ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-132/19 от 31.05.2019 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело ...

РЕШЕНИЕ

«31» мая 2019 г. г. Воркута

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Иванов С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя УГХиБ администрации муниципального образования городского округа «Воркута» на постановление мирового судьи Горного судебного участка г. Воркуты от 23.04.2019 г. об административном наказании в виде штрафа в размере 50 000 рублей в отношении МКУ Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В соответствии с протоколом ... от 25.03.2019 г., 15.03.2019, в период времени с 08 часов 13 минут до 09 часов 19 минут, по адресу: г. Воркута, Площадь Центральная, дом 7, юридическим лицом - МКУ УГХиБ, являясь юридическим лицом, обязанным осуществлять муниципальный контроль в сфере дорожной деятельности и выполнять мероприятия по содержанию участков автомобильных дорог, которые являются объектами транспортной инфраструктуры общего пользования и, предназначены для движения пешеходов и транспортных средств неопределенного круга лиц, в том числе на ул. Ленинградская, ул. Ломоносова, ул. Комсомольская, ул. Московская, ул. Транспортная, ул. Привокзальная, ул. Матвеева, ул. Бульвар Пищевиков, ул. Ленина, ул. Гагарина, не организовало выполнение пунктов 1.3, 1.4, 1.6. 1.7, 1.9, 1.11, 1.12 предписания Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Воркуте от 14 марта 2019 года №10 об устранении нарушений п. 8.1 ГОСТа Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», то есть, совершило невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.

Постановлением мирового судьи Горного судебного участка г. Воркуты РК от 23.04.2019 г., юридическое лицо – МКУ УГХиБ администрации МОГО «Воркута» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Будучи не согласным с вынесенным постановлением, представитель юридического лица обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 23.04.2019 г. отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своей жалобы заявитель указал, что, в резолютивной части обжалуемого постановления наименование лица, привлекаемого к административной ответственности, указано не верно, так как УГХиБ администрации МОГО Воркута имеет организационно-правовую структуру муниципального казенного учреждения. Кроме того, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. Соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе, в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. Таким органом, и, как следствие, юридическим лицом, в случае ненадлежащего исполнения данных публичных обязательств является администрация МОГО «Воркута».

Принимая во внимание, что должностное лицо, составившее протокол, а также представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.П.2007 № 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из представленных суду материалов дела, 15.03.2019, в период времени с 08 часов 13минут до 09 часов 19 минут, по адресу: г. Воркута, Площадь Центральная, дом 7, юридическим лицом - МКУ УГХиБ, являясь юридическим лицом, обязанным осуществлять муниципальный контроль в сфере дорожной деятельности и выполнять мероприятия по содержанию участков автомобильных дорог, которые являются объектами транспортной инфраструктуры общего пользования и, предназначены для движения пешеходов и транспортных средств неопределенного круга лиц, в том числе на ул. Ленинградская, ул. Ломоносова, ул. Комсомольская, ул. Московская, ул. Транспортная, ул. Привокзальная, ул. Матвеева, ул. Бульвар Пищевиков, ул. Ленина, ул. Гагарина, не организовало выполнение пунктов 1.3, 1.4, 1.6. 1.7, 1.9, 1.11, 1.12 предписания Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Воркуте от 14 марта 2019 года №10 об устранении нарушений п. 8.1 ГОСТа Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», то есть, совершило невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.

Факт совершения МКУ УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств отраженных в представленных суду материалах, а именно протоколом об административном правонарушении ...... от <дата>, составленным уполномоченным должностным лицом (л.д. ...); актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (эксплуатационного состояния пешеходных переходов, расположенных на территории МОГО «Воркута») от 14 марта 2019 года (л.д. ...); предписанием Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Воркуте от 14.03.2018 г. об устранении нарушений п. 8.1 ГОСТа Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (л.д....), сообщениями и.о. начальника УГХиБ администрации МОГО «Воркута» об исполнении предписания (л.д. ...); актом ... выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (л.д. ...), свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д. 40), выпиской из ЕГРЮЛ от 21.03.2019 г. (л.д. ...), а также иными материалами дела об административном правонарушении.

Доводы жалобы о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе, в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, и, как следствие, юридическим лицом, в случае ненадлежащего исполнения данных публичных обязательств является администрация МОГО «Воркута», является несостоятельным, по следующим основаниям.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения подпунктом 6 части 1 статьи 13, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Осуществляя дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, органы местного самоуправления обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на таких дорогах (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

При этом дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Ремонтом автомобильной дороги является комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Администрация МОГО «Воркута» является органом местного самоуправления на территории г. Воркуты, к ее полномочиям относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах МО ГО «Воркута» и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью улично-дорожной сети, автомобильных дорог местного значения в границах МОГО «Воркута», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Устава МОГО «Воркута», принятого Советом МО ГО «Воркута» 27.02.2006. В то же время, в силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе создавать муниципальные учреждения. Муниципальное казенное учреждение создается для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности такого учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 123.21 - 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Постановлением Главы муниципального образования городского округа «Воркута» от 29.12.2008 № 1349, в целях реализации полномочий администрации МО ГО «Воркута» в сфере реализации сохранности и оперативного контроля за использованием муниципального имущества, контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере эксплуатации и ремонта жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной сферы, объектов внешнего благоустройства создано Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута (сокращенное наименование – УГХиБ).

В соответствии с решением Совета МО городского округа «Воркута» от 06.03.2018 № 469 «Об утверждении Положения об управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» УГХиБ (далее – Управление) является отраслевым органом администрации МО ГО «Воркута», входящим в её структуру (п.1.1).

Управление является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения (п.1.4) и от имени городского округа «Воркута» в пределах своей компетенции может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, представлять интересы городского округа в судах общей юрисдикции и арбитражном суде (п.1.5).

Управление осуществляет функции получателя средств бюджета городского округа «Воркута» в части средств, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций; главного администратора доходов; главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных организаций (п. 1.7).

Задачами Управления являются, в том числе организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 2.8).

Управление в соответствии с возложенными задачами осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (п. 3.3.9). Организует строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности (п. 3.3.11).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». В силу п. 1 ст. 12 названного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Таким образом, администрация МОГО «Воркута» пользуясь закрепленными за нею, действующим законодательством, полномочиями, создало УГХиБ в целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог, а также выполнения иных полномочий и области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе организации ремонта и содержания объектов дорожного хозяйства.

Создав муниципальное казенное учреждение УГХиБ, в том числе и в целях выполнения функций (полномочий) администрации МОГО «Воркута» по осуществлению муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог, а также в части организации дорожной деятельности, включая содержание и ремонт автомобильных дорог МОГО «Воркута», предусмотрев в бюджете денежные средства для выполнения этих функций, администрация МО ГО «Воркута» фактически выполнила возложенное на нее пунктом 1 части 4.1 статьи 52 Устава МО ГО «Воркута» полномочие по организации дорожной деятельности на территории этого муниципального образования, поручив осуществление этой деятельности указанному муниципальному казенному учреждению.

Вместе с тем в соответствии с постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 29.01.2015 (ред. от 27.09.2018) «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования городского округа «Воркута» «Содержание и развитие муниципального хозяйства» (далее – муниципальная программа) ответственным лицом за организацию капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автодорог общего пользования местного значения является Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в период с 2017 по 2020 годы лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по осуществлению муниципального контроля в сфере дорожной деятельности на территории МО ГО «Воркута», включая обязанность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, является не администрация МО ГО «Воркута», а муниципальное казенное учреждение УГХиБ, на котором в силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», и лежит обязанность привести указанные в предписании ... от <дата> участки улиц в соответствии с требованиями технических регламентов и других нормативных актов.

Довод жалобы о том, что наименование лица, привлекаемого к административной ответственности, указано в постановлении мирового судьи не верно, нашел свое подтверждение, так как, согласно Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута», утвержденного решением Совета МОГО Воркута от 06.03.2019 г.№ 469, Управление является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, вместе с тем, неверное указание мировым судьей в постановлении от 23.04.2019 г. наименования юридического лица, не влияет на законность вынесенного судебного решения, и может быть устранено в порядке исполнения постановления мирового судьи.

Старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Воркуте выявил правонарушение при выполнении служебных обязанностей. Мировым судьей дана правильная квалификация действиям МКУ УГХиБ администрации МОГО «Воркута» как образующих событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении в суде первой инстанции, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.

При назначении наказания мировой судья учел финансовое положение правонарушителя, последствия совершения административного правонарушения.

Наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения и обстоятельствам его совершения.

С учетом изложенного, юридическое лицо - МКУ УГХиБ администрации МОГО «Воркута» правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, оснований для изменения постановления по делу об административном правонарушении у судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи Горного судебного участка г. Воркуты от 23.04.2019 г. в отношении юридического лица - МКУ Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента его вынесения.

Судья С.В. Иванов