ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-132/19 от 29.04.2019 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-132/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тверь 29 апреля 2019 года

Судья Заволжского районного суда г. Твери Дёмина Н.В.,

с участием защитника Жарлицына Н.В.,

представителя Центрального управления Ростехнадзора ФИО1,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего оспариваемое постановление – главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера ООО «Тверская генерация» ФИО3 (с учетом представленных защитником Жарлицыным Н.В. дополнений) на постановление главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 № 7.2-Пс/0006-0013вн-2019 от 07.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении главного инженера ООО «Тверская генерация» ФИО3,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 № 7.2-Пс/0006-0013вн-2019 от 07.02.2019 главный инженер ООО «Тверская генерация» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 30000 руб.

Как указано в постановлении, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: 01.01.2019 главным инженером ООО «Тверская генерация» ФИО3 не выполнено в установленный срок законное предписание Ростехнадзора от 09.11.2018 №7.2-0873вн-П/0223-2018 об устранении выявленных нарушений в сфере промышленной безопасности, а именно не выполнены следующие пункты предписания:

п. 16 - срок выполнения 31.12.2018 – не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, на опасном производственном объекте – участок трубопроводов теплосетей Заволжского района г. Твери, per. №А05-11580-0018, а именно трубопроводы тепловой сети с условным переходом более 100 мм, у которых температура рабочей среды свыше 115(С при давлении рабочей среды 1,6 МПа, не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора (peг. № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 33), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997, п.п. 216, 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116,

- п. 17 – срок выполнения 31.12.2018 - не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, на опасном производственном объекте – участок трубопроводов теплосетей Центрального района г. Твери, peг. №А05-11580-0019, а именно трубопроводы тепловой сети с условным переходом более 100 м, у которых температура рабочей среды свыше 115 (С при давлении рабочей среды 1,6 МПа, не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора (per. № 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997, п.п. 216, 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116,

- п. 18 - срок выполнения 31.12.2018 - не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, на опасном производственном объекте – участок трубопроводов теплосетей Пролетарского района г. Твери, per. № A05-11580-0020, а именно трубопроводы тепловой сети с условным переходом более 100 мм, у которых температура рабочей среды свыше 115(С при давлении рабочей среды 1,6 МПа, не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора (peг. № 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997, п.п. 216, 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116,

- п. 19- срок выполнения 31.12.2018 - не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, на опасном производственном объекте - участок трубопроводов теплосетей Московского района г. Твери, per. №А05-11580-0021, а именно трубопроводы тепловой сети с условным переходом более 100 мм, у которых температура рабочей среды свыше 115(С при давлении рабочей среды 1,6 МПа, не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора (per. № 1, 2, 3, 4, 5, 8), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997, п.п. 216, 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116.

На указанное постановление ФИО3 принесена жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления как незаконного и необоснованного. Указывается, что в п.п. 215, 216 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (Далее ФНП № 116), не содержится требований к организациям, эксплуатирующим ОПО и ОРПД, по учету ОРПД в органах Ростехнадзора. Указанные пункты ФНП № 116 регламентируют критерии оборудования, не подлежащего учету, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о постановке ОРПД на учет. При этом, согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов № А05-11580 участки трубопроводов Заволжского района г. Твери (peг. № А05-11580-0018), Центрального района г. Твери (peг. № А05-11580-0019), Пролетарского района г. Твери (peг. № А05-11580-0020), Московского района г. Твери (peг. № А05-11580-0021) зарегистрированы в реестре ОПО 11.07.2014. В состав указанных опасных производственных объектов входит оборудование, работающее под давлением, информация о котором содержится в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, представленных в Центральному управлении Ростехнадзора при регистрации объектов в реестре опасных производственных объектов. Таким образом, требование об учете ОРПД не основано на законе, учет участков трубопроводов Заволжского, Центрального, Пролетарского, Московского района г. Твери, а также входящего в их состав оборудования, работающего под давлением, должен быть осуществлен Ростехнадзором на основании данных, представленных ООО «Тверская генерация» при регистрации трубопроводов в Реестре ОПО. Кроме того, указанные в акте проверки и постановлении о назначении административного наказания нарушения не соответствуют отраженным в предписании Центрального управления Ростехнадзора от 09.11.2018 № 7.2-0873вн-П/0223-2018, т.к. предписание не содержит перечня оборудования, подлежащего учету в Ростехнадзоре. Постановлением администрации города Твери от 21.12.2018 № 1624 утверждена актуализированная схема теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа город Тверь до 2028 года по состоянию на 2019 год, согласно которой изменен эксплуатационный режим температурного графика работы источников тепла на график 115/70 °С. Таким образом, в силу действующих норм закона тепловые сети (ОРПД) с учетом их эксплуатации в температурном графике 115/70 °С не относятся в опасным производственным объектам и соответственно учету в органах Ростехнадзора не подлежат. Кроме того, определением Центрального управления Ростехнадзора №7.2-0013вн-0м/0006-2019 от 25.01.2019 ФИО3 извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, однако в назначенное время 07.02.2018, к ответственности привлечен в соответствии с ч. 11. ст. 19.5 КоАП РФ. Просил постановление признать незаконным и отменить.

В дополнениях к жалобе защитник Жарлицын Н.В. привел положения п. 214 ФНП № 116, указал, что информация для осуществления учета оборудования под давлением направляется не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска в работу оборудования под давлением. В отличие от действовавших до вступления в силу ФНП № 116 Правил устройства и безопасной эксплуатации: паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03); электрических котлов и электрокотельных (ПБ 10-575-03); сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03); трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), ФНП № 116 не содержат требований о необходимости обязательной регистрации ОРПД в территориальных органах Ростехнадзора до пуска в работу и получения разрешения на ввод в эксплуатацию с записью в паспорт. Ростехнадзором в письме от 19.01.2016 № 00-06-06/69 даны разъяснения по вопросам применения требований ФНП № 116 в части порядка осуществления учета в территориальных органах Ростехнадзора ОРПД, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП № 116, указано, что в целях обеспечения единого подхода и исключения избыточных административных барьеров при исполнении требований ФНП № 116 в отношении ОРПД следует обеспечить учет ОРПД, введенного в эксплуатацию в составе ОПО до вступления в силу ФНП № 116, на основании сведений, представленных организацией при регистрации ОПО и (или) при регистрации ОРПД. Наличие в территориальном органе Ростехнадзора сведений об ОРПД, введенном в эксплуатацию до вступления в силу ФНП № 116, ранее представленных при его регистрации и (или) при регистрации ОПО, на котором оно используется, является достаточным для осуществления учета ОРПД согласно ФНП № 116. Соответственно, для указанного случая отсутствует необходимость повторного предоставления информации о данных технических устройствах. Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, вступили в силу 22.12.2014. Согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов № А05-11580 участки трубопроводов Заволжского, Центрального, Пролетарского и Московского районов г. Твери зарегистрированы в реестре ОПО 11.07.2014, т.е. до вступления в силу ФНП № 116, в состав указанных ОПО входят непосредственно ОРПД, которые поименованы в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, учет вышеуказанных участков трубопроводов должен быть осуществлен Ростехнадзором на основании данных, представленных ООО «Тверская генерация» при регистрации трубопроводов в реестре ОПО. Указанный вывод подтверждаются судебной практикой по аналогичным спорам.

Из представленных в судебном заседании от 29.04.2019 дополнений к жалобе защитника Жарлицына Н.В. следует, что Центральное управление Ростехнадзора необоснованно обязывает ООО «Тверская генерация» осуществить учет трубопроводов тепловой сети, входящих в состав опасных производственных объектов, поскольку, во-первых, в связи с вступлением в силу с 22.12.2014 ФНП № 116 изменен порядок регистрации опасных промышленных объектов, а также порядок ввода их в эксплуатацию. Согласно требованиям пункта 214 ФНП №116 эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию для осуществления учета оборудования под давлением. В отличие от действовавших до вступления в силу ФНП № 116 Правил устройства и безопасной эксплуатации: паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03); электрических котлов и электрокотельных (ПБ 10-575-03); сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03); трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), ФНП № 116 не содержат требований о необходимости обязательной регистрации ОРПД в территориальных органах Ростехнадзора до пуска в работу и получения разрешения на ввод в эксплуатацию с записью в паспорт. В связи с принятием ФНП № 116 с 22.12.2014 порядок ввода в эксплуатацию ОРПД, установленный разделом IV ФНП № 116, в том числе предусматривает: ввод ОРПД в эксплуатацию приказом руководителя эксплуатирующей организации на основании оформленного по результатам проверки готовности ОРПД к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией в соответствии с п.п. 205 - 209 ФНП № 116 акта готовности. При этом участие представителя территориального органа Ростехнадзора при осуществлении указанных проверок ОРПД, подлежащего учету в органах Ростехнадзора, ограничено случаями, определенными в п. 206 ФНП № 116; учет ОРПД (за исключением случаев, перечисленных в п. 215 ФНП № 116), осуществляемый на основании информации, направляемой в территориальный орган Ростехнадзора в объеме, установленном п. 216 ФНП № 116 после принятия решения о вводе ОРПД в эксплуатацию. До вступления в силу ФНП № 116 действовали Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 № 90, в соответствии с п. 5.1.3 которых трубопроводы III категории с условным проходом более 100 мм должны быть зарегистрированы до пуска в работу в органах Госгортехнадзора России. Согласно п. 5.1.4 Правил № 90 регистрация трубопроводов в органах Госгортехнадзора России производится после проведения технического освидетельствования на основании письменного заявления администрации организации - владельца трубопровода, с представлением паспорта трубопровода; исполнительной схемы трубопровода с приложением документов по перечню; свидетельства об изготовлении элементов трубопровода; свидетельства о монтаже трубопровода; акт приемки трубопровода владельцем от монтажной организации. Таким образом, в настоящее время регистрации объекта в реестре опасных производственных объектов предшествует постановка таких объектов на учет после ввода в эксплуатацию, ранее регистрации осуществлялась до пуска оборудования в работу.

В судебное заседание ФИО3 при надлежащем извещении не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник Жарлицын Н.В. полностью поддержал доводы жалобы и дополнений к ней, пояснил, что генеральным директором ООО «Тверская генерация» предписание от 09.11.2018 для организации его исполнения было передано главному инженеру ООО «Тверская генерация» ФИО3, который поручил исполнение предписания ФИО4 На ФИО3 лежала обязанность проверки исполнения предписания. ФИО3 является должностным лицом ООО «Тверская генерация», на которое возложена обязанность выполнять требования закона, в том числе обеспечивать соблюдение требований промышленной безопасности. Вместе с тем, для соблюдения требований промышленной безопасности на ООО «Тверская генерация» создано подразделение – служба охраны труда и промышленной безопасности. ФИО3 не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку исполнение предписания было поручено другим лицам – сотрудникам службы охраны труда и промышленной безопасности. ФИО3 поручил исполнение предписания конкретным должностным лицам, которые перечислены в сведениях 1С-документооборота - ФИО4 и ФИО5 - лицам, контролирующим и организующим соблюдение промышленной безопасности на ООО «Тверская генерация». Отметил, что ФИО3 не был надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела, поскольку в определении о назначении даты, времени и места рассмотрения дела указана ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. После составления протокола об административном правонарушении он, как защитник, довел до ФИО3 сведения о том, что в отношении него будет рассматриваться дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, передал копию определения о назначении даты, времени и места рассмотрения дела. Однако о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, ФИО3 не извещался. Отметил, что трубопроводы тепловой сети введены в эксплуатацию более 20-25 лет назад, до вступления в силу ФНП № 116. ОПО ООО «Тверская генерация» зарегистрированы в реестре до вступления в силу ФНП № 116, в состав указанных ОПО входят трубопроводы, которые поименованы в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, представленных в Центральное управление Ростехнадзора при регистрации объектов в реестре ОПО. Таким образом, учет участков трубопроводов должен быть осуществлен Ростехнадзором на основании данных, представленных ООО «Тверская генерация» при регистрации трубопроводов в реестре ОПО. Отметил, что реконструкция и капитальный ремонт магистральных трубопроводов после регистрации объектов в реестре ОПО не производились. Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 полагала, что оснований для отмены постановления не имеется, указала, что ранее к административной ответственности за неисполнение предписания привлекалось юридическое лицо, при рассмотрении дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установил, что трубопроводы должны быть поставлены на учет в Ростехнадзоре. Отметила, что в определении о назначении даты времени и места рассмотрения дела допущена техническая ошибка.

Должностное лицо, принявшее оспариваемое постановление, составившее протокол об административном правонарушении главный государственный инспектор отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 пояснила, что предписание об устранении нарушений в области промышленной безопасности было выдано ООО «Тверская генерация». Поскольку в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретного должностного лица, по вине которого оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности как юридического лица, так должностного лица, было принято решение о привлечении к административной ответственности главного инженера ООО «Тверская генерация» ФИО3, который является техническим руководителем ООО «Тверская генерация», обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности содержатся в его должностной инструкции. Центральное управление Ростехнадзора по результатам внеплановой выездной проверки выдало ООО «Тверская генерация» предписание от 09.11.2018, в соответствии с которым ООО «Тверская генерация» следовало до 31.12.2018 устранить нарушения обязательных требований промышленной безопасности, в том числе поставить на учет в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводы тепловой сети с условным переходом более 100 мм, у которых температура рабочей среды свыше 115(С при давлении рабочей среды 1,6 МПа, а именно участки трубопроводов теплосетей Центрального, Заволжского, Пролетарского и Московского района г. Твери. 23.01.2019 было выявлено, что предписание в данной части не исполнено. С момента регистрации ОПО, эксплуатируемых ООО «Тверская генерация», законодательство изменилось, с декабря 2014 года ФНП № 116 содержат требование о постановке ОРПД на учет. Постановка на учет носит заявительный характер. Опасные производственные объекты были зарегистрированы в 2014 году, за продолжительный период могли произойти изменения в их составе, какие-то участки трубопроводов могли быть заменены. В ФНП № 116 указано, что ставится на учет вновь вводимое оборудование, но и то оборудование, которое было введено в эксплуатацию до введения ФНП № 116, требуется ставить на учет. Постановлением администрации города Твери от 21.12.2018 утверждена актуализированная схема теплоснабжения в административных границах города, согласно которой изменен эксплуатационный режим температурного графика работы источников тепла на график 115/70 °С. В связи с указанными изменениями ОРПД фактически переводятся на сниженные параметры. В силу действующих норм закона тепловые сети (ОРПД) с учетом их эксплуатации в температурном графике 115/70 °С не относятся в опасным производственным объектам и соответственно учету в органах Ростехнадзора не подлежат. Вместе с тем, документов о переводе ОРПД на сниженные параметры представлено не было. В имеющемся в материалах дела акте проверки от 28.04.2017 приведены соответствующие действительности сведения о вводе в эксплуатацию участков трубопроводов. В предписании от 09.11.2018 не содержалось перечня ОРПД, подлежащего постановке на учет в Ростехнадзоре, но поскольку три участка теплосетей были поставлены на учет в Ростехнадзоре (участок трубопровода теплосети Центрального района рег. № 10, участок трубопровода теплосети Пролетарского района рег. № 29, участок трубопровода теплосети Московского района рег. № 6), в акте проверки, в протоколе и постановлении указаны регистрационные номера участков трубопроводов, что подтверждает, что предписание частично выполнено. Для постановки на учет необходимо, чтобы имелись документы, подтверждающие соответствие технических устройств требованиям технических регламентов, поэтому технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности. ОРПД на учет должны были быть поставлены после введения в действие ФНП № 116, а экспертизу ОРПД надлежит проводить по истечении срока эксплуатации трубопровода. Отметила, что обязанность постановки трубопроводов на учет предусмотрена действующим законодательством. Просила постановление оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 11 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Далее- Федеральный закон № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ к требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 214 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (Далее ФНП № 116), не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в. п. 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно п. 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением.

В соответствии с п. 215 ФНП № 116 не подлежит учету в органах Ростехнадзора следующее оборудование под давлением: трубопроводы пара и горячей воды с внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых температура рабочей среды более 250 °C до 450 °C включительно при избыточном давлении рабочей среды более 0,07 МПа до 1,6 МПа включительно, а также у которых температура рабочей среды более 115 °C до 450 °C включительно при избыточном давлении рабочей среды более 1,6 МПа до 8,0 МПа включительно (подпункт «л»); трубопроводы пара и горячей воды внутренним диаметром 100 мм и менее, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру 250 °C и избыточное давление 1,6 МПа (подпункт «м»).

Согласно имеющимся в деле сведениям ООО «Тверская генерация» эксплуатирует опасные производственные объекты, в том числе участок трубопроводов теплосети Заволжского района г. Твери, участок трубопроводов теплосети Центрального района г. Твери, участок трубопроводов теплосети Пролетарского района г. Твери, участок трубопроводов теплосети Московского района г. Твери, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов (рег. №№ А05-11580-0018, № А05-11580-0019, № А0511580-0020, № А05-11580-0021).

Центральное управление Ростехнадзора по результатам внеплановой выездной проверки выдало Обществу предписание от 09.11.2018 № 7.2-0873вн-П/0223-2018, в соответствии с которым ООО «Тверская генерация» следовало до 31.12.2018 устранить нарушения обязательных требований промышленной безопасности, в том числе поставить на учет в территориальном органе Ростехнадзора трубопроводы тепловой сети с условным переходом более 100 мм, у которых температура рабочей среды свыше 115(С при давлении рабочей среды 1,6 МПа - участки трубопроводов теплосетей Центрального, Заволжского, Пролетарского и Московского района г. Твери.

На основании распоряжения Центрального управления Ростехнадзора от 10.01.2019 Управлением проведена внеплановая выездная проверка исполнения Обществом названного предписания от 09.11.2018, по результатам которой составлен акт от 23.01.2019 № 7.2-0001вн-А/0014-2019.

Управление установило факт неисполнения п. 16-19 предписания: на опасном производственном объекте – участок трубопроводов теплосетей Заволжского района г. Твери, per. №А05- 11580-0018, трубопроводы тепловой сети с условным переходом более 100 мм, у которых температура рабочей среды свыше 115(С при давлении рабочей среды 1,6 МПа, не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора (peг. № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 33), на опасном производственном объекте – участок трубопроводов теплосетей Центрального района г. Твери, peг. №А05-11580-0019, трубопроводы тепловой сети (per. № 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16) с условным переходом более 100 м, у которых температура рабочей среды свыше 115 (С при давлении рабочей среды 1,6 МПа, не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора, на опасном производственном объекте – участок трубопроводов теплосетей Пролетарского района г. Твери, per. № A05-11580-0020 трубопроводы тепловой сети (peг. № 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32) с условным переходом более 100 мм, у которых температура рабочей среды свыше 115(С при давлении рабочей среды 1,6 МПа, не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора, на опасном производственном объекте - участок трубопроводов теплосетей Московского района г. Твери, per. №А05- 11580-0021, а именно трубопроводы тепловой сети (per. № 1, 2, 3, 4, 5, 8) с условным переходом более 100 мм, у которых температура рабочей среды свыше 115 ?С при давлении рабочей среды 1,6 МПа, не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора.

Должностным лицом Управления в отношении главного инженера ООО «Тверская генерация» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением от 07.02.2019 № 7.2-Пс/0006-0013вн-2019 ФИО3 привлечен к административной ответственности на основании ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде 30 000 руб. штрафа.

Вопреки доводам жалобы вина должностного лица в совершении правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении:

-распоряжением №Т13-пр от 10.01.2019 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО «Тверская генерация»,

-актом проверки №7.2-0013вн-А/0014-2019 от 23.01.2019 органом государственного контроля (надзора) юридического лица - ООО «Тверская генерация», согласно которому выявлен факт неисполнения п.п. 16-19 предписания от 09.11.2018,

-протоколом № №7.2-0013вн-Пр/0006-2019 от 25.01.2019, в котором указаны фактические обстоятельства совершения ФИО3 правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ,

-копией приказа от 01.07.2014 №29-л о назначении на должность главного инженера ООО «Тверская генерация», утвержденного генеральным директором ООО «Тверская генерация» 01.03.2017,

- свидетельством о регистрации А05-11580 опасных производственных объектов ООО «Тверская генерация»,

- сведениями, характеризующие опасные производственные объекты ООО «Тверская генерация»,

-копией приказа о назначении на должность главного инженера ООО «Тверская генерация» от 01.07.2014,

-должностной инструкцией главного инженера ООО «Тверская генерация»,

-предписанием №7.2-0873вн-П0223-2018 от 09.11.2018 об устранении выявленных нарушений обязательных требований и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Совершенное главным инженером ООО «Тверская генерация» ФИО3 правонарушение верно квалифицировано по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами дела и нормами КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

С доводами защитника о том, что ФИО3 не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 11 КоАП РФ, не могу согласиться.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом генерального директора ООО «Тверская генерация» от 01.07.2014 № 29л ФИО3 назначен на должность главного инженера ООО «Тверская генерация» с 01.07.2014.

Согласно п. 2.16 должностной инструкции главного инженера ООО «Тверская генерация» ФИО3, утвержденной генеральным директором ООО «Тверская генерация» 01.03.2017, на главного инженера Общества возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил промышленной безопасности.

Из представленных защитником сведений следует, что предписание Центрального управления Ростехнадзора от 09.11.2018 поступило в ООО «Тверская генерация» 09.11.2018. В документе, сформированном программой 1С, ФИО3 указан как исполнитель предписания, как лицо, организовавшее исполнение предписания и поручившее исполнение предписания другим сотрудникам ООО «Тверская генерация» (ФИО4, ФИО6, ФИО7 и ФИО8), а также как лицо, которому поручена проверка исполнения предписания от 09.11.2018. Вместе с тем, поручение исполнения предписания сотрудникам службы охраны труда и промышленной безопасности, не освобождало ФИО3 от обязанности осуществлять контроль за исполнением предписания, проверить исполнение предписания.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО3 – главным инженером ООО «Тверская генерация», ненадлежащим образом исполнены должностные обязанности, поскольку он не принял должных мер по исполнению предписания от 09.11.2018 № 7.2-0873вн-П/0223-2018 в целях соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, на опасных производственных объектах.

Доводы жалобы о том, что указанные в акте проверки и постановлении о назначении административного наказания нарушения не соответствуют отраженным в предписании Центрального управления Ростехнадзора от 09.11.2018 № 7.2-0873вн-П/0223-2018, поскольку предписание не содержит перечня оборудования, подлежащего учету в Ростехнадзоре, не могут быть приняты во внимание. Как следует из объяснений должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление - главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 в предписании от 09.11.2018 не содержалось перечня оборудования, работающего под давлением, подлежащего постановке на учет в Ростехнадзоре, но поскольку три участка теплосетей были поставлены на учет в Ростехнадзоре (участок трубопровода теплосети Центрального района рег. № 10, участок трубопровода теплосети Пролетарского района рег. № 29, участок трубопровода теплосети Московского района рег. № 6), в акте проверки, в протоколе и постановлении указаны рег. номера участков трубопроводов, не поставленных на соответствующий учет.

Оснований не доверять объяснениям должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление не имеется, поскольку они логичны, согласуются с другими материалами дела.

С доводами жалобы о том, что учет трубопроводов должен быть осуществлен Ростехнадзором на основании данных, представленных ООО «Тверская генерация» при регистрации участков трубопроводов в реестре опасных производственных объектов, поскольку в состав указанных ОПО входит непосредственно оборудование, работающее под избыточным давлением, которое перечислено в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, представленные в уполномоченный орган при регистрации объектов в реестре ОПО, не могу согласиться.

В силу подпункта «а» пункта 217 ФНП № 116 регистрации в государственном реестре ОПО подлежат объекты, на которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора согласно пункту 214 настоящих Правил. Таким образом, из положений указанного пункта следует, что законодатель разделяет такие понятия, как «объекты, на которых используется оборудование под давлением» и «оборудование под давлением». При этом сами объекты подлежат государственной регистрации, а оборудование - постановке на учет. Из свидетельства о регистрации № А05-11580 следует, что в эксплуатации у ООО «Тверская генерация» находится 21 опасный производственный объект. При этом в свидетельстве не указано сведений об эксплуатируемом Обществом оборудовании, находящемся под давлением. В процессе осуществления ООО «Тверская генерация» деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов одно оборудование может быть выведено из эксплуатации по каким-либо причинам, а другое наоборот введено. Следовательно, ООО «Тверская генерация» не выполнена обязанность по постановке на государственный учет эксплуатируемых им трубопроводов. Ссылка жалобы на разъяснения, содержащиеся в письме Ростехнадзора от 19.01.2016 № 00-06-06/69, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не может изменять, отменять и дополнять нормативные правовые акты. Кроме этого, в письме содержатся положения об отсутствии необходимости повторного представления сведений об оборудовании, работающем под избыточным давлением, которые были ранее представлены организацией при предоставлении сведений, характеризующих опасный производственный объект. Вместе с тем, указание об отсутствии необходимости в направлении соответствующего заявления в указанном письме отсутствует, постановка на учет оборудования, работающего под избыточным давлением, имеет заявительный характер (подпункт «а» пункта 216 ФНП № 116).

Ссылка жалобы на постановление администрации города Твери №1624 от 21.12.2018 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа г. Тверь до 2028 года», согласно которой ОПО (тепловые сети) переходят на температурный график 115/70 (С, является необоснованной, т.к. документы, подтверждающие фактический переход на температурный график 115/70(С, не представлены.

Доводы о том, что ФИО3 не был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, поскольку в определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении указано, что назначено к рассмотрению дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, также не могут быть приняты во внимание. Как усматривается из определения № 7.2-0013вн-ОМ/0006-2019 от 25.01.2019, в его резолютивной части допущена техническая ошибка при указании статьи, предусматривающей ответственность за совершение правонарушения. Данная ошибка является очевидной, поскольку во вводной части постановления имеется ссылка на то, что в отношении ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. При этом, как следует из объяснений защитника, копия определения от 25.01.2019 была передана ФИО3, указанному должностному лицу было известно о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановление вынесено в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок, наказание ФИО3 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 11 статьи 19.5 КоАП РФ и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица сомнений в законности и обоснованности не вызывает, а потому оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

Постановление главного государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 № 7.2-Пс/0006-0013вн-2019 от 07.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении главного инженера ООО «Тверская генерация» ФИО3 оставить без изменения, жалобу главного инженера ООО «Тверская генерация» ФИО3 (с учетом представленных защитником Жарлицыным Н.В. дополнений) – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья Н.В. Дёмина