ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-132/2017 от 18.01.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Савкин Ю.В. Дело № 12-132/2017

Р Е Ш Е Н И Е

18 января 2017 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Борс Х.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе < Ф.И.О. >1 на решение судьи Крымского районного суда Краснодарского края от <...>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта от <...><...>< Ф.И.О. >1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.11.4 КоАП РФ и ему назначено административного наказания в виде штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Крымского районного суда Краснодарского края от <...> постановление заместителя начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта оставлено без изменения, жалоба < Ф.И.О. >1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, < Ф.И.О. >1 просит решение судьи Крымского районного суда Краснодарского края от <...> и постановление административного органа отменить.

В обоснование жалобы < Ф.И.О. >1 указал, что запрос на разрешение и условия использование воздушного пространства был запрошен < Ф.И.О. >1 у диспетчера аэродрома государственной авиации «<...>», что подтверждается приобщенной к материалам дела справкой командира военной части <...> от <...>, согласно которой он выходил в установленное время на связь и с разрешения руководителя полетами аэродрома «<...>» осуществлял авиационно-химические работы. При осуществлении данных полетов, он полностью соблюдал все требования законодательства РФ, поскольку запрашивал разрешение на использование воздушного пространства именно у диспетчера аэродрома государственной авиации «<...>» и находился на связи с ним. Кроме того, при привлечении его к административной ответственности, был нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении от <...><...>. Так, действия, за которые он привлечен к административной ответственности были совершены <...>, при этом, протокол <...> составлен - <...>.

В судебном заседании представители < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >3 и < Ф.И.О. >4 поддержали доводы жалобы, просили решение судьи первой инстанции от <...> и постановление административного органа отменить.

В возражениях на жалобу < Ф.И.О. >1 представитель Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности < Ф.И.О. >5 с доводами, изложенными в жалобе < Ф.И.О. >1 не согласен, просил решение судьи первой инстанции от <...> и постановление административного органа оставить без изменения, поскольку считает, что они мотивированны, законны и соответствуют материальному и процессуальному праву.

В судебном заседании представитель Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности < Ф.И.О. >5 возражал против удовлетворения жалобы < Ф.И.О. >1, просил решение судьи первой инстанции от <...> и постановление административного органа оставить без изменения, по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.

В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

На основании ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому ли­цу, или законному представителю физического лица, или законному представи­телю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылает­ся указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного поста­новления.

Как следует из материалов дела, копия оспариваемого решения получена представителем < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >3<...>, жалоба в суд подана им - <...>. Учитывая это, судья краевого суда приходит к выводу о том, что срок на обжалование решения судьи Крымского районного суда Краснодарского края от <...> не пропущен, необходимости в восстановлении процессуального срока не имеется.

Судья вышестоящей инстанции, выслушав представителей < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >3 и < Ф.И.О. >4 и представителя Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности < Ф.И.О. >5, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, полагает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушении.

Материалами дела установлено, что в 2016 году между ОО «<...>» и ООО «<...>» заключен договор на проведение агрохимических работ по обработке посевов, в соответствии с условиями которого, ООО «<...>» оказывало комплексные услуги по организации, выполнению и координации агрохимических работ.

Во исполнение указанного договора, <...> производились полеты воздушного судна <...> под управлением командира < Ф.И.О. >1 с площадки, находящейся в районе <...> Краснодарского края, примерно 600 метрах от дороги <...><...>. Всего <...> было выполнено 22 полета.

<...> в районе <...> Краснодарского края воздушное судно <...>, включенное в спецификацию сертификата эксплуатанта ООО «<...>», под управлением командира воздушного судна < Ф.И.О. >1 осуществляло полеты на авиационно-химические работы по обработке посевов ООО «<...>». При этом, полеты на авиационно-химические работы выполнялись пилотом < Ф.И.О. >1 с нарушением требований воздушного законодательства Российской Федерации.

Разрешение и условия на использование воздушного пространства у Ростовского Зонального центра Единой системы организующего использование воздушного пространства командиром воздушного судна < Ф.И.О. >1 не запрашивались, сообщений о начале и окончании работ не поступало, на радиосвязь с органами ОВД КВС во время полетов < Ф.И.О. >1 не выходил, чем нарушил пункты 10, 113, 116 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...><...>, пункта 51.5 Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <...><...>, пункта 6.8 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <...><...>.

Административным органом принято упомянутое постановление, которое решением судьи по результатам рассмотрения жалобы признано законным и обоснованным.

Вина < Ф.И.О. >1 подтверждается протоколом об административном правонарушении от <...>, рапортами сотрудников полиции, объяснениями < Ф.И.О. >1, ответами уполномоченных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ, нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ составляет неисполнение, ненадлежащее исполнение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства.

В силу п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса РФ, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса РФ, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Статьями 16, 19 Воздушного кодекса РФ, установлено, что в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения. Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...><...>, в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации класса C - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м. действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил.

Пунктом 109 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...><...> установлено, что план полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

План полета воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов A и C, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса G.

В соответствии с пунктами 113, 116 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...><...>, разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства. Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается, в том числе, для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов А и С (за исключением деятельности, указанной в пункте 114 Федеральных правил).

Пунктом 105 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...><...> установлено, что организация планирования использования воздушного пространства осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации.

Согласно пункту 51.5 Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <...><...>, командир воздушного судна обязан в случаях, если вылет воздушного судна организуется с аэродрома или посадочной площадки, где не предоставляется аэродромное диспетчерское обслуживание, запрашивать перед вылетом разрешение и условия на использование воздушного пространства у районного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В силу пункта 47 Федеральных авиационных правил, Зональный центр Единой системы, не имеющий в границах своей зоны районного центра Единой системы, выполняет дополнительно основные задачи по организации планирования использования воздушного пространства, предусмотренные для районного центра Единой системы.

Согласно пункта 6.8 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <...><...>, при полетах по выполнению авиационных работ в контролируемом воздушном пространстве командир воздушного судна обязан сообщить органу обслуживания воздушного движения, в зоне ответственности которого он находится, о начале, приостановлении и окончании работ, а также поддерживать с ним радиосвязь не реже чем через 60 минут.

В соответствии с пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от <...><...>, командир воздушного судна и эксплуатант воздушного судна обязан обеспечивать использование воздушного пространства Российской Федерации в порядке, установленном указанными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, командир воздушного судна <...>< Ф.И.О. >1 перед вылетом <...> с посадочной площадки, где не предоставляется аэродромное диспетчерское обслуживание, находящейся вблизи <...> Краснодарского края, для выполнения авиационно-химических работ по обработке посевов ООО «<...>» в районе <...> Краснодарского края, не запрашивал разрешение и условия на использование воздушного пространства и Ростовского Зонального центра Единой системы организации воздушного движения, организующего использование воздушного пространства в установленной приказом Министерства транспорта РФ от <...><...> в зоне ответственности.

На воздушное судно <...> представленный план полета (сообщение FPL согласно табелю сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства транспорта РФ от 24.021.2013 года <...>) на <...> подан в Ростовский Зональный центр Единой системы организации воздушного движения <...> в 04.27 час. В 04.28 час. Ростовским Зональным центром Единой системы организации воздушного движения разрешение на использование воздушного пространства передано органу обслуживания воздушного движения – Кубанскому Центру ОВД, осуществляющему свои функции в районе планируемых ООО «Деметра» полетов, согласно пункту 59 приложения <...> границы зон (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации к приказу Министерства транспорта РФ от <...><...> «Об утверждении границ зон (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов), границ классов А, С и G воздушного пространства»), в виде сообщения PLN.

Согласно пункту 14 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...><...>, диспетчерской зоной является контролируемое воздушное пространство в пределах района полетной информации земной или водной поверхности до высоты нижней границы диспетчерского района или высоты второго эшелона включительно, как правило, в радиусе не менее 10 км. контрольной точки аэродрома.

Воздушное пространство диспетчерской зоны аэродрома государственной авиации «Крымск» классифицируется как воздушное пространство класса С.

В указанном разрешении на использование воздушного пространства Ростовским Зональным центром Единой системы организации воздушного движения указано (признак ЕЕТ/поля 18 «Прочая информация» сообщения PLN) четырехбуквенное обозначение (индекс) УРКК (Краснодар) органа обслуживания воздушного движения, привлекаемого к управлению воздушным движением.

При этом, командир воздушного судна <...>< Ф.И.О. >1 на радиосвязь с местным диспетчерским пунктом (МДП) Краснодар Кубанского Центра обслуживания воздушного движения во время полетов <...> не выходил, в связи с чем, органы обслуживания воздушного движения (Ростовский Зональный центр Единой системы организации воздушного движения, Кубанский Центр обслуживания воздушного движения), осуществляющие реализацию плана использования воздушного пространства на текущие сутки, не имели информации о фактическом времени начала запланированной деятельности пользователя воздушного пространства и об окончании полетов.

Пунктом 28 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...><...> установлено, что в контролируемом воздушном пространстве для выполнения полетов вне маршрутов обслуживания воздушного движения полеты воздушных судов выполняются по маршрутам.

При этом, под контролируемым воздушным пространством понимается воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание (воздушное пространство класса С), а под маршрутом полета – проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами.

В силу пункта 110 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...><...>, план полета, в том числе, должен содержать информацию о маршруте полета воздушного судна.

Представленный пользователем воздушного пространства план полета (сообщение FPL) на <...> в поле 15 (маршрут полета) содержит информацию об элементах маршрута полета воздушного судна <...> в виде географической координаты основной точки маршрута полета воздушного судна <...>, которая совпадает с местоположением посадочной площадки вылета и посадки (местоположение Варнавинское). Таким образом, пользователем было заявлено использование воздушного пространства в месте вылета и посадки.

При этом, полеты на авиационно-химические работы воздушного судна <...> под управлением командира воздушного судна < Ф.И.О. >1 производились <...> в районе <...> Краснодарского края, то есть маршруту, отличному от запланированного.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исследованные судьей первой инстанции доказательства во взаимосвязи с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, в своей совокупности подтверждают вину < Ф.И.О. >1 в совершении исследуемого правонарушения, оснований подвергнуть сомнению доказательства, положенные в основу оспариваемого решения, у судьи вышестоящей инстанции, не имеется.

При рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении судьей первой инстанции установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, представленные материалы дела исследованы всесторонне, полно и объективно, им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы < Ф.И.О. >1 о том, что разрешение и условия использования воздушного пространства были запрошены им у диспетчера аэродрома государственной авиации «<...>» и указанные действия он посчитал достаточными, не состоятельны, поскольку разрешение и условия на использование воздушного пространства у Ростовского Зонального центра Единой системы организации воздушного движения командир воздушного судна <...>< Ф.И.О. >1 не запрашивал, сообщений о начале и окончании работ не поступало, на радиосвязь с органами обслуживания воздушного движения командир воздушного судна во время полетов < Ф.И.О. >1 не выходил.

Иные доводы < Ф.И.О. >1, содержащиеся в его жалобе, не имеют правового значения и не влияют на законность оспариваемого им решения.

Действия < Ф.И.О. >1 квалифицированы верно, административное наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах санкции, установленной законом, согласуется с обстоятельствами дела, отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда не допущено.

Оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления административного органа и решения судьи не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ судья,

РЕШИЛ:

Решение судьи Крымского районного суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, жалобу < Ф.И.О. >1 – без удовлетворения.

Судья Борс Х.З.