К О П И Я
Дело № 12-132/2023
РЕШЕНИЕ
г. Салехард 17 ноября 2023 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. генерального директора АО «Сибнефтегаз» ФИО1 на постановление судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении АО «Сибнефтегаз»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 18 сентября 2023 юридическое лицо АО «Сибнефтегаз» (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
С постановлением судьи не согласен и.о. генерального директора АО «Сибнефтегаз» ФИО1 в жалобе, поданной в суд ЯНАО, указал, что судьей не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Так из мотивировочной части постановления необходимо исключить рад источников выбросов вредных веществ, поскольку из 13 указанных в постановлении пять являются неучтенными, остальные учтены в отчете по инвентаризации. Просил изменить постановление в части.
Должностное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайство об отложении не заявил, в этой связи дело рассмотрено в отсутствии данного лица.
ЗащитникиАО «Сибнефтегаз» ФИО3, ФИО4 в судебном заседании настаивал на доводах жалобы, указали, что необходимо исключить часть источников выбросов, поскольку они учтены в отчете по инвентаризации, представив соответствующие фотоматериалы.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный закон от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Федеральный закон N 96-ФЗ) установил правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данным разрешением, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду, в частности - в атмосферный воздух - является обязательным для хозяйствующих субъектов.
Из содержания пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон N 7-ФЗ) следует, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного Закона устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Из положений статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть: наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 73 ФЗ «О государственном контроле» под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
По мотиву незаконности проверочных мероприятий постановление и решение судьи не оспариваются.
Из материалов дела следует, что Общество имеет разрешение на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 118 от 26 декабря 2017 года со сроком действия до 25 декабря 2024 года и разрешение № 45 от 01 декабря 2022 года со сроком действия до 31 декабря 2023 года (том 2 л.д. 23-29, 70-106).
На основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 29 мая 2023 года в отношении Общества проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в период с 05 июня по 19 июня 2023 года, по результатам которой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды, выразившиеся в отсутствии разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (том 1 л.д. 32-36).
Из акта от 26 июня 2023 года, составленного по результатам проверки, следует, что в период с 01 января 2022 года по 30 ноября 2022 года, с 01 декабря 2022 года по 26 июня 2023 года в отсутствие специального разрешения на выброс вредных веществ акционерное общество «Сибирская Нефтегазовая компания», расположенное по адресу: ЯНАО, <...> являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, имея возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но, не приняв всех зависящих от него мер по их соблюдению, оказывало вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, заключающееся в выбросе в атмосферный воздух 251,29 тонн вредных (загрязняющих) веществ, в том числе: 0,08 тонны Азота (II) диоксида; 0,28 тонн Азота диоксида азота; 0,05 тонн Аммиака, 0,08 тонн Ацетона (Пропан-2-он); 0,02 тонны Бутан-1-ол; 0,02 тонны Бутилацетата; 7,99 тонн взвешенных веществ; 0,01 тонна Гидроксибензола (фенола); 0,02. тонны Диметилбензола (ксилола) (смесь изомеров о-, м-, п-); 1,97 тонны масла минерального нефтяного; 222,896 тонны Метана; 13,86 тонн Метанола; 0,04 тонны Метилбензола (толуола); 0,02 тонны Пропан-2-ол; 0,03 тонны Сероводорода (Дигидросульфида); 0,04 тонны Сольвента нафта; 0,04 тонны Уйат-спирита; 3,32 тонны Углеводородов предельных; С1-С5 (алканы, исключая метан); 0,12 тонн углеводородов предельных С12-С19 (алканы); 0,29 тонн Углеводородов предельных С6-С10 (алканы); 0,04 тонны Углерода оксида; 0,02 тонны Формальдегида; 0,02 тонны Циколгескана; 0,05 тонны Этанола; 0,02 тонны Этилацетата, на объекте негативного воздействия на окружающую среду «Пырейное газоконденсатное месторождение», расположенном на территории Пуровского района, код объекта НВОС 71-0189-000098-П, со следующих источников выбросов:
вентиляционная труба круглого сечения Технологического корпуса Пырейного ГКМ,
вентиляционная труба квадратного сечения Технологического корпуса Пырейного ГКМ,
дымовая труба дизельной электростанции «Звезда-200НК» Пырейного ГКМ,
выхлопная труба Газоперекачивающего агрегата №1 (ГПК №1) Пурейного ГКМ,
две трубы выбросов картерных газов Газоперекачивающего агрегата №1 (ГПК №1) Пурейного ГКМ,
выхлопная труба Газоперекачивающего агрегата №2 (ГПК №2) Пурейного ГКМ,
две трубы выбросов картерных газов Газоперекачивающего агрегата №2 (ГПК №2) Пурейного ГКМ,
две вентиляционные трубы круглого сечения Котельной БППТГ-СН Пырейного ГКМ,
вентиляционная труба круглого сечения Блочно-модульной котельной «РЭМЭКС-2,2 ТТ» Пырейного ГКМ,
дефлектор насосной подачи метанола Пырейного ГКМ (том 1 л.д. 38-71).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Сибнефтегаз» протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, № 03/4-470/2023 от 15 августа 2023 года (том 1 л.д. 5-25).
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее по тексту - Порядок проведения инвентаризации стационарных источников).
В соответствии с п. 3 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников, при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются в том числе ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства; ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (п. 4 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников).
При применении инструментальных методов получение данных о выбросах ЗВ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ (п. 21 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников).
В соответствии с п. 34 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников, по результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, с указанием даты утверждения указанного отчета.
Доводы жалобы, что судом при рассмотрении дела не учтено, что вредное воздействие на атмосферный воздух могло осуществляться только с пяти неучтенных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, отклоняются. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, на которые ссылаются в жалобе, действительно учтены в Разрешении № 45 от 01 декабря 2022 года (том 2 л.д. 141, 142, 145-146, 148).
Срок действия данного разрешения установлен в период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2024 года (том 2 л.д. 70).
Надзорный орган проводил проверку за период с 01 января 2022 года по 30 ноября 2022 года, с 01 декабря 2022 года по 26 июня 2023 года, соответственно в первый проверяемый период - с 01 января 2022 года по 30 ноября 2022 года - действовало Разрешение № 118 от 26 декабря 2017 года (том 1 л.д. 185), в приложении к которому отсутствует отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих веществ).
Таким образом, прихожу к выводу о том, что в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства их совершения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных административном органом и судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных в обжалуемом судебном акте доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют, что при его рассмотрении лицам, участвующим в деле, созданы необходимые условия для реализации своих процессуальных прав, выяснялись, исследовались все доводы и доказательства, выдвинутые в защиту общества, им дана правильная оценка. Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу выводов суда.
Действия АО «Сибнефтегаз» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Такая квалификация соответствует установленным обстоятельствам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст.ст.1.5 и 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности и порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Совершенные обществом административные правонарушения посягают на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а потому не позволяют признать их малозначительными.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с применением ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1, ст.4.4 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенных административных правонарушений, является справедливым и соразмерным целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Несогласие заявителей с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, не допущено, нормы материального права применены правильно, а потому обстоятельств, которые в силу п.п.3, 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не усматривается.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Сибнефтегаз» оставить без изменения оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова