№ 12-5/2021
РЕШЕНИЕ
город Светлый 8 февраля 2021 года
Судья Светловского городского суда Калининградской области Янч О.В.,
при помощнике судьи Хорошун А.А.,
с участием защитника Тяглина А.Ю.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление
№ от 26 ноября 2020 года инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО6. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Регио-Экспресс» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО7. от 26 ноября 2020 года должностное лицо ФИО1 признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2
ст. 12.31.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
ФИО1 с постановлением не согласна, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что требования нормативных документов Минздрава и Минтранса России, которые указаны в постановлении административного органа от 26 ноября 2020 года регулируют исключительно вопросы допуска транспортных средств к эксплуатации на дорогах общего пользования, а ст. 12.31.1 КоАП РФ предусматривает ответственность исключительно при перевозке пассажиров. Фактически действия водителя привели к тому, что движение с картой тахографа он осуществлял как по территории общего пользования, так и по территории предприятия. Имеющееся на автобусе оборудование спутниковой навигации систем глонасс всегда показывает фактическое местонахождение автобуса. При этом в указанный момент времени транспортное средство перевозки пассажиров и багажа не осуществляло, что является существенным обстоятельством по делу. Однако административный орган указанные обстоятельства не учел, административное расследование не проводил, в связи с чем неправомерно инкриминировал ей административное правонарушение, которое не имело место быть. По изложенным основаниям ФИО1 просила отменить постановление государственного инспектора от 26 ноября 2020 года № и возвратить дело административному органу на новое рассмотрение.
В судебном заседании защитник Тяглин А.Ю. жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней. Суду дополнительно пояснил, что медицинский осмотр был произведен ФИО1 до начала смены в 05.07 часов
16 ноября 2020 года. В указанное в постановлении от 26 ноября 2020 года время водитель транспортного средства перевозку пассажиров не осуществлял, поскольку имел место технический выезд транспортного средства. Указанные обстоятельства являются существенными, однако они не были установлены административным органом, что послужило основанием для вынесения незаконного постановления.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд находит постановление должностного лица подлежащим отмене с прекращением производства по делу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ)
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Постановлением государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4 от 26 ноября 2020 года должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что 16 ноября 2020 года в 05 часов 22 минуты медицинская сестра по выпуску водителей на линию ФИО1 провела предрейсовый медицинский осмотр водителя ФИО2, управляющего транспортным средством марки <данные изъяты> гос. номер №, для осуществления регулярной перевозки пассажиров по маршруту № «<данные изъяты>» в первую смену в 05 часов 22 минуты (фактический выезд в 05 часов 37 минут, путевой лист № от 16.11.2020 года), с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, а именно п. 4 и 16 приказа Минздрава от 15 декабря 2014 года № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».
Как указано в постановлении административного органа в соответствии с путевым листом № от 16 ноября 2020 года предрейсовый медицинский осмотр водителя ФИО2 был осуществлен 16.11.2020 года в 05 часов 22 минуты, однако согласно выгрузки технических данных тахографа на контрольную ленту водитель ФИО2 с 05 часов 21 минуты (время UTC 03:21) по 05 часов 57 минут (время UTC 03:57) непрерывно управлял транспортным средством марки <данные изъяты> гос. номер № в течение 00 часов 36 минут. Тем самым исключается факт проведения предрейсового медицинского осмотра водителя ФИО2 в 05 часов 22 минуты.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ).
Так, в соответствии с абз. 9 ст. 5 Закона №196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В соответствии с письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе в обязательном проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Требования об обязательном заполнении таких реквизитов путевого листа, как дата (число, месяц, год и время (часы, минуты)) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, относящихся к личности водителя, закреплены в Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (действующим на момент совершения действий).
Таким образом, из системного анализа приведенных правовых норм следует, что предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей, а документ о прохождении предрейсового медицинского осмотра водитель механического транспортного средства, принадлежащего организации или индивидуальному предпринимателю обязан представить в случае перевозки пассажиров при осуществлении деятельности организации по оказанию таких услуг, или в случае перевозки грузов.
Вместе с тем, материалы дела, в том числе истребованный административный материал, не содержат относимых и допустимых доказательств использования автомобиля марки <данные изъяты> гос. номер № в качестве транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров с 05 часов 21 минуты 16 ноября 2020 года.
Напротив, как следует из путевого листа № от 16 ноября 2020 года начало смены - 05 часов 37 минут, до указанного времени водитель ФИО2 медицинский осмотр прошел.
Каких-либо объяснений водителя ФИО2, подтверждающих то, что до начала смены он в период времени с 05 часов 21 минуты до 05 часов 57 минуты осуществлял перевозку пассажиров, материалы дела не содержат.
В протоколе № по делу об административном правонарушении от 17 ноября 2020 года ФИО1 собственноручно написала в объяснении: «событие и состав правонарушения отсутствуют».
Согласно объяснениям защитника Тяглина А.Ю. в указанное в постановлении от 26 ноября 2020 года время водитель транспортного средства ФИО2 перевозку пассажиров не осуществлял, а эксплуатировал автомобиль в иных технических целях. Медицинский осмотр он прошел перед началом смены в 05 часов 07 минут.
В представленном суду акте № от 16 ноября 2020 года планового осмотра транспортного средства в графе «иные нарушения» указано о том, что информация о водителе с 03:21 (UTC) по 03:57 (UTC) отсутствует, 36 минут непрерывно управлял транспортным средством.
Других относимых и допустимых, достоверных и убедительных доказательств в обоснование выводов должностного лица, материалы дела не содержат.
Бремя доказывания в данном деле законом возложено на административный орган.
Указанные обстоятельства являются юридически значимыми для рассмотрения данного дела, поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ заключается в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку должностным лицом вина ФИО1 в совершении административного правонарушения не доказана в установленном законом порядке, то оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи жалобы через Светловский городской суд Калининградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) О.В. Янч