ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-132/2021 от 13.10.2021 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело №12-132/2021

РЕШЕНИЕ

г. Омутнинск Кировской области 13 октября 2021 года

Судья Омутнинского районного суда Кировской области Костин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Песковский коммунальник» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Грязевой О.В. №02-08/03-21 от 12.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ «Песковский коммунальник»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением №02-08/03-21 от 12.08.2021, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Грязевой О.В., МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Указано, что 29.06.2021 в 14 часов 30 минут по результатам плановой выездной проверки в отношении МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» установлено, что им не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), представлению сведений для актуализации учетных сведений. Оно осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: Кировская область, Омутнинский район, пгт. Песковка, ул. Гагарина. Объект НВОС III категории МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» поставлен на соответствующий учет 30.12.2016. По данным заявки о постановке на учет объекта НВОС от 28.12.2016, на территории МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» имеется три источника выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: очистные сооружения (ИЗА №12), труба котельной на очистных сооружениях (ИЗА №1), иловые карты (ИЗА №13). Согласно инвентаризации источников выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проведенной в 2017 году, на «Промплощадке №1 – очистные сооружения» имеется шесть таких источников – труба котельной (ИЗА №0001), песколовка (ИЗА №6001), первичные отстойники (ИЗА №6002), аэротенки (ИЗА №6003), вторичные отстойники (ИЗА №6004), иловые площадки (ИЗА №6005). Однако актуализация учетных сведений об объекте НВОС МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» не проводилась.

Не согласившись с постановлением, в установленный законом срок МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, указав, что заявка о постановке на учет объекта НВОС от 28.12.2016 была направлена на основании Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» (далее – Проект НВОС). Согласно данному Проекту, имеется три источника выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: очистные сооружения (ИЗА №12), в том числе песколовка, первичный отстойник, вторичный отстойник, аэротенки; труба котельной на очистных сооружениях (ИЗА №1), иловые карты (ИЗА №13). В 2017 г. предприятием проведена актуализация инвентаризации источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по результатам которой три ранее учтенных источника НВОС «Промплощадки №1 – очистные сооружения» разделены на шесть источников. Песколовка (ИЗА №6001), первичные отстойники (ИЗА №6002), вторичные отстойники (ИЗА №6004), выделены как самостоятельные источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, источники загрязнения окружающей среды были и ранее учтены в Проекте НВОС, на основании которого объект НВОС поставлен на государственный учет. После проведения инвентаризации на объекте НВОС фактически не изменились источники загрязнения окружающей среды, категория объекта НВОС, характеристика технологических процессов, характеристика технических средств, технология очистки сточных вод. Таким образом, допущенное нарушение носит формальный характер, не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, обществу и государству. На момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении данное нарушение устранено, 21.07.2021 предприятием получено свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС.

Законный представитель юридического лица - директор МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» Ляпунова И.А. просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти.

В соответствии с п. 4 ст. 4.2 указанного Федерального закона присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 6 ст. 69.2 Федерального закона №7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Как установлено из материалов дела: акта проверки Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» №313-ПКК от 29.06.2021, данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для промплощадок МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» от 18.09.2017, программы производственного экологического контроля МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», на «Промплощадке №1 – очистные сооружения» предприятия имеется шесть источников выбросов загрязняющих веществ – труба котельной (ИЗА №0001), песколовка (ИЗА №6001), первичные отстойники (ИЗА №6002), аэротенки (ИЗА №6003), вторичные отстойники (ИЗА №6004), иловые площадки (ИЗА №6005).

При этом на государственном учете стоят три источника выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: очистные сооружения (ИЗА №12), труба котельной на очистных сооружениях (ИЗА №1), иловые карты (ИЗА №13), поставленные на государственный учет на основании заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, от 28.12.2016.

Актуализация сведений не произведена, что и послужило поводом для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Согласно Проекту нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», на Промплощадке №1 по адресу: пгт. Песковка, ул. Гагарина, размещены источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: труба котельной на очистных сооружениях (ИЗА №1), очистные сооружения (ИЗА №12), в том числе: песколовка, первичный отстойник, вторичный отстойник, аэротенки; иловые площадки очистных сооружений (ИЗА №13).

Таким образом, подтверждены доводы юридического лица о том, что источники загрязнения окружающей среды были и ранее учтены в Проекте НВОС, на основании которого объект НВОС поставлен на государственный учет, и фактически новых источников после инвентаризации, проведенной в 2017 году, на Промплощадке №1 не появилось.

Сведений о том, что в связи с вышеизложенным увеличилось количество вредных выбросов в атмосферный воздух, иных неблагоприятных последствий для окружающей среды, материалы дела не содержат. Согласно вышеуказанному акту проверки, аварийных и залповых выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также ситуаций, приведших к загрязнению окружающей среды в 2018 – 2021 г.г., не возникало.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью его опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).

В связи с изложенным прихожу к выводу, что указанное нарушение не повлекло вреда окружающей среде, не привело к иным неблагоприятным последствиям, то есть существенная угроза общественным охраняемым интересам отсутствует, допущенное нарушение не повлекло вредных последствий, в связи с чем постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению по малозначительности на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Грязевой О.В. №02-08/03-21 от 12.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении МУП ЖКХ «Песковский коммунальник»отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью, объявив устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в десятидневный срок со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Омутнинский районный суд.

Судья А.В. Костин

Решение21.10.2021