РЕШЕНИЕ
22 января 2014 года г. Братск
Судья Братского районного суда Иркутской области Гапеевцева М.А.,
рассмотрев жалобу Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кежемская средняя общеобразовательная школа» на постановление мирового судьи судебного участка № 53 Братского района Иркутской области о признании юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 53 Братского района Иркутской области от 19 ноября 2013 года юридическое лицо - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кежемская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Кежемская СОШ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
МКОУ «Кежемская СОШ» обратилось в Братский районный суд с жалобой, в которой просило отменить вынесенное в отношении учреждения постановление в связи с тем, что при его вынесении судьей неверно применены нормы материального и процессуального права, не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Мировым судьей необоснованно отказано в применении ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку доказательств существенного нарушения юридическим лицом охраняемых общественных правоотношений, либо конкретных негативных последствий, к котором привели действия школы, материалы дела об административном правонарушении не содержат. При этом МКОУ «Кежемская СОШ» приняты все необходимые меры к исполнению своих публично-правовых обязанностей по оформлению правоустанавливающих документов на здание и земельный участок, то есть по исполнению предписания. МКОУ «Кежемская СОШ» является бюджетным учреждением. До настоящего времени учредителем – Администрацией МО «Братский район» не выделены денежные средства, необходимые для оплаты кадастровых работ по межеванию земельного участка в целях получения кадастрового паспорта.
В судебном заседании законный представитель юридического лица - директор МКОУ «Кежемская СОШ» ФИО1, действующая на основании Устава и прав по должности, доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дала пояснения, аналогичные содержанию жалобы. Дополнительно пояснила, что вину в совершенном административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ МКОУ «Кежемская СОШ», признает полностью. Просила принять во внимание проведенную директором МКОУ «Кежемская СОШ» работу, направленную на устранение выявленных Службой по контролю и надзору нарушений, а также то обстоятельство, что завершить указанную работу препятствует отсутствие финансирования на данные нужды со стороны учредителя. Просила применить к рассматриваемому делу ст. 2.9. КоАП РФ и прекратить производство по делу за малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
В судебном заседании защитник МКОУ «Кежемская СОШ» Тихомирова А.С. доводы жалобы и пояснения доверителя поддержала в полном объеме. Просила применить ст. 2.9 КоАП РФ, прекратить производство по административному делу в отношении МКОУ «Кежемская СОШ» в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием.
В судебное заседание представитель Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области не явился, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. Представил заявление с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Принимая во внимание, что представитель Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Выслушав пояснения законного представителя МКОУ «Кежемская СОШ» ФИО1 и защитника Тихомировой А.С., проанализировав доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в административном материале, и дополнительно представленные к жалобе, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Постановлением мирового судьи от 19.11.2013 г. установлено, что **.**.**** заместителем начальника отдела контроля качества образования службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Ч.Н.Г. юридическому лицу МКОУ «Кежемская СОШ» выдано предписание № *** по устранению в срок до 01.10.2013 г. нарушений законодательства в сфере образования. Однако в установленный срок пункты 1 и 2 предписания юридическим лицом не были выполнены, а именно, 1) не зарегистрировано право оперативного управления зданием и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; 2) не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с дополнением сведениями о реализации образовательных программ дополнительного образования.
Как следует из копии предписания № *** от **.**.**** года, составленного заместителем начальника отдела контроля качества образования службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Ч.Н.Г., в ходе проведения должностными лицами Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области плановой проверки по соблюдению юридическим лицом МКОУ «Кежемская СОШ», расположенным по адресу: ..., ..., ..., требований законодательства в области образования, были выявлены нарушения, выразившиеся, в том числе, в следующем:
Пункт 1: учреждением не зарегистрировано право оперативного управления зданием; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
Пункт 2: не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с дополнением сведениями о реализации образовательных программ дополнительного образования: «Оч. умелые ручки», «Выпиливание и выжигание», «Теннис», «Чудесные мгновения».
Юридическому лицу предписано в срок до 01.10.2013 г. года устранить перечисленные в предписании нарушения.
Плановая проверка проведена на основании распоряжения руководителя службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от **.**.**** № ***
Отчетом директора МКОУ «Кежемская СОШ» об исполнении предписания от 24.09.2013 г., подтверждается, что пункты 1 и 2 указанного предписания учреждением не исполнены. Отчет поступил в Службу по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 07.10.2013 г.
На основании указанного отчета советником отдела контроля качества образования управления контроля и надзора службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Ч.Н.Г. **.**.**** в отношении МКОУ «Кежемская СОШ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по факту невыполнения в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
По результатам рассмотрения указанного материала мировым судьей вынесено постановление о привлечении МКОУ «Кежемская СОШ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Принимая во внимание, что факт невыполнения в установленный срок законных требований, указанных в пунктах 1, 2 предписания государственного органа, осуществляющего надзор в сфере образования № *** от **.**.**** года, установлен мировым судьей на основании собранных по делу об административном правонарушении доказательств: протокола об административном правонарушении от **.**.**** г., акта проверки от **.**.**** г., предписания № *** по устранению нарушений законодательства РФ в сфере образования, вывод мирового судьи о наличии в действиях МКОУ «Кежемская СОШ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт невыполнения в установленные сроки и в полном объеме указанных пунктов предписания органа, осуществляющего государственный надзор в сфере образования и вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, законным представителем МКОУ «Кежемская СОШ» при рассмотрении дела мировым судьей и при рассмотрении жалобы не оспаривались.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Как следует из постановления мирового судьи, представитель МКОУ «Кежемская СОШ» в судебном заседании пояснила, что юридическое лицо не исполнило предписание государственного органа в установленный срок в связи с отсутствием финансирования от учредителя Администрации МО «Братский район». Руководство МКОУ «Кежемская СОШ» неоднократно обращалось в отдел образования.
Согласно Уставу МКОУ «Кежемская СОШ» является некоммерческой организацией, полномочия учредителя в отношении него осуществляет Администрация МО «Братский район», источниками формирования финансовых ресурсов учреждения являются собственные средства Учредителя (пункты 3.2, 2.1, п. 6.4 Устава).
При рассмотрении жалобы законным представителем МКОУ «Кежемская СОШ» представлены дополнительные доказательства, а именно:
- копии ходатайств от **.**.**** г., от **.**.**** г., от **.**.**** г., от **.**.****. от имени директора МКОУ «Кежемская СОШ», адресованные заведующему отдела образования Администрации МО «Братский район» с просьбами выделить денежные средства на изготовление межевого плана и кадастрового паспорта земельного участка за счет средств местного бюджета, оплатить счет на проведение кадастровых работ по изготовлению межевого плана на земельный участок. На всех ходатайствах имеются штампы входящей корреспонденции отдела образования Администрации МО «Братский район», что свидетельствует о получении ходатайств адресатом. К ходатайствам прилагаются соответствующие счета на оплату указанных работ и заявки на кассовый расчет;
- копии договоров подряда на выполнение кадастровых работ № *** и № *** от **.**.**** г., заключенных МКОУ «Кежемская СОШ» (заказчик) с ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ» (исполнитель), в соответствии с которыми исполнитель обязался: организовать и провести техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, расположенных по адресу: ..., ..., ... (здание средней общеобразовательной школы и здание начальной школы); изготовить технические паспорта на указанные объекты; организовать и провести топографическую съемку земельного участка, находящегося по указанному адресу; изготовить на него межевой план; осуществить постановку перечисленных объектов недвижимости на государственный учет;
- копия акта сдачи - приемки выполненных работ *** к договору № *** от **.**.**** г., из которого следует, что ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ» выполнило работы по технической инвентаризации объектов капитального строительства: нежилые здания – здание средней общеобразовательной школы и здание начальной школы.
- копия платежного поручения *** от **.**.**** г., согласно которого **.**.**** МКОУ «Кежемская СОШ» перечислило на счет ОГУП «ОЦТИ - Областное БТИ» денежные средства за техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
-копии технических паспортов от **.**.**** на здания МКОУ «Кежемская СОШ», расположенные по адресу: ...,....
Таким образом, из имеющихся в материалах административного дела и дополнительно представленных юридическим лицом доказательств следует, что МКОУ «Кежемская СОШ» были приняты все зависящие от него меры по выполнению предписания.
Согласно письменному сообщению Администрации МО «Братский район» расходы МКОУ «Кежемская СОШ» на изготовление правоустанавливающих документов (кадастрового паспорта земельного участка) будут профинансированы Администрацией МО «Братский район» за счет средств субсидии областного бюджета (согласно Постановлению Правительства Иркутской области № 186 от 14.05.2013 г.) в первом квартале **.**.**** г.
При наличии таких обстоятельств прихожу к выводу, что при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, полагаю возможным признать действия МКОУ «Кежемская СОШ», принявшего все меры к выполнению предписания и устранению выявленных нарушений в области законодательства об образовании, но не устранившего их окончательно по независящим от него обстоятельствам, а также их последствия - малозначительными, поскольку они не причинили существенного вреда охраняемым законом общественным правоотношениям.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 53 Братского района Иркутской области от 19.11.2013 г. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МКОУ «Кежемская СОШ» прекращению с объявлением МКОУ «Кежемская СОШ» устного замечания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И ЛА:
Жалобу Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кежемская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 53 Братского района Иркутской области от 19.11.2013 г., о признании Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кежемская средняя общеобразовательная школа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кежемская средняя общеобразовательная школа» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объявить Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кежемская средняя общеобразовательная школа» устное замечание.
Решение вступает в законную силу немедленно со дня его вынесения.
Судья М.А. Гапеевцева