РЕШЕНИЕ
06 июня 2017 года город Орел
Судья Советского районного суда г.Орла Щербина И.С., рассмотрев жалобу военного комиссара Орловской области на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
военный комиссар Орловской области обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении его к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В обоснование жалобы указал, что проверка проведена неуполномоченным лицом. Кроме того, военным комиссаром ежегодно направляются запросы в довольствующие органы Министерства обороны РФ для выделения денежных средств. Вместе с тем, денежные средства не поступают на счет военного комиссариата, в связи с чем, не имеется возможности исполнить обязанности надлежащим образом. Просит судью отменить вышеуказанное постановление от ДД.ММ.ГГ, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО1 поддержала доводы жалобы, просит судью отменить постановление, производство по делу прекратить.
Государственный инспектор Орловской области по пожарному надзору ФИО2, военный комиссар Орловской области ФИО3 надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки судье не сообщили.
Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Установлено, что на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области А.А.Б. от ДД.ММ.ГГ№***. в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГ на объектах защиты ФКУ «Военный комиссариат <...>», расположенных по адресу: <...> проведена проверка обязательных требований пожарной безопасности Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
Постановлением государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГ№*** военный комиссар Орловской области ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно:
1. Система автоматической пожарной сигнализации в административном здании находится в неработоспособном состоянии (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
2. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в административном здании находится в неработоспособном состоянии (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
3. Здания склада, гаража и контрольно-пропускного пункта не оборудованы системами противопожарной защиты (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390; ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 7 табл. 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», таблица А1 приложение А, СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);
4. Пути эвакуации административного здания отделаны горючими материалами стеновые панели, линолеум), сертификаты соответствия отсутствуют (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390; табл. 3, 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
5. На дверях помещений складского назначения отсутствуют обозначения в зависимости от категории по взрывопожарной и пожарной опасности (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390);
6. Отсутствуют протоколы проверки качества огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли административного здания, склада и гаража (п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390);
7. Объекты защиты не в полной мере обеспечены первичными средствами пожаротушения (п.п. 465, 468, приложение № 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
8. Отсутствует исполнительная документация на системы противопожарной защиты (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390),
и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Вместе с тем, с указанным постановлением согласиться нельзя в связи со следующим.
В силу Указа Президента РФ от 07.12.2012 №1609 (ред. от 18.12.2016) «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов.
Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации.
Оплата аренды зданий и помещений, занимаемых военными комиссариатами, помещений призывных пунктов, помещений (зданий) и земельных участков, используемых аппаратом усиления, за фактическое время их использования производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ г.г. военный комиссар Орловской области ФИО3 обращался с заявлениями, письмами в довольствующие органы Министерства обороны РФ о выделении средств на необходимый противопожарный инвентарь, а так же оборудование зданий и сооружений системами автоматической противопожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения.
Между тем, финансирование на указанные цели из Министерства обороны РФ на счет военного комиссариата Орловской области не поступали.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, судья полагает, что ФИО3 предпринимаются меры для устранения нарушений, что свидетельствует о недоказанности его вины в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
Кроме того, судья полагает необходимым указать, что Приказом МЧС России от 14.06.2016 №323 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с которым исполнение государственной функции в отношении режимных объектов федеральных органов исполнительной власти осуществляется по согласованию с указанными федеральными органами исполнительной власти (ст. 5). Главным управлением МЧС России по Орловской области не получено согласование на проведение проверки в отношении ФКУ «Военный комиссариат Орловской области» с органами военного управления, чем нарушен установленный законом порядок проверки, что согласуется с телеграммой Штаба Западного военного округа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу военного комиссара Орловской области на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Орловской области по пожарному надзору №*** от ДД.ММ.ГГ о привлечении к административной ответственности военного комиссара Орловской области по ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении военного комиссара Орловской области прекратить, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение 10 дней с момента его получения.
Судья: И.С. Щербина