бачева М.В. представила жалобу, в которой просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что Ростехнадзор после того как ДД.ММ.ГГГГ выявил признаки административного правонарушения составил протокол спустя 50 дней тем самым допустил нарушение требований КоАП РФ. Должностное лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, обязательным условием привлечением к административной ответственности является наличие состава административного правонарушения, в противном случае производство по административному делу подлежит прекращению по ст. 24.5 КоАП РФ. Государственный орган привлёк генерального директора ООО «РСО «Универсал» в отсутствие состава административного правонарушения, так как не доказана субъективная его сторона. Считает, что привлечение к административной ответственности по вышеуказанной статье КоАП РФ противоречит Конституции РФ и материальным нормам права, нарушает баланс прав и законных интересов субъектов гражданско-правовых отношений и способствует злоупотреблению своими правами ПАО «Сахалинэнерго» как субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на рынке. Действующее законодательство категорически запрещает возможность прекращения (ограничения) потребителям, полностью выполняющим обязательства, предоставления коммунальных услуг либо подачи коммунальных ресурсов. ООО «РСО «Универсал» является единственным в Долинском районе предприятием, оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению, т.е. является гарантирующим поставщиком этих услуг. Другой возможности получить эти услуги у потребителей нет. Полное ограничение подачи электроэнергии на объекты водоснабжения и водоотведения неминуемо приведёт к полному ограничению подачи воды, и соответственно, прекращению оказания услуг водоотведения, так как в связи с арестом счетов ООО «РСО «Универсал» (в том числе, и в связи с имеющимся исполнительным производством по о взысканию задолженности за 2018 год за электроэнергию в пользу ПАО «Сахалинэнерго», дело № А59-6379/2018) и в связи с этим невозможностью последним распоряжаться собственными денежными средствами, нет никакой возможности запустить в работу дизель-генераторные установки, имеющиеся в наличии. На тех же объектах, где их нет вообще, такие установки должны быть оборудованы не ООО «РСО «Универсал», а муниципалитетом, так как это муниципальная собственность и её переоборудование (переоснащение) осуществляется исключительно за счёт бюджета МО «ГО «Долинский». Решение данного вопроса находятся вне юрисдикции ООО «РСО «Универсал». Об аресте счетов ООО «РСО «Универсал» достоверно известно ПАО «Сахалинэнерго», так как в его пользу регулярно списываются средства с арестованных счетов, но при этом, невзирая на тяжёлое финансовое положение ООО «РСО «Универсал», ПАО «Сахалинэнерго» продолжает требовать от него практически невозможного: предоставления обеспечения в виде банковской гарантии на сумму просроченного платежа и введения ограничения потребления электроэнергии на объектах водоснабжения. Так, из приложенных к жалобе документов видно, что, потребители: ФИО6, ФИО3, ФИО7, ФИО2, А.И., ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 задолженности не имеют, оплату производят регулярно. Таким образом, полное ограничение подачи воды и приёма сточных вод ввиду прекращения энергоснабжения объектов водоснабжения и водоотведения, приведёт к нарушениям прав и законных интересов таких потребителей и к нарушениям жилищного законодательства, чего ООО «РСО «Универсал» допустить не может. Потребителями услуг водоснабжения и водоотведения ООО «РСО «Универсал» из числа указанных субъектов (выборочно) являются: ГБУЗ «Долинская центральная районная больница им. ФИО15» в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается), 6 детских садов, в том числе МБДОУ «Детский сад «Тополек» <адрес>, по договору от ДД.ММ.ГГГГ (на 1 полугодие) и от ДД.ММ.ГГГГ (на 2 полугодие) (копии прилагаются), Управление судебного департамента в Сахалинской области, по договору от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается), Прокуратура Сахалинской области, по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается) 5 школ (СОШ и <адрес>, СОШ <адрес>, СОШ <адрес>, СОШ <адрес>) и т.д. Ограничение водоснабжения и водоотведения вышеуказанных абонентов по причине ограничения потребления электроэнергии объектов, обслуживаемых ООО «РСО «Универсал» в принципе законом не предусмотрено, строжайше запрещено и выполнено быть не может. Более того, из оспариваемого Постановления следует, что на ДД.ММ.ГГГГ ООО «РСО «Универсал» не погасило задолженность в сумме 9407,83 тысяч рублей, что является основанием для введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении его энергопринимающих устройств, однако, согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РСО «Универсал» на ДД.ММ.ГГГГ задолженности перед ПАО «Сахалинэнерго» не имел, за более раннее периоды денежные средства списывались с расчётного счёта Предприятия самим ПАО «Сахалинэнерго» согласно исполнительному листу по Делу (период июнь 2018 – июль 2018).

Генеральный директор ООО «РСО» Универсал» ФИО1, защитник в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Защитники Бачева М.В. и Гайнуллина Л.Н. доводы жалобы поддержали в полном объёме и просили их удовлетворить.

Изучив поступившую жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 1.6 КоАП РФ, административное производство по делу об административном правонарушении подлежит осуществлению в соответствии с законом.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу частей 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 3 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определённых в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Частью 2 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее ФЗ № 35-ФЗ), законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит их Гражданского кодекса РФ, настоящего федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетике федеральных законов, а также указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 утверждены Правила полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которыми регламентированы основания и порядок ограничения режима потребления электрической энергии.

Пунктом 7 указанных Правил установлено, что потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с п. 16 (1) данных Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В соответствии с пунктом 16 (1) Правил, потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и/или объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил. После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Как следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сахалинэнерго» и ООО «РСО Универсал» заключён договор электроснабжения , в соответствии с условиями которого Гарантирующий поставщик принял обязательства по снабжению электрической энергией объектов энергоснабжения, принадлежащего Потребителю, который обязался принять и оплатить электрическую энергию и оказанные услуги, в количестве (объёме), в порядке, в сроки и в размере, предусмотренном договором.

В адрес ООО «РСО Универсал» было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № ГРДЗ ЮСО 1/3-105, согласно которому ОП «Энергосбыт» сообщил ООО «РСО Универсал» о нарушении условий договора энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ по оплате потреблённой электроэнергии в сумме 9407,83 тысяч рублей, а также не выполнении обязательств по внесению платежей за электрическую энергию в размере 30 % стоимости объёма покупки электрической энергии за период ДД.ММ.ГГГГ. ООО «РСО «Универсал» необходимо самостоятельно ввести до 12 часов ДД.ММ.ГГГГ частичные ограничения режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони путём отключения до 120 кВт и 1 часа насоса СД 250-22,5 насос СД 250-22,5 насос КН-290 очистных сооружений <адрес>; до 500кВт и 1 час водоподъёмных скважин 32кВт*7 сетевые насосы 200кВт,160кВт отопление в зимний период - 30кВт водозабора «Найбинский» <адрес>; необходимо самостоятельно ввести до 12 часовДД.ММ.ГГГГ частичные ограничения режима потребления электроэнергии до уровня аварийной брони до 400 кВт, путём отключения насоса скважин 32кВт*5 насосов сетевых 160кВт и 200кВт водозабора «Найбинский» <адрес>; необходимо самостоятельно до 12 часов ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии в течение одного рабочего дня после дня напраления в ОП «Энергосбыт» письменного уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, предусмотренного пунктом 16(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ- до погашения задолженности.

ООО «РСО» «Универсал» не были соблюдены требования действующих Правил, в связи с этим ДД.ММ.ГГГГ года заместителем начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО4 в отношении должностного лица – генерального директора ООО «РСО» Универсал» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ/Э, предусмотренном ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в Сахалинское управление Ростехнадзора из ОП «Энергосбыт» ПАО «Сахалинэнерго» поступило заявление о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Ресурсоснабжающая организация «Универсал» (далее – ООО «РСО «Универсал») за не предоставление планов мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических и социальных последствий. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ГРДЗ ЮСО 1/3-105 ОП «Энергосбыт» сообщил ООО «РСО Универсал» о нарушении условий договора энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ по оплате потреблённой электроэнергии в сумме 9407,83 тыс. рублей, а также не выполнении обязательств по внесению платежей за электрическую энергию в размере 30 % стоимости объёма покупки электрической энергии за период ДД.ММ.ГГГГ и предложил в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность за потреблённую электроэнергию.

На ДД.ММ.ГГГГ ООО «РСО «Универсал»: не погасил указанную задолженность, что является основанием для введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении его энергопринимающих устройств; не предоставил план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; не выполнил мероприятия по установке за свой счёт автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети; не направил исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Место совершения правонарушения: <адрес>; временем совершения административного правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО21 вынесено постановление /Э, согласно которому должностное лицо – генеральный директор ООО «РСО Универсал» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, подтверждён совокупностью исследованных доказательств, а именно: заявлением ОП «Энергосбыт» ПАО «Сахалинэнерго» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ; договором энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ГРДЗ ЮСО 1/3-105; счетами фактурами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; возражениями ООО «РСО Универсал»; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ/Э.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

При таких обстоятельствах, нарушение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вопреки доводам жалобы, не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, в связи с этим оснований для признания данного протокола недопустимым доказательством не имеется.

Довод заявителя о том, что в список включены объекты, отключение которых могло привести к чрезвычайной ситуации на территории муниципального района и нарушению конституционных прав граждан, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого постановления, так как величина аварийной брони устанавливается именно для целей предотвращения негативных последствий ограничения режима потребления и в данном случае, ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони юридическим лицом, имевшим согласованную аварийную бронь, не повлекло бы негативных социальных последствий, не повлекло нарушений прав и законных интересов граждан и не привело бы к угрозе возникновения аварийной ситуации.

Более того, объективную сторону вменяемого правонарушения образует невыполнение мероприятий обеспечивающих готовность потребителя к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии, которые приведены в пункте 16 (1) Правил, а не отсутствие возможности отключения энергии.

Материалы дела не содержат каких-либо сведений о том, что генеральным директором ООО «РСО» «Универсал» ФИО16 были приняты все возможные и исчерпывающие меры, направленные на полное или частичное исполнение требований ПАО «Сахалинэнерго», изложенных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № ГРДЗ ЮСО 1/3-105, что свидетельствует о том, что необходимость исполнения данного уведомления была полностью проигнорирована директором ООО «РСО» «Универсал».

В связи с этим, доводы жалобы о том, что административный орган привлёк генерального директора ООО «РСО» «Универсал» в отсутствие состава административного правонарушения, вследствие недоказанности субъективной стороны, является несостоятельным.

Какие либо исключительные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения требований, указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № ГРДЗ ЮСО 1/3-105, в материалах дела также отсутствуют.

Указания в жалобе на то, что ООО «РСО» «Универсал» на ДД.ММ.ГГГГ задолженности перед ПАО «Сахалинэнерго» не имел, являются голословными, поскольку документально не подтверждены.

Кроме этого, согласно п. 7.3 Договора энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ отказ потребителя от признания задолженности или размера задолженности, указанного в уведомлении о планируемом введении ограничения режима электропотребления, не является препятствием для введения ограничения режима потребления.

Таким образом, генеральным директором ООО «РСО» «Универсал» ФИО16 не были соблюдены требования действующих Правил, а также не были предприняты все зависящие от неё меры, направленные на выполнение мероприятий, предусмотренных действующим законодательством об электроэнергетике, в связи с чем допущенное должностным лицом нарушение обосновано квалифицированно по ч. 3 ст. 9.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушений при вынесении в отношении юридического лица постановления о привлечении к административной ответственности не допущено.

Наказание назначено с учётом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в отношении генерального директора ООО «РСО» «Универсал» ФИО16 должностным лицом правомерно вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для признания обозначенного постановления незаконным и необоснованным не имеется, в связи с этим жалоба защитника генерального директора ООО «РСО» Универсал» ФИО1 – Бачевой М.В. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела государственного энергетического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ/Э оставить без изменения, а жалобу защитника генерального директора ООО «РСО» Универсал» ФИО1 – Бачевой М.В. без удовлетворения.

На данное решение может быть подана жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения либо получения его копии.

Судья Долинского городского суда С.Ю. Жаботинский