Судья Т. Дело № 12-132/2020
(дело (****))
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
12 октября 2020 года г.Псков
Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,
при секретаре Ерёминой Я.В.,
рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела административных расследований Псковской таможни П. на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 августа 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 августа 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, начальник отдела административных расследований Псковской таможни П. ставит вопрос об отмене указанного постановления судьи. В обоснование своей позиции указывает, что ОАО «РЖД» при вывозе товара был представлен фитосанитарный сертификат на партию товара, перемещаемого в железнодорожном вагоне (****), при том, что фактически товар прибыл в вагоне (****). Таким образом, фитосанитарный сертификат на партию товара, перевозимого в вагоне (****), предъявлен не был. Недостоверное указание в фитосанитарном сертификате номера вагона не позволяет с достаточной степенью соотнести перевозимый товар с имеющейся разрешительной документацией.
В судебном заседании начальник отдела административных расследований Псковской таможни П. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ОАО «РЖД» - ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы, мотивируя отсутствием у перевозчика обязанности по проверке правильности и достаточности сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной и наличием отметки внутренней Воронежской таможни о разрешении выпуска в пункте 28 СМГС, в связи с чем у работников ОАО «РЖД» не было оснований полагать, что представленный фитосанитарный сертификат будет признан Псковской таможней недействительным.
Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемое постановление подлежащим отмене.
Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями понимаются в том числе, карантинные фитосанитарные меры, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (пункт 10 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Из дела следует, что (дд.мм.гг.) в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут на железнодорожную станцию «Себеж» в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП «Посинь» Псковской таможни, в составе поезда (****) прибыл железнодорожный вагон (****). Товар перемещался из Р. в Л..
Для получения разрешения на убытие товара с таможенный территории Евразийского экономического союза ОАО "РЖД" таможенному органу представлены: декларация на товары (****), железнодорожная накладная от (дд.мм.гг.)(****), фитосанитарный сертификат от (дд.мм.гг.)(****).
В соответствии с представленными товаросопроводительными документами в указанном вагоне перемещался товар «продовольственная пшеница твердых сортов», код товара 1001190000 ТН ВЭД ЕАЭС, вес брутто <данные изъяты> кг., страна происхождения - Р..
Отправитель товара: ООО «П.» (<****>).
Получатель: А., <****>.
Перевозчик: ОАО «РЖД», <****>
Товар «продовольственная пшеница твердых сортов» включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе".
В ходе документарной проверки должностным лицом Псковской таможни установлено, что представленный Обществом фитосанитарный сертификат содержит недостоверные сведения о номере вагона, в котором перемещается вывозимый товар. Так, ОАО "РЖД" на груз, следовавший в вагоне (****), представлен фитосанитарный сертификат (****) от (дд.мм.гг.), в который внесены сведения о транспортировке груза в ином вагоне - вагоне (****), отсутствующем в составе железнодорожного поезда.
При этом фитосанитарный сертификат на партию товара «продовольственная пшеница твердых сортов», перемещаемую в железнодорожном вагоне (****) по ТТН (****) от (дд.мм.гг.), основная отправка ТТН (****) от (дд.мм.гг.), прибывшего в составе грузового поезда (****), в комплекте документов, представленных перевозчиком, отсутствовал.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при вывозе подкарантинной продукции «продовольственная пшеница твердых сортов» с территории Российской Федерации в Л. не предоставлен фитосанитарный сертификат, необходимый для целей подтверждения безопасности вывозимого товара в части соблюдения карантинных фитосанитарных требований.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможенным органом в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД», судья исходил из того, что указание в фитосанитарном сертификате номера вагона не является обязательным, поскольку допущена явная техническая описка в первых двух цифрах номера вагона, в котором перевозился подкарантинный груз, неправильное указание его в фитосанитарном сертификате не свидетельствует о недействительности представленного ОАО «РЖД» фитосанитарного сертификата (****) от (дд.мм.гг.).
Вместе с тем, факт технической описки в фитосанитарном сертификате, допущенной при отправлении подкарантинной продукции, не свидетельствует о невиновных действиях ОАО «РЖД» как перевозчика, вступающего в таможенные правоотношения с таможенным органом в соответствии со статьёй 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 1 статьи 7 Таможенного кодекса ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (иди) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.
Согласно пункту 8.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318, случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В силу пункта 2 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 года № 293, фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2.8 Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 36 (действовавших до 13 июля 2020 года), приём к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт без погрузки их на пограничных передаточных станциях в пунктах пропуска через государственную границу, разрешается при условии предъявления грузоотправителем фитосанитарного сертификата, выданного Госинспекцией по карантину растений Российской Федерации в местах отгрузки на каждый вагон, контейнер или на каждую отправку (партию) подкарантинного груза, при нахождении в одном вагоне, контейнере нескольких отправок (партий) грузов, если не истёк срок действия фитосанитарного сертификата.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» партию подкарантинной продукции составляет количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Как следует из пункта 49 статьи 2 ТК ЕАЭС к транспортным средствам, в том числе, относится железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава).
Статьёй 2 Технического Регламента ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 710, установлено, что единица железнодорожного подвижного состава является отдельным объектом железнодорожного подвижного состава, таким как локомотив, грузовой и пассажирский вагон, моторвагонный подвижной состав (или его секции, вагоны), специальный железнодорожный подвижной состав.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что при перевозке железнодорожным транспортом фитосанитарный сертификат выдается на каждую партию подкарантинного груза, вывозимую с таможенной территории ЕАЭС в конкретном железнодорожном вагоне, являющимся в настоящем случае транспортным средством, в связи с чем номер железнодорожного вагона, указанный в ФСС, должен соответствовать фактическому номеру вагона.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2015 года № 995 (далее – Правила), контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки.
При этом должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в случае, если сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах (подпункт «а» пункта 5 Правил).
В силу подпункта 3 пункта 4.1.4 и подпункта 4 пункта 4.1.6 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318, в случае, если в фитосанитарном сертификате указан номер транспортного средства, не соответствующего фактическому номеру транспортного средства, то фитосанитарный сертификат признаётся недействительным, в связи с чем должностным лицом уполномоченного органа должно быть принято решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или её помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.
Фитосанитарный сертификат (****) от (дд.мм.гг.) был выдан на товар, перевозимый в вагоне (****), который, исходя из ведомости вагонов (****), в железнодорожном составе отсутствовал. Таким образом, предъявленный ОАО «РЖД» фитосанитарный сертификат не подтверждал соответствие партии товара, перевозимого в вагоне (****), запретам и ограничениям в области соблюдения фитосанитарных правил, то есть являлся недействительным, в связи с чем таможенным органом было обоснованно возбуждено дело об административном правонарушении.
Перечень документов и сведений, представляемых при уведомлении таможенного органа об убытии товаров с таможенной территории Союза, установлен статьей 92 ТК ЕАЭС, пунктом 2 части 2 которой определено, что лицом, представляющим документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьёй 7 настоящего Кодекса, является перевозчик (декларант) или экспедитор.
В силу положения статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС от 01 ноября 1951 года) перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Согласно статье 27 Федерального закона от 10 января 2002 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Положениями Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (Берн, 09 мая 1980 год) (приложение В, параграф 1 ст. 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
При этом, Общество, осуществляя профессиональную деятельность по международной перевозке грузов, должно было обеспечить проверку предоставляемых таможенному органу документов, необходимые для целей подтверждения безопасности вывозимого товара и избежание нарушения требований таможенного законодательства.
Соблюдение данных требований являлось возможным при условии надлежащей проверки железнодорожным агентом по прибытии железнодорожного состава на станцию «Себеж» представленных грузоотправителем фитосанитарных сертификатов и комплектов товаро-сопроводительных документов на груз до момента подачи им заявления о таможенном декларировании подкарантинной продукции для выпуска товара с таможенной территории ЕАЭС.
Поскольку действия (бездействие) юридического лица опосредованно выражаются через действия его работников или уполномоченных им лиц, то в силу статьи 2.10 КоАП РФ в действиях ОАО «РЖД» усматривается состав вменённого ему административным органом административного правонарушения.
Таким образом, решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 августа 2020 года подлежит отмене, а дело - направлению в тот же суд для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л:
на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 августа 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» - отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.
Настоящее решение может быть обжаловано непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина