Дело №
РЕШЕНИЕ |
Судья Центрального районного суда <адрес>А. Е.А., при секретаре Отт Н.С., рассмотрев жалобу директора по строительству акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» ФИО1 на постановление мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело №),
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в отношении директора по строительству АО «Новосибирскавтодор» ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что АО «Новосибирскавтодор» не выполнило в срок работы, предусмотренные муниципальным контрактом от № на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги и искусственных сооружений по <адрес> на участке от <адрес> до проспекта Дзержинского в <адрес>, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между МКУ <адрес> «Управление дорожного строительства» и АО «Новосибирскавтодор», что свидетельствует о совершении директором по строительству АО «Новосибирскавтодор» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании постановления мирового судьи 4-го судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор по строительству АО «Новосибирскавтодор» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 7 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 379 503 (четыре миллиона триста семьдесят девять тысяч пятьсот три) рубля 88 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в районный суд с жалобой, в которой изложил следующие доводы.
Руководствуясь положениями ст. 716 ГК РФ, подрядчик, в ходе выполнения подготовительных работ по контракту, выявив обстоятельства, не позволяющие выполнить работы в соответствии с требованиями контракта и в установленные контрактом сроки, незамедлительно приостановил работы и уведомил об этом Заказчика письмами за исх. № УП-ИС-1207 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) об остановке работ, за исх. № УП-ИС-1363 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), повторное письмо об остановке работ за исх. № УП-ЮР-221 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
К основаниям приостановки, в том числе, относились:
- несоответствие фактических высотных отметок покрытия проезжей части проектным значениям, отклонения от проектных значения составили от -23 до +22 см, что повлияло на порядок выполнения работ по фрезерованию существующего покрытия, устройству выравнивающего слоя покрытия, устройству верхнего слоя покрытия, установке бортовых камней, устройству тротуаров, установке пешеходного ограждения и нанесению дорожной разметки;
- отсутствие на ПК 7+10 право, 7+65 право, 8+25 право, 13+70 лево, 18+60 право, 19+75 лево, 19+75 право, 20+55 право, 25+30 лево, 26+10 лево, 26+85 лево, 27+95 лево дождеприемников ливнесточных вод, ремонт которых был предусмотрен проектно-сметной документацией;
- отсутствие на ПК 25+30 лево, 26+85 право, 27+80 право смотровых колодцев ливневой канализации, ремонт которых был предусмотрен проектно-сметной документацией;
- несоответствие фактических параметров горловины дождеприемных колодцев ливнесточных вод (прямоугольная форма), замена и наращивание которых был предусмотрен проектно-сметной документацией круглой формы;
- несоответствие технологии реализации установки люков плавающих тяжелых Т и переходной зоны из эластобетона FlexCrete вокруг колодцев, что повлекло необходимость замены применяемых материалов.
Наличие данных обстоятельств, не позволило Подрядчику выполнить работы по фрезерованию существующего покрытия и по устройству новых слоев покрытия, что технологически неразрывно связано с выполнение последующих работ по ремонту тротуаров, установке перильного ограждения, нанесению дорожной разметки и регулировке высотного положения колодцев. Выполнение работ по демонтажу отдельных конструктивов без незамедлительного их устройства снижает степень безопасности эксплуатации объекта.
Таким образом, несоответствие технической (проектной и рабочей) документации фактическим параметрам и состоянию Объекта, привело к необходимости приостановки работ до внесения в нее изменений. Невозможность реализации проектных решений и необходимости корректировки проектных решений подтверждена Заказчиком. Скорректированная техническая документация выдана Заказчиком Подрядчику ДД.ММ.ГГГГ. Период приостановки составил 50 дней.
Еще одним обстоятельством препятствующим завершению работ в контрактные сроки, явилось отсутствие у Подрядчика технической документации в полном объеме, необходимой для начала работ, по причине непредоставления ее Заказчиком.
Также Подрядчик был лишен возможности начать производство работ непосредственно сразу после заключения контракта в декабре 2020 года, так как это привело бы к снижению качества результата выполненных работ. Работы по ремонту дороги возможно и рекомендуется начать при условии наступления благоприятных погодных условий, поскольку выполнение отдельных видов работ в зимний период ограничено рядом требований действующей нормативно-технической документации.
Распространение КОВИД-19 также отразилось на работниках АО «Новосибирскавтодор», так как уровень временной нетрудоспособности сотрудников в 2020 году по сравнению с 2019 годом вырос на 37,29 %, за 10 месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным перио<адрес> года – на 16,07 %.
Таким образом, ФИО1 в жалобе просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Дукина Я.О. доводы, изложенные в жалобе поддержали и просили постановление мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, а производство по делу прекратить.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Проскурина Т.И. просила суд постановление мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании директора по строительству АО «Новосибирскавтодор» ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а в жалобе ФИО1 отказать в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ), контрактная система в сфере закупок основывается на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии со ст. 3 того же закона, контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом.
Из смысла ст. 2 Закона № 44-ФЗ следует, что к правоотношениям в сфере контрактной системы и закупок товаров, работ и услуг применяются, в том числе нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст.ст. 432, 766 ГК РФ условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства (ст. 309 ГК РФ).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статья 24 Закона №196-ФЗ прямо закрепляет, что граждане имеют право на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан региональный проект «Дорожная сеть (<адрес>)» национального проекта «Дорожная сеть» «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Мероприятия БКАД НСО ДС состоят из взаимосвязанных по срокам и ресурсам мероприятий, направленных на решение задач в рамках государственной программы <адрес> «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в <адрес>».
В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог необходимо обеспечить достижение целей и целевых показателей, в том числе увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям.
В соответствии с п. 6 Порядка финансирования мероприятий государственной программы <адрес> «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в <адрес>», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, оплата поставок товаров, выполненных работ и оказанных услуг по государственным контрактам при реализации мероприятий государственной программы осуществляется по итогам осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании контрактов, актов сдачи-приема выполненных работ (оказанных услуг), счетов-фактур, счетов, товарно-транспортных накладных.
Согласно ч. 1 ст. 95 Закона №44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных указанной нормой.
В соответствии с ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ виновные в нарушении законодательства лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.
Из материалов дела следует и мировым судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ <адрес> «Управление дорожного строительства» (заказчик) и АО «Новосибирскавтодор» (подрядчик) заключен муниципальный контракт №, по условиям которого АО «Новосибирскавтодор» обязалось выполнить работы по ремонту автомобильной дороги и искусственных сооружений по <адрес> на участке от <адрес> до проспекта Дзержинского в <адрес>.
Цена контракта составила 125 128 682 руб. 40 коп.
Согласно п.п. 1.3, 4.1 контракта, подрядчик принял на себя обязательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить все работы, предусмотренные условиями контракта и сдать объект пригодный к безопасной эксплуатации.
Дополнительные соглашения о продлении указанного срока сторонами не заключались.
По контракту подрядчику выплачен аванс в размере 37 538 604,72 руб. Стоимость невыполненных работ составляет 87 590 077,68 руб.
В связи с нарушением сроков выполнения работ по муниципальному контракту №, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между МКУ <адрес> «Управление дорожного строительства» и АО «Новосибирскавтодор», прокуратурой <адрес> была проведена проверка, в ходе которой установлено, что в предусмотренный контрактом срок - до ДД.ММ.ГГГГ, работы по ремонту автомобильной дороги и искусственных сооружений по <адрес> на участке от <адрес> до проспекта Дзержинского в <адрес>, АО «Новосибирскавтодор» не выполнило.
После проведенной проверки, прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора по строительству АО «Новосибирскавтодор» ФИО1 по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на работу в АО «Новосибирскавтодор» на должность инженера проектов, далее приказом от ДД.ММ.ГГГГ, он переведен на должность директора по строительству.
В соответствии с должностной инструкцией на директора по строительству возложено руководство деятельности организации по выполнению контрактных обязательств по строительству (реконструкции), капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог с несением всей полноты ответственности за последствия принимаемых решений, сохранности и эффективное использование имущества АО «Новосибирскавтодор», а также финансово-хозяйственные результаты деятельности.
В обжалуемом постановлении мировым судьей указано, что АО «Новосибирскавтодор» не выполнило в срок работы на сумму 87 590 077, 68 руб., предусмотренные заключенным контрактом. Приходя к такому выводу мировой судья исходит из даты заключения контракта и сроков его выполнения, а также указывает, что при заключении контракта АО «Новосибирскавтодор» не проанализированы возможные риски, правовые последствия, а также соразмерность объема и срока, отведенного для их выполнения, надлежащим образом не организовано и не обеспечено своевременное и качественное решение задач и функций, не совершены другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения муниципального контракта.
С выводами мирового судьи судья районного суда соглашается, полагая, что они основаны на полном исследовании всех доказательств по делу.
Полагаю, что должностным лицом АО «Новосибирскавтодор» ФИО1 не приняты все зависящие меры по надлежащему исполнению контракта в установленный срок, не обеспечена своевременная поставка материалов, а также контроль за производством работ.
Доводы жалобы о том, что невыполнение работ в установленный контрактом срок связан несоответствием технической документации фактическим параметрам и состоянию объекта, неблагоприятными погодными условиями, а также возросшим уровнем среди сотрудников временной нетрудоспособности из-за распространения КОВИД-19, отвергаются.
В силу ст.ст. 432, 766 ГК РФ, условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Действительно, как следует из материалов дела и представленных заявителем документов – ответов МКУ «УДС», заказчик не оспаривает, что проведение работ было приостановлено на время корректировки документации. Между тем, исходя из сроков приостановления подрядных работ, их общий срок составил не более 50 дней, то есть с момента направления первого письма от ДД.ММ.ГГГГ в адрес МКУ «УДС» и выдачей скорректированной технической документации ДД.ММ.ГГГГ.
Выявленные недостатки в технической документации имели место быть только в мае месяце 2021, тогда как контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ и только ДД.ММ.ГГГГ в адрес заказчика было направлено письмо о корректировке проектной документации.
О нарушении сроков выполнения работ свидетельствует и то обстоятельство, что и в настоящее время работы выполнены не были, тогда как в ответе АО «Новосибирскавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокурора <адрес> говорится о завершении работ к ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о непринятии достаточных мер со стороны подрядной организации к выполнению работ к сроку, указанному в муниципальном контракте, даже с учетом увеличения сроков с учетом времени приостановки работ на 50 дней.
Таким образом, работы со стороны подрядной организации АО «Новосибирскавтодор» не были выполнены как в срок, предусмотренный в муниципальном контракте, так и на момент вынесения оспариваемого постановления. Дополнительные соглашения об изменении сроков выполнения подрядных работ, не заключались.
Иные доводы заявителя и его защитника – не влияют на выводы мирового судьи.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что директор по строительству АО «Новосибирскавтодор» ФИО1 не принял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению контракта в установленный срок, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности мировым судьей по части 7 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, правовых оснований для признания оспариваемого ФИО1 постановления незаконным отсутствуют.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части назначенного наказания, что в свою очередь не влияет на законность принятого постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
С учетом размера штрафа, имущественного положения ФИО1, нахождение на его иждивении супруги и малолетнего ребенка, судья полагает возможным применить положения ч. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ о снижении размера административного штрафа и снизить размер назначенного мировым судьей административного штрафа до 2 189 751,94 руб. (4 379 503,88 руб. / 2).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л :
Постановление мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) в отношении директора по строительству акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» ФИО1 – изменить, снизить размер административного штрафа до 2 189 751 руб. (два миллиона сто восемьдесят девять тысяч семьсот пятьдесят один) рубль 94 коп.
Судья Е.А. А.